«Мы не торгуем оценками»

«Мы не торгуем оценками»

Дата публикации 8 октября 2014 09:27 Фото Максим Кармаев

Политолог Михаил Виноградов дал характеристику политической ситуации в Прииртышье: омичи во всем видят подводные камни, даже когда оно того не стоит.
На прошлой неделе в Омской области побывал Михаил Виноградов, известный как создатель и президент фонда «Петербургская политика» и автор рейтинга политической выживаемости губернаторов. В Омске он провел «круглый стол» с экспертами, встретился с губернатором Виктором Назаровым. А в конце своего визита попил чай вместе с главными редакторами «Омской правды» и «Омского вестника», сайта «Омскрегион» и 12-го канала. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные отрывки этого почти двухчасового разговора. 

– Какова главная цель составления рейтингов?


– Признать за регионами права на свои обычаи, повестку дня, самоуважение. Развенчать имперский миф о том, что в глубинке ничего путного не происходит. Рейтинги – это очень удобный и востребованный формат, в котором мы рассказываем о регионах. У нас не было иллюзии, что федеральные читатели знают, чем один регион отличается от другого. Мы попытались сделать их более узнаваемыми. Показать, что там происходит что-то относительно интересное и любопытное для федерального читателя. Как составляются рейтинги? довольно большое количество экспертов рассказывают мне, что происходит. Кроме того, я сам часто езжу и составляю свое впечатление. Не побывал еще разве что на Камчатке.  Об Омске у меня осталось двойственное впечатление. Первый раз я здесь побывал случайно проездом лет 10 назад. Мне ваш город понравился. В дальнейшем Омск у меня вызывал более депрессивное ощущение. С одной стороны, здесь бурная политическая жизнь, есть интересные сайты, благодаря чему об Омске можно судить и не приезжая сюда, с другой – любому событию здесь пытаются найти подоплеку, даже когда оно того не стоит. У омичей есть стремление увидеть мир более рациональным, чем он на самом деле есть. Если сравнить Омск, Томск и Новосибирск,  минус последнего в том, что это самый незапоминающийся город. Томск более красивый и живой: четверть населения – студенты, не зацикленные на прошлом. Омск где-то посередине. Он гораздо интереснее Новосибирска. Но в то же время чувствуется закрытость, та самая изоляция, которая долгие годы существовала и во многом существует до сих пор. Есть ощущение безвременья. Я думаю, что в нынешнем виде Омску трудно заинтересовать собой и добиться узнаваемости среди других территорий.

Есть ли какой-то общесибирский менталитет или омичи чем-то действительно отличаются? Наверное, то, о чем вы говорите, свойственно и новосибирцам, и кемеровчанам.

– Сибиряки, пожалуй, самая неагрессивная часть населения России. У них нет ощущения, что они не там родились. Поскольку Сибирь достаточно далеко от центра, в настроениях людей присутствует самодостаточность.

– Знакомы ли вы лично с губернаторами? Наверняка, велико искушение манипулировать и зарабатывать на рейтингах деньги…

– Наши рейтинги не являются коммерческими продуктами. Поскольку мы на этом рынке уже лет семь и прекрасно понимаем, что наш капитал – это репутация. Мы претендуем на статус самых информированных и адекватных экспертов. А этими вещами не торгуют. Кроме того, я несу ответственность за то, что говорю. Хотя случаи бывали разные. Например, иногда мне приходилось выставлять двойки своим знакомым губернаторам. Затем люди из их окружения звонили, просили подкорректировать. Но ничего – этих людей потом увольняли.
 
– Но были случаи, когда самых рейтинговых губернаторов снимали за «утрату доверия». Как вы объясните эти факты?


– Федеральная власть должна быть непредсказуемой. Чем больше правил игры, тем легче манипулировать губернаторами. Гораздо вернее  за несколько дней до выборов уволить губернатора, как было в Брянской области, чтобы все остальные оставались в тонусе. Сегодня манипуляция является важным инструментом в кадровой политике государства. губернатор Красноярска ждал, что его уволят, возбудят уголовное дело, а он становится министром по делам Северного Кавказа. Эта ситуация характерна для нашей политической реальности. Поэтому я доволен, что я эксперт, а не политик. Я должен знать правила, но не обязан по ним играть.

– Какие сегодня губернаторы востребованы?


– В начале «нулевых» я писал записку для «Единой России». Человек, который меня попросил об этом, сказал: писать надо достаточно просто, чтобы понял даже глупый,  но достаточно умно, чтобы зауважал Грызлов. С одной стороны, губернатор должен даже самые абсурдные идеи брать под козырек и реализовывать их, с другой – глава региона должен быть достаточно самостоятелен и силен, чтобы разруливать внутренние конфликтные ситуации. Это, в общем-то, малосовместимые качества. Либо ты солдат партии, либо полноценный политический управленец. Губернаторы, я считаю, живут в условиях этой двойственности. В этом и несчастье их работы. Я как-то имел знакомство с губернатором Карелии Катанандовым. Мне про него говорили: «с ним невозможно работать – окружил себя сверстниками, молодых сразу съедает». Разговариваю с Катанандовым. «Невозможно работать, – говорит он, – как только молодого выдвинешь, его сразу съедают».

– Вы сказали о том, что плохого в работе губернатора. А что же хорошего? Сегодня, когда до губернаторских выборов в Омской области еще далеко, на этой поляне уже топчутся амбициозные политики. Они далеко, на наш взгляд, не солдаты, но, по всей видимости, обладают большим желанием порулить областью самостоятельно.

– Мне ближе позиция комментатора Василия Уткина о том, что футбол лучше смотреть, чем в него играть. Но есть люди, которые считают иначе. Для кого-то это статус. Для другого – миссия поддержать собственный регион, для третьего – способ продвижения своего бизнеса или протест против того, как устроена реальность. Встречаются очень разные типажи.

По России ходит миф о Тулееве (глава Кемеровской области. – прим. авт.) и Лукашенко: дескать, у них все по уму и полный порядок. Однако, надо понимать, что любая такая жесткая система создает иллюзии. Приведу такой неполиткорректный пример. Жители Крыма искренне убеждены, что все их несправедливости, перекосы в виде прокурорских дач на берегу моря или чего-то еще – это все следствие действий  зло­вредной Украины. Думаю, вскоре их ждет «приятный» сюрприз. Я думаю, что жителей Кемеровской области после ухода Тулеева тоже ждет какой-то сюрприз.

– А Россию не ждут сюрпризы?


– У меня нет легкого ответа на этот вопрос. Эксперимент этого года: мы вступили в полосу серьезных рисков, идет демонтаж системы стабильности, которая была безусловной заслугой Путина. За последние годы рисков стало больше. Вырос элемент случайности. Чем это закончится, мне сложно сказать…

– Раскройте секрет, о чем вы говорили с губернатором Омской области?


– Виктор Иванович поделился собственной оценкой ситуации в Омской области. Своими ощущениями от политического поля. Он также рассказал о своих впечатлениях, чем отличается работа  на  производстве и в политике: требует достаточно серьезной ломки. Мы также обсудили, в каких направлениях движется Омская область. Мне было интересно с ним говорить. Мне он показался искренним.
©
Распечатать страницу