Трудный хлеб

Несмотря на непогоду, в области собран хороший урожай.
«Хлеб под снегом – рискованное земледелие или разгильдяйство?» – так была обозначена тема пресс-конференции, организованной 27 октября информ­агентством «Омск-информ».

На вопросы журналистов о положении на полях области отвечали министр сельского хозяйства и продовольствия Виталий Эрлих, заместитель директора СибНИИСХоза Павел Поползухин, фермер Юрий Щербак и член комиссии по аграрной политике при политсовете Омского регионального отделения партии «Единая Россия», в прошлом – руководитель одного из хозяйств Иван Назаров.

Фактор погоды

Напомним, в нынешнем году многие районы области не успели вовремя убрать урожай и вынуждены продолжать обмолот фактически в зимних условиях. Это обстоятельство вызвало широкий общественный резонанс. Например, депутат Законодательного собрания Степан Бонковский обвинил областную власть в слабой организации уборочной кампании.

Министр Виталий Эрлих с этой точкой зрения не согласен.

– Мы не единственный субъект Федерации, оказавшийся в такой ситуации, – отметил он.

И привел следующие данные Минсельхоза РФ. На 24 октября в РФ было убрано 94, 4 процента площадей. В том числе в Сибирском федеральном округе – 93,4 процента, Уральском – 73,1. Наши соседи-алтайцы обмолотили 89,4, тюменцы – 88,4, курганцы – 60,2 процента уборочной площади. Омские хлеборобы убрали к этому дню 92,4 процента полей. А за выходные прибавили к ним еще 2,1 процента. То есть у нас положение на полях не хуже, а лучше, чем в других регионах Зауралья. И, по мнению министра, здесь свою роль сыграло то, что в 2014 году сельхозтоваропроизводители приобрели на 2 млрд. рублей новую высокопроизводительную сельхозтехнику, которая принимала участие в уборке. Иначе все могло сложиться гораздо печальнее. Ведь погодные условия в этом году были крайне неблагоприятными. Весной почти три месяца не было осадков. Из-за минусовых температур в июне семена пролежали в земле на две недели дольше обычного. В результате формирование растений замедлилось. А в уборку нормально работать земледельцам мешали осадки, которых в некоторых районах выпало вдвое больше нормы.

– Мы не пытаемся ничего приукрасить. То, что хлеб оказался под снегом, это плохо. То, что недоработки имеются – согласен. Но все красить черной краской, дескать, разгильдяи хлеборобы при попустительстве или бездействии властей чуть ли не специально похоронили зерно под снегом, считаю, неправильно, – подчеркнул Виталий Эрлих.

Раньше за это давали Героев

По словам главы аграрного ведомства, на полях было немало примеров настоящего трудового героизма, за который в советские времена земледельцам присвоили бы звание Героев Социалистического труда. Механизаторы буквально жили в комбайнах. Поскольку днем, как правило, погода молотить не позволяла, работали ночью. В ряде хозяйств руководители со специалистами лично выезжали на дальние поля, везя с собой мобильные столовые и бани, чтобы хлеборобы могли передохнуть, помыться. Власть тоже не бездействовала. Объем субсидирования отрасли, несмотря на ограниченность средств, удалось сохранить на уровне прошлого года. Каждые две недели проводились селекторные совещания, в которых принимали участие абсолютно все товаропроизводители. Это позволяло в режиме диалога решать возникающие вопросы. Специалисты министерства, ученые регулярно посещали хозяйства.

В то же время министр признает, что проблем хватает. Одна из них – техническая оснащенность многих хозяйств – по-прежнему остается недостаточной.
Виталия Эрлиха поддержал глава КФХ «Горячий ключ» Омского района Юрий Щербак. Этот фермер считается одним их самых образцовых хозяйственников.
Тем не менее и у него в этом году под снег ушли 2 тыс. из 14 тыс. га уборочных площадей.

– И я считаю, в этом на 99 процентов виновата погода. Только один процент вины отношу на свой счет. Было бы у меня больше современной техники, мог бы уложиться в сроки. Но большинству товаропроизводителей эта техника не по карману. То есть государство должно больше им здесь помогать, –
отметил Юрий Щербак.

Поддержать товаро­производителей

Ученый Павел Поползухин к числу организационных недостатков отнес традиционное выжидание селянами хорошей погоды. Хотя из года в год их предупреждают, что в наших условиях это дело неблагодарное, потому что такой погоды может и не быть. Вот и нынче выиграли те, кто, не уповая на благоприятные прогнозы, оказавшиеся в итоге ошибочными, рискнул убирать сырой хлеб.

Все участники пресс-конфе­ренции считают: из сложившейся ситуации необходимо сделать выводы на будущее. Например, Юрий Щербак убежден, что она подтолкнет многих товаропроизводителей к развитию животноводства и расширению клина кормовых культур. Иван Назаров выразил опасение, что неубранный хлеб – серьезный удар по экономике ряда хозяйств и может повлечь за собой череду банкротств. Поэтому необходимо принять упредительные меры, чтобы этого не произошло.

Виталий Эрлих пояснил: сейчас решается вопрос о введении в ряде регионов, в том числе в Омской области, чрезвычайной ситуации на полях в связи с неблагоприятными погодными условиями. И это как раз позволит поддержать товаропроизводителей – договориться с банками о пролонгации кредитов.

Министр признал, что весь урожай убрать вряд ли удастся. Потому что на некоторых полях уже лежит метровый устойчивый слой снега. Примерно 3–4 процента площадей придется молотить уже весной. Конечно, это будет уже не продовольственное, а кормовое или техническое зерно. Тем не менее область в этом году будет с хлебом – урожай собран неплохой: около 3,2 млн. тонн. Кормов тоже заготовлено в достатке. Так что голодная зима нам в любом случае не грозит.


Комментарий


Виталий Эрлих, министр сельского хозяйства Омской области:

– Качественные характеристики зерна – неплохие, 80 процентов убранной пшеницы – это продовольственное зерно. Причем, по данным омского россельхозцентра, 56,7 процента исследованного зерна соответствуют 3-му классу, 24 процента – 4-му. И сегодня мы достаточно энергично, энергичней других субъектов Федерации, участвуем в зерновых интервенциях, которые проводятся Минсельхозом РФ. В целом по России за 8 дней торгов реализовано государству 177,2 тыс. т зерна. Из них 53,8 тыс. т – омскими товаропроизводителями. То есть почти треть всего зерна, закупленного в государственный интервенционный фонд, – наше омское зерно. Правда, пшеницы 3-го класса пока на торги выставляется минимальное количество, потому что цена на рынке на нее сложилась выше той цены, которую предлагает государство. У нас в области зерновые трейдеры дают за нее сегодня 7 – 7,5 тыс. рублей, а интервенционная цена по этой позиции – 6,4 тыс. рублей.
©
URL: http://omskregion.info/news/27356-trudny_xleb/
Дата публикации:29/10/2014 09:35
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Евгений Кармаев