Парики, платки и… «чуйка»

Почему Омск не жалуют гастролеры-карманники?
Если квартирный вор людей избегает, то карманный – их ищет. Поэтому работает на остановках в час пик, в базарной толчее, плотных очередях у касс супермаркетов, на стадионе. При этом всякий уважающий себя карманник ни за что не пойдет на грабеж. У него  ловкость рук, у грабителя – быстрота и натиск. И тактика разная, и стратегия. И наказание: за грабеж оно куда суровее…

…Рассказывая о преступлениях, связанных с карманными кражами, Елена Романова говорит о своей работе. Служит она младшим оперуполномоченным ОСО УМВД России по городу Омску. Специфика оперативно-сыскного отдела – как раз борьба с карманными кражами.

Как мушкетеры

Это может показаться странным: оперативный сыск для Елены – своего рода игра. Есть свои правила: ни один уважающий себя карманник убегать, когда его «приняли», не будет. И кошелек скидывать тоже. Потому что понимает: пойман – значит, вор. Правда, тех, кто воровство считает профессией и уважает себя в ней, меньшинство.

– Сейчас каждый третий – наркоман. Он нетерпелив, ему некогда ждать стопроцентно подходящего момента. Поэтому потрошить кошелек прямо в автобусе и начинает. Такие сразу попадаются, но с ними и проблем больше. Могут и с бритвочкой,  которой только что сумочку подрезали, кинуться, –
говорит Елена.

Тут уже не до игры, когда есть такие исключения из правил. Страшно ли ей? На вопрос отвечает  с улыбкой: «Мы работаем группой. Как мушкетеры – один за всех, все за одного. Один на один с карманником никто не остается».

«Удовольствие, а не работа»


– Слово «жулик» услышала в первый раз где-то в классе третьем, у мамы на работе. «О, – говорили мне взрослые дяди, – эту большеглазую с собой будем брать. Всех жуликов на чистую воду выведем». Я понятия не имела, о чем они, а  ребятам во дворе говорила: «Я жуликов по чистой воде водить буду». Мое детство среди мальчишек в основном и проходило. Не в «классики» – в «казаки-разбойники» играла. Прозвище таким и было – Ленка-казак, – вспоминает Романова.

Жуликов она ловит двадцать третий год. Рассказывает о том, как это происходит очень живо, превращая беседу в настоящее сценическое действо:

– Автобусные карманники работают чаще всего «на подсаде», когда пассажирка готовится подняться в салон. Выбирают еще на остановке: у этой удобен для быстрого расстегивания замочек сумочки, у той  не до конца закрытая «молния», у третьей  и вовсе кошелек лежит в заднем кармане джинсов. Ну, словно напоказ. Излюбленные места – это, конечно, самые оживленные маршруты, проходящие по центру города, везущие пассажиров к большим магазинам, на большие праздники. Девушек и женщин выбирают просто потому, что они не смогут дать отпор.  Слабый пол.

Задача у Елены такая: увидеть, как вор вытаскивает кошелек или телефон. Правда, бывает, что при посадке он не успевает этого сделать. Тогда заходит следом.

– Тут есть такой нюанс, – объясняет Елена. – Если это новичок, мы рядом с ним. Если же наш старый знакомый – приходится идти на уловки. И как только свою внешность не меняем! И деревенскими платками, и париками, парни – накладные усы и бороды используют. Одеждой по ходу дела друг с другом менялись. Увидим маму с коляской – с ней в салон войдем, бабушке поможем. Импровизируем в зависимости от случая и необходимости. Я же говорю: не работа – игра, удовольствие! Муж завидует: тебе, говорит, Ленка, зачем зарплату платят, ты  работой и так счастлива.  А я и думаю: не платили бы, а все равно б работала. (Смеется). А еще, знаете, как бывает. Мы, «старые», молодых оперов учим: не стой на остановке столбом, не привлекай внимания. К девчонкам подойди, разговорись, с ними в салон заходи и работу свою делай. Ну, так вот, к одному нашему сотруднику девчонки сами подходили знакомиться. Мы шутили: сначала работа, девушки – потом. Один из наших ребят на рынке в грузчика переоделся – так сами не могли узнать. Не только внешность изменил – походку!

«Ширмой не прикроется»


Воровских уловок хоть и немало, да все они сотрудникам оперативно-сыскного отдела давно хорошо известны.

– И нас, и их учит только практика. Из наших тот быстро все схватывает, у кого «чуйка» есть. Так мы чутье оперское называем. У опытного вора ничего с собой нет – только руки. Некоторые, да, используют разные хитрости: «ширму», перекинутую через руку, чтобы замаскировать свои движения. Не знаете, что такое «ширма»? Это сложенный пополам полиэтиленовый пакет с газетой внутри для придания формы.

На вопрос, становилась ли когда-нибудь сама жертвой карманников, искренне удивляется:

– Мама меня так научила сумку держать, что даже самый ушлый карманник не дерзнет. Еще вот что надо знать: они, как и мы, «тихони», по-тихому то есть работают. Если что – кричать надо, они шума боятся. Это я сейчас и для профилактики говорю. А самая лучшая профилактика – когда вор сидит в тюрьме. Беда только в том, что выйдут – снова почти все за старое принимаются.

Схема «украл – выпил – в тюрьму» здесь не всегда  работает,  если, опять же, говорить о карманных кражах не просто как о воровстве, а как о профессиональном подходе к делу. Один из последних задержанных сотрудниками оперативно-сыскного отдела на этот момент – как раз из таких. Воспользовавшись невнимательностью продавцов, в магазине снял с вешалок 14 детских платьишек. А на выходе  был задержан – сотрудники ОСО выводят на чистую воду не только автобусных воров, но и магазинных. Как им было не обратить внимание на то, что в детский магазин этот «покупатель» пришел с большим фирменным пакетом торгового комплекса, расположенного на другом конце города. Отследили все его действия – и с поличным задержали.
 Он не злоупотребляет наркотиками, но во всем остальном этот 38-летний житель Омска – типичный представитель карманников, обобщенный портрет которых выглядит так: от 20 до 60 лет, ранее неоднократно судимый, безработный. Еще одна немаловажная деталь: абсолютно все карманные кражи совершаются местными жителями. С тех пор, как три года назад омские оперативники задержали приезжих из Уфы, других «гастролеров» Омск не видел.
Дошла, видно, молва, что здесь «ширмой» не прикроешься.

– Они, карманники, на работу, и мы. У них без выходных, и  у нас. Едешь в субботу,  воскресенье в общественном транспорте, все равно ведь смотришь – не трется ли кто подозрительный. Приметишь такого – все, работаешь. Созывая ребят в нужное место, никогда не боишься, что кто-то откажет, – не без гордости за своих товарищей говорит Елена.

Александр Лизунов
©
URL: http://omskregion.info/news/26786-pariki_platki_i_chuyka/
Дата публикации:08/10/2014 11:31