Двигатель правосудия

1 ноября – День судебного пристава.
В преддверии праздника корреспондент «ОП» встретился с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Владимиром Осьмаком.

– Владимир Иванович, давайте сразу обсудим самую серьезную проблему. Если взять цифры за январь и октябрь, количество производств, находящихся на исполнении, будет примерно одинаковым. При этом судебные приставы активно работают, оканчивая достаточно большое количество производств...

– Таковы реалии времени – люди и организации отстаивают свои права и интересы в судах, решения которых и поступают к нам на исполнение. Плюс активная работа различных органов государственной власти, в частности в связи с появлением камер видеофиксации наблюдается значительный рост числа постановлений ГИБДД. Достаточно сказать, что за 9 месяцев этого года на исполнении в Управлении ФССП России по Омской области находилось почти 828 тысяч исполнительных производств. Это на 22 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В таких условиях нам тоже приходится наращивать обороты, оптимизировать свою деятельность, и нам это удается. По сравнению с 2013 годом количество оконченных исполнительных производств за этот же период увеличилось на 100 тысяч. В среднем каждый судебный пристав ежедневно оканчивает 7 производств, в то время как в прошлом году  всего пять. За три квартала этого года в пользу граждан и юридических лиц омскими судебными приставами фактически было взыскано 3 миллиарда
764 миллиона рублей.

– Вы сказали, что совершенствуете свою деятельность? Каким образом?

– Здесь будет правильно говорить о Федеральной службе судебных приставов в целом. История современной службы идет с 1997 года, и сейчас она переживает период бурного развития. В последние годы было принято несколько важных законов, регламентирующих деятельность ФССП, у судебных приставов появились не только новые полномочия, но и новые возможности для исполнения судебных решений. Все это, безусловно, влияет на эффективность работы.

– Полагаю, на эффективность существенно повлияло и введение электронного документооборота?

– Прежде всего это решает очень актуальную проблему времени – то время, которое раньше судебные приставы тратили на работу с бумагами, сейчас они используют для выходов по месту жительства должников, приема граждан. Большое значение для нас имел Федеральный закон № 34, подписанный президентом страны в марте этого года. Он значительно облегчил сам процесс ведения исполнительного производства. Например, появилась возможность вынесения постановлений судебного пристава-исполнителя в форме электронного документа, расширен перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств. В случае сложности или большого объема исполнительного производства в Федеральном законе предлагается ведение такого исполнительного производства несколькими судебными приставами.

– Он регламентирует только работу приставов-исполнителей?

– Нет, есть нововведения, касающиеся и судебных приставов по розыску, и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Для последних, к примеру, расширены основания применения специальных средств. Теперь они могут применяться в том числе и для препровождения иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, если они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.

– Я так понимаю, некоторые нововведения позитивно восприняли не только судебные приставы, но и рядовые граждане?

– Возможно, кого-то и обрадует тот факт, что теперь нельзя наложить арест на имущество должника, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей. Но это совсем не означает, что внимание к таким должникам будет меньше. Можно сказать и о том, что должники получили право самостоятельной реализации малоценного имущества, стоимость которого не превышает 30000 рублей. Преду­сматривается и возможность передачи указанного имущества на реализацию взыскателю. Для нас это важно потому, что позволит сократить сроки, связанные с принудительной реализацией имущества.

– Ни для кого не секрет, что в последние годы Федеральная служба судебных приставов уделяет большое значение развитию информационных технологий.

– Да, и здесь работа идет по нескольким направлениям. Наш главный интернет-ресурс –  сайт ФССП России. Зайдя на него, любой желающий может воспользоваться банком данных исполнительных производств, узнать о наличии задолженности и, если таковая имеется – всю необходимую контактную информацию. В условиях, когда наблюдается рост числа поступающих исполнительных документов, и прежде всего по взысканию штрафов, оперативное уведомление граждан о возбужденных производствах играет важную роль.

– Посещаемость сайта высокая?

– Да, за последний год посещаемость сайта Управления ФССП России по Омской области выросла в разы. Немаловажно, что на сайте предложены различные варианты оплаты долга, в том числе через Интернет, со счета мобильного телефона. Количество платежей, совершенных после перехода с официального сайта, с каждым днем увеличивается.

– Не удивлюсь, если у вас есть и специальные приложения для телефонов?

– Они действительно есть и активно используются. По данным центрального аппарата ФССП, их уже установили сотни тысяч человек. Приложение для мобильного телефона позволяет не только однократно получить информацию о наличии задолженности, но и подписаться на получение таких сведений постоянно. В этом случае человеку будут приходить уведомления о новых долгах при их появлении или данные об изменениях уже имеющихся. Кроме того, мобильные приложения позволяют пользователям погашать долги в режиме on-line.

– Мне кажется, все это ориентировано прежде всего на добросовестных плательщиков. Если они вовремя узнают о долге, то, безусловно, оплатят.

– Конечно. Если человек, в принципе, безответственно относится к своим обязательствам, он никогда не установит такое приложение. При этом мы ведем активную просветительскую работу, в том числе через СМИ рассказываем омичам о возможных последствиях такого безответственного отношения. Мы максимально открыты, готовы ответить на все вопросы, у нас работает центр телефонного обслуживания, интернет-приемная. Это делается не только потому, что регламентировано служебными обязанностями. Мы понимаем значимость этой работы и видим ее результаты.

– Удается менять мировоззрение должников?

– Да, и не только должников. Активная информационная политика управления, различные акции, сотрудничество с государственными структурами и, конечно, конкретные результаты работы по взысканию долгов за последние годы заметно повлияли на имидж службы в Омской области. К судебным приставам относятся не просто с уважением, а с пониманием того, что без них, без их работы не будет достигнута главная цель судебной системы – торжество правосудия.

– Если не работает двигатель, машина не доедет до места назначения?..

– Можно сказать и так. Таким своеобразным двигателем и является служба судебных приставов. Если кто-то не хочет исполнять решение суда, то оно так и останется написанным на бумаге, пока этим вопросом не займутся судебные приставы, пока не сработают преду­смотренные законом механизмы принудительного исполнения. Реальное окончание исполнительного производства является апогеем правосудия, конечным пунктом в деле защиты законных прав и интересов граждан и государства.

Константин Павлов
©
URL: http://omskregion.info/news/27358-dvigatel_pravosudiya/
Дата публикации:29/10/2014 09:51