Сергей Мизя: «В Омске “обналичка” — абсолютно реальный процесс»

Как бывший член Совета директоров одного из банков, Сергей Мизя рассказал о том, почему борьбы с «обналичкой» и выводом капитала в заграничные банки в стране не ведется.
— Крупнейшую в истории СНГ операцию по отмыванию преступных доходов и выводу их из России через Молдавию в настоящее время расследуют силовики. Отлаженный механизм действовал на протяжении последних четырех лет. Деньги отмывались в промышленных масштабах — таких, что превышают ВВП многих стран мира. Как обстоят дела с выводом капитала и обналичиванием в Омске?
 
— Действительно, за короткий срок по «молдавской схеме» было выведено 700 миллиардов рублей. При этом деньги в молдавских банках находились, как давал интервью представитель Следственного комитета РФ, от 30 секунд до 15 минут. После этого они уходили в офшоры, Лондон — в общем, разлетались по всему миру. Если эти деньги были выведены из страны по сомнительной, нелегальной схеме, то их правоохранительная система, скорее всего, уже не догонит. Но к этой проблеме нужно подходить с другой стороны: если это вывод денег, то кто их вывел и почему? Здесь компьютеризированная банковская система точна, и в течение суток, максимум двух, служба Росфинмониторинга при содействии Следственного комитета установит, кто эти деньги отправил в длинный путь за границу.
 
Если применительно к Омску, то помнится несколько лет тому назад, юрист Руслан Б. схожими схемами неплохо зарабатывал. Из Сбербанка он всего двумя платежками перечислил заграницу почти 900 миллионов рублей. Деньги эти ушли, транспортная прокуратура и милиция возбудили уголовное дело за невозврат валютной выручки.  Руслан Б. получил условно пару лет. 
 
— Деньги не вернулись?
 
— А кто бы их возвращал?! Я задавал тогда вопрос коллегам-чекистам, почему следователи не идут в обратную сторону, к истоку. Мне тогда ответили, что следователь не хочет. Полюбопытствовал я у людей знающих, чьи деньги в данном конкретном случае уходили, и через два дня мне дали точный ответ, что это деньги крупнейшей металлургической компании России.
 
— Какая цель?
 
— Цель вывода конкретно этих денег — попытка уйти от американских санкций относительно закупа железорудных окатышей в Китае. В Китае было запрещено покупать окатыши американцами, так как китайцы попали под санкции по линии ВТО, и металлургам нельзя было напрямую их там закупать. Покупали, получается, по различным кривым схемам. В этом есть «экономия» для бизнеса по НДС, не платится и ряд других налогов. Богдану Р. это тоже было выгодно. Со слов знающих людей, он «заработал» примерно 30 миллионов рублей.
 
— Кроме вывода денег через Сбербанк были ли другие случаи? Вообще, для Омска вывод и обналичивание — реальность?
 
— У нас в Омске «обналичка» — абсолютно реальный процесс. Несколько лет назад коммерческий банк «СИБЭС» 64% дохода получал от обналичивания средств. Я знаю это как бывший член совета директоров банка. Есть в Омске другой известный местный банк, который службой Росфинмониторинга на протяжении последних лет регулярно позиционируется как лидер среди обналичников. Но последние годы безусловным лидером в деле увода денег в «тень» стали фирмы, а с прошлого года и банки, связанные с Мацилевичем.
 
— Что это за банки?
 
— Не буду называть, так как потом банк обязательно будет судиться. Но те, кому надо это знать (я говорю сейчас о правоохранительных органах), — они все эти банки знают хорошо. Знают и держат руку на пульсе. Потому что «обналичка» и вывод денег без надежной «крыши» оборотней в погонах невозможны. Судя по событиям последних дней, прежняя «крыша» местных банкиров начала «протекать».
 
— Почему не устанавливают тех, кто стоит за реальным выводом капитала за рубеж?
 
— Вопрос резонный. Насколько я понимаю, в Омске малый и средний бизнес этого не делает. У них просто нет таких капиталов. Реальный сектор экономики, который занимается бизнесом в России и за рубежом тоже сейчас относится с опаской к выводу денег за границу. Например, кипрский оффшор «утопил» 20 миллиардов долларов, которые российские владельцы и на сегодняшний день не знают, как вернуть. Поэтому вопрос встает, видимо, о том, что Следственный комитет и Росфинмониторинг просто не желают озвучивать имена и фирмы, к которым неизбежно приведет проверка. С высокой степенью вероятности эти деньги выводили представители естественных монополий, министерства обороны, системы ЖКХ и так далее.
 
— Кто это — «представители естественных монополий»?
 
— Это в первую очередь предприятия энергетики, в том числе и тепловой, нефтегазового сектора, дорожного строительства. Тот же омский «Омскэнергосбыт», учрежденный скандальным «Энергостримом», имея прибыль под 9 миллиардов рублей в год лихо обанкротился и куда-то делся директор Лясковец (Николай. — Прим. ред.). Куда делись эти 9 миллиардов сверхприбыли, которые наши энергетики получали в Омске от граждан, предприятий малого и среднего бизнеса?
 
— И куда они могли деться? Их также вывели за границу?
 
— Весьма вероятно, что большая их часть осела на зарубежных счетах. Часть российской элиты — весьма занятная публика. Они здесь «охотятся», а живут за рубежом. Ответить на эти вопросы могут и те люди, которые из Шереметьева в пятницу вечером отправляются в 10–12 чартерах в Лондон, а в понедельник утром они возвращаются в Москву на службу. То есть здесь эти люди трудятся или служат родине, как они это называют, но фактически они просто обворовывают граждан и страну, а туда выводят якобы «заработанные» капиталы и вкладывают их в экономику других стран. И понятно почему — оттуда их не выдают.
 
— Государство, получается, не борется с выводом и «обналичкой» капитала?
 
— Специфической я бы назвал эту борьбу, причем не только государства, но и Центробанка, фискальных органов, налоговых и других. Есть момент: сложно определить, что включается в состав сумм для вывода, что вообще понимается под выводом капитала за границу. Есть белый и легальный вывод, а есть серый. Тогда белое и легальное нужно отделить, так как это совершенно естественные рыночные отношения. Мы, к примеру, берем кредиты, платим проценты и это считается вывод капитала. Там деньги дешевле, поэтому у нас большое количество предприятий и банков набрали почти 700 миллиардов долларов кредитов за границей. Теперь часть из них предлагают в ускоренном порядке вернуть. В этом году российский бизнес должен погасить досрочно около 50 миллиардов. долларов США. Но есть и те, кто получает деньги и через фирмы-однодневки, выводит по «молдавской схеме». В этом задействовано много людей. Но тогда у нас почему-то начинают бить по топору, по тому же Руслану Б., а не по тем, по кому в действительности надо. Какой смысл наказывать топор, если им кто-то кого-то убил? Нет смысла, так как это просто инструмент. Есть люди, которые реально управляют этим топором.  Наказывать в первую очередь надо тех, кто отправил деньги в длинный путь.
 
— Какое наказание в реальности должно быть за вывод капитала?
 
— Тюрьма и драконовские штрафы. Но предпочтение я бы отдал штрафам, у нас и так тюрьмы переполнены. И это в копеечку обходится налогоплательщикам. Лучше наказать тем, что с каждой выведенной суммы,  отправитель пусть заплатит в бюджет НДС, НДФЛ и ЕСН, а чиновников лишать пожизненно занимать должности, связанные с распоряжением деньгами.
 
— Сколько в итоге надо будет вернуть?
 
— Пусть уплатят хотя бы НДС, НДФЛ и  ЕСН — в сумме это будет около 60%. Это будет полезнее и эффективнее для государства и граждан, чем борьба с топором, с помощью которого совершили преступление. Тогда, кстати, и не надо будет повышать налоги и выдумывать новые, вроде налога с продаж.
 
— Кто может навести порядок в этой сфере?
 
— Это вопрос политической воли и состояния нашего руководства страны применительно к внутренней экономической политике.
 
— А что у нас с законодательством в этом плане? Рычаги воздействия есть?
 
— В законодательстве у нас рычагов предостаточно, чтобы навести порядок в этом. Это  понятно всем, потребуется лишь небольшая корректировка правоприменительной практики. Главная загвоздка кроется в коррупционно-откатной системе, сложившейся в нашей экономике. А так как с коррупцией боремся мы в основном формально или вообще закрываем на это глаза, то это естественное состояние нашего общества.
 
— Как влияет вывод активов из страны на экономику?
 
— Вы представьте: у нас есть 5 федеральных целевых программ, выполнение которых контролируют все — президент, правительство, губернаторы, силовики и множество мелких чиновников. И вот за короткий промежуток времени некие лица вывели бюджет одной такой программы через Молдавию. Колоссальное влияние оказывает. Наведение порядка в этом направлении существенно укрепит экономику страны, главное, чтобы этого захотела наша власть.
 
 
©
URL: http://omskregion.info/news/27276-sergey_mizya_v_omske_obnalichka__absolyutno_realny/
Дата публикации:27/10/2014 14:57
Автор:Наталья Фролова
Фото:Сергей Мельников