Михаил Виноградов: «У омских СМИ наблюдается настойчивое желание искусственно найти подводные камни у любого события»

Михаил Виноградов: «У омских СМИ наблюдается настойчивое желание искусственно найти подводные камни у любого события»

Дата публикации 30 сентября 2014 09:19

Представители омской политической элиты, общественники и журналисты встретились лицом к лицу на экспертной площадке, прошедшей 29 сентября в ОмГУ. Поводом стал приезд в Омск автора нашумевшего «Рейтинга выживаемости губернаторов» Михаила Виноградова. [ФОТО]

Встреча состоялась  в межвузовском инновационном бизнес-инкубаторе ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Для разговора за круглым столом были приглашены политологи, экономисты, социологи, журналисты. Региональное правительство представлял вице-губернатор Владимир Компанейщиков, курирующий информационную политику облправительства. Тема встречи была обозначена так: «Политический кризис в Омской области и пути выхода из него». Однако как отметила завкафедрой социологии истфака ОмГУ Ирина Огородникова, само присутствие представителей реальной власти на встречи с таким громким названием говорит об отсутствии такого кризиса. 
 
«Это только первая ласточка, — сказал генеральный директор «12-го канала», кандидат политологических наук Александр Малькевич. Я бы даже назвал это не круглым столом, а омским экспертным клубом. Его работа будет вестись системно с привлечением экспертов федерального уровня. Речь должна идти скорее не о политическом кризисе внутри региона, а о восприятии  Омской области на федеральном уровне, особенно в медиа. Мы видим, что в федеральных СМИ не совсем верно трактуются то, что происходит в Омской области».


 
«Взгляд со стороны» представил президент фонда «Петербургская политика», самый цитируемый политолог России (по данным «Википедии») Михаил Виноградов
 
«В целом ситуация в Омской области  представляется как весьма противоречивая, — отметил Виноградов. — С одной стороны, количество негатива о регионе в СМИ достаточно велико. Нужно разбираться, связано ли это с тем, что население и масс-медиа соскучились по политическим интригам. На мой взгляд, здесь наблюдается настойчивое желание искусственно рационализировать реальность и найти подводные камни у любого события. В последних рейтингах Омская область находилась в пятом-шестом десятке. Но абсолютизировать их не стоит. Мы сейчас перекормлены рейтингами. И это тоже достаточно серьезная проблема».
 
Кстати, к тиражированию различных рейтингов приложил руку и сам Михаил Виноградов. Впрочем, составленные им и его командой экспертов рейтинги считаются независимыми и наиболее объективными. Но насколько реально дать всестороннюю оценку региону и его руководителю с помощью рейтинга? 
 
«Наш “Рейтинг выживаемости губернаторов” составляется на основе экспертного опроса, — пояснил Виноградов. — Привлекается до 20 экспертов. К сожалению, пока только московские. Критерии выбора просты: информированность, способность различать регионы между собой, адекватность…  Иногда попадаем, иногда нет. Но чаще все же оказываемся объективны. Однако предугадать все невозможно. Как было предположить победу в выборах главы Республики Алтай Александра Бердникова (несмотря на то что ему прочили отставку, он был избран главой региона на третий срок.  — Прим. авт.) или курского Михайлова (Александр Михайлов руководил Курской областью 13 лет, в мае этого года он добровольно подал в отставку, но пошел на губернаторские выборы 14 сентября и победил с большим преимуществом. — Прим. авт.)? И Бердников, и Михайлов были лидерами антирейтингов. А вот глава Новосибирской области Василий Юрченко отправлен в отставку «за утрату доверия», хотя его рейтинги были высоки. Практика показывает, что приблизиться к объективной оценке кадровых перспектив губернаторов в целом можно. С другой стороны, формат рейтингов себя постепенно исчерпывает. Появляется большое количество коммерческих рейтингов. Зато благодаря этому узнаваемость регионов среди элиты и федеральных средств массовой информации существенно возросла».
 
Разговор о том, есть ли в Омской области политический кризис, продолжила политолог, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации» ОмГТУ Галина Татаринова и напомнила показатели недавнего единого дня голосования.    



«Если мы хотим говорить о политическом кризисе в Омской области, то он должен быть и во всей России. Но я не вижу его признаков. Да, говорят, что у нас мало парламентских партий. А где критерии, сколько их должно быть? Мне кажется, что у нас происходят отдельные скоротечные конфликты, которые характеризует несколько нестабильные отношения между властью и отдельными группами. Политическая жизнь у нас больше представлена в СМИ, а в самой реальности она присутствует мало. Потому что наши люди еще не научились представлять свои интересы обществу, власти, журналистам…  Сегодня очень малый процент населения реально вовлечен в политическую жизнь.  Дистанция между властью и обществом проявляется в снижении явки на выборах. Население все более и более конформируется, а в этом есть очень опасные вещи. Оно становится равнодушным не только к политической жизни, но и судьбе страны». 
 
Кстати, в РЦСО недавно проводился круглый стол по итогам выборов 14 сентября. Эксперты пришли к выводу, что выборами управляли не политические технологии, а менталитет избирателей. Результаты голосования, как подчеркнула заведующая кафедрой политологии ОмГУ Инна Ветренко, это реакция людей на действия Владимира Путина и то, что происходит на международной арене. 
 
«Явка на выборах — это не показатель участия жителей  в политической жизни, — считает Инна Александровна. — О самом институте выборов у людей уже сложился негативный стереотип. Люди считают, что выборы ничего не решают, это инструмент не смены власти, а ее удержания.  Согласна, что для муниципальных выборов явка крайне мала. В некоторых районах не пришло и сорока процентов жителей. Но это не говорит о низком уровне участия в политической жизни. Проблема в отсутствии диалога между властью. От этого страдает и общество, и власть. Хороший пример показало правительство Омской области. Главное управление внутренней политики совместно с ОмГУ открыло отдельную кафедру. На ее базе будет выстраиваться диалог между властью и если не обществом, то кругом экспертов. А я всегда говорю своим студентам, что главное предназначение экспертов — это делать власть умнее».
 
«Явка на выборах — это четкий индикатор политических процессов в том или ином регионе. Если люди удовлетворены властью и ждут от нее реальных действий, то они идут на выборы.  А если голосовать приходят 32 процента, то это значит, что люди не ждут от власти ничего хорошего, — включился в разговор завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ Олег  Рой. — Наш регион в этом плане особый. При прежнем губернаторе произошла зачистка политического поля. В результате вряд ли сегодня мы можем говорить о столкновениях различных политических структур. Но возникают другие проблемы, которые тоже можно относить к кризису. Например, недостаточная конкуренция на политическом поле. Наиболее серьезным мне представляется кризис на муниципальном уровне. Здесь кризисные тенденции налицо, и есть явная опасность, что они могут усиливаться. Самодостаточных муниципальных образований крайне мало. Это превращает все выборы на муниципальном уровне в некий театр, в котором мало что решается».
 
А вот Ирина Огородникова, считает, что низкая явка характерна не только для Омского региона, это общемировая тенденция. Даже в странах Западной Европы, где, как считается, развито гражданское общество, за последние годы она упала ниже 50-процентного уровня.  

«Меня, честно говоря, удивляет постановка вопроса, вынесенного в заголовок нашего круглого стола.  Я думаю, с нашим правительством все в порядке, если оно ставит проблему политического кризиса. Меня очень настораживает само понятие кризиса. Во-первых, для этого должны быть различные политические силы. Есть ли они у нас? Во-вторых, они не должны приходить к согласию. Но на прошедших выборах партии вполне консолидировано вступили в нормальную борьбу: одни проиграли, другие выиграли, но нельзя сказать, что они не могут достигнуть согласия. По определению политического кризиса, следствием несогласия политических сил является невозможность принятия законодательных решений и государственного контроля. Анализируя это определение глазами социолога, я не могу констатировать наличие политического кризиса в Омской области».
 
Итог беседы подвел зампредседателя правительства Омской области Владимир Компанейщиков.
 
«Кризис — это некое состояние, когда существующие средства достижения цели становятся неадекватны, в результате возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Я не могу сказать, что ситуация у нас в области непредсказуема. Проблема в другом. Недавно я выступал перед журналистским сообществом и допустил довольно жесткую оценку. На мой взгляд, нынешнее информационное пространство убивает Омск. В сети накопилось огромное количество интернет-мемов. Человек, который никогда не был в Омске, зайдет в интернет и увидит шквал негатива о нашем городе: “Омск обойду за 200 километров” и прочее. Кризис есть, но я бы назвал его кризисом пассионарности. Нам надо определить образ будущего Омска. Такие попытки неоднократно делались с экспертным сообществом. В частности, при обсуждении стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года. Тот образ будущего, который нам предстоит создать, и будет источником энергетики, станет толкать людей на конкретные действия».



Михаил Андреев
 

©
Распечатать страницу