Художник с душой, полной песен

Художник с душой, полной песен

Дата публикации 5 ноября 2014 11:03 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Художественную жизнь России рубежа XIX – XX веков сегодня называют эпохой Врубеля, отдавая должное таланту нашего земляка.
Интересно, что с годами оценки художника, непонятого современниками, все выше – Врубеля называли известным, талантливым, выдающимся, а спустя 100 с лишним лет со дня кончины о нем все чаще говорят: гений.

Образ омской сирени

Михаил Александрович родился 5 марта 1856 года в Омске в семье старшего адъютанта штаба отдельного сибирского корпуса Тенгинского пехотного полка штабс-капитана Александра Михайловича Врубеля и его жены Анны Григорьевны. Мальчика крестил в Воскресенской церкви известный в омской истории ученый протоиерей Стефан Знаменский. Спустя три года мать умерла от воспаления легких, и семья навсегда покинула Омск. Михаил Врубель учился в гимназиях Петербурга и Одессы, потом по настоянию отца изучал юридические науки в Петербургском университете, хотя мечтал об Академии художеств.
После Петербурга в жизни Михаила Врубеля были Киев, Венеция, Одесса, Москва. Оставил ли какой-то след в его памяти и творчестве родной Омск?

Об этом в книге «Воздушные фрегаты» размышлял другой наш выдающийся земляк – поэт Леонид Мартынов. Он рассказал, что искал в омских палисадниках прообраз сирени, глядящей со знаменитого врубелевского полотна: «Откуда мы знаем, что и с каких пор человек помнит? И почему бы у младенца Врубеля не могла бы запечатлеться за окном их обиталища какая-нибудь весенняя сирень, расцветшая фиолетовыми звездами на омских задворьях? Да только ли сирень? Мне кажется, что в творчестве Врубеля отразилось немало и других его самых ранних воспоминаний…».

Во всех жанрах

Наставник Врубеля в академии Павел Чистяков считал, что художнику надлежит свободно отдаваться влечениям и вкусам. В эпоху торжества сухого академизма это было смелое заявление. Но благодаря широте знаний учителя сложился художник, каким мы его знаем: мастер «сотворения живописных иллюзий», автор произведений в разных жанрах – живописи, иконописи, скульптуры, сценографии, архитектуры, декора интерьеров, книжной иллюстрации.

А первой профессиональной работой по рекомендации Павла Чистякова стала реставрация фресок Кирилловской церкви XII века в Киеве – 150 ликов и фигур. Затем собственная творческая работа для этого храма – настенные фрески и образы для иконостаса, написанные в Венеции. А конкурс на роспись Киевского Владимирского собора Михаил Александрович проиграл Виктору Васнецову. Причем акварельные эскизы Врубеля даже не были представлены конкурсной комиссии. Сегодня их называют шедеврами, а тогда неудача стала первым испытанием для художника.

Следующий период творчества Врубеля связан с именем мецената Саввы Мамонтова, с которым художника познакомил Валентин Серов. Богатый покровитель предложил работу для театра, прежде всего собственного, и это увлекло Врубеля. На сцене Панаевского театра в Петербурге он впервые увидел свою будущую жену – певицу Надежду Забелу.

Истина в красоте

Так представлял Михаил Александрович миссию искусства. Он хотел «будить душу от мелочей будничного величавыми образами». Это ему гениально удавалось. В 1906 году в парижском Осеннем салоне перед его произведениями часами простаивал молодой Пикассо, позже признавшийся, что единственным русским художником, оказавшим на него влияние, был Врубель. Будущий кубист был очарован у Врубеля гранением форм. А Михаил Врубель изучал сверкание граней в антикварных магазинах, перебрасывая редкостные драгоценные камни из руки в руку.

Другой великий эстет начала ХХ века, поэт Александр Блок, считал себя «жизненно связанным» с художником, испытав на своем творчестве его огромное влияние.

Михаилом Врубелем восхищался Николай Рерих. Он писал в статье в 1905 году: «У нас так мало художников со свободной душой, полных песен своих. Нам нужны такие художники. Будем беречь Врубеля!».

А среди тех, кто нес гроб с телом художника, был Александр Бенуа.

Парадоксально это поклонение Врубелю незаурядных умов и выдающихся талантов при общей недооценке его творчества современниками. Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» для Всероссийской Нижегородской выставки отвергались заказчиком. Жюри Академии художеств потребовало удалить романтическую «Принцессу» из павильона. Тогда Савва Мамонтов построил для работ Врубеля специальное помещение у входа на выставку и на крыше поместил надпись: «Панно Врубеля, отвергнутое членами жюри Академии». Такая реклама взвинтила интерес публики. Но в газетах о нем стали писать как о декаденте. Нужны были годы, чтобы поэзию и изобразительное искусство того времени стали называть Серебряным веком, оценив изысканность образов и их новаторское воплощение.

Хроническое безденежье сопровождало гения всю жизнь. Степень нищеты поражала современников. Вот одно из свидетельств: в комнате ни одного стола, ни одного стула, кровать и два табурета, в кармане только пять копеек. Будучи в высшей степени непрактичным и наивным в финансовых вопросах, он, бедствуя, продавал свои работы в 20 раз дешевле, чем потом выручали за них его покупатели. Так, «Пан» ушел за 200 рублей – цена ужина в ресторане.

Ангелы и демоны

Первый «Демон», написанный под впечатлением поэмы Михаила Лермонтова, был встречен шквалом поношений. Врубель вернулся к этому образу только через 10 лет, работая над «духом изгнанья», символом одиночества. Картина была уже готова, когда художник решил полностью изменить облик могучего героя и представить публике бесплотного «Демона поверженного».

В 1902 году умер от простуды долгожданный, желанный, единственный сын Савва. Это трагическое событие стало спусковым крючком душевной болезни, уже дававшей о себе знать в скорбные годы. В выздоровление художника не верили, писали о его творчестве в прошедшем времени. Но он еще раз сумел побороть болезнь. В клинике Усольцева он писал портреты врачей, санитаров, пейзажи, увиденные из окна. И ангелов. «Шестикрылый серафим» – одна из последних работ Михаила Врубеля. А еще – «Пророк», «Иезекииль» – просветление дарили библейские образы, и настольной книгой в последние годы стала Библия.

Он умер, когда ослеп, и невозможность творчества стала очевидной. В 50 лет ушел самобытный художник, которому в высшей степени была свойственна творческая свобода. Речь Александра Блока на его похоронах была вдохновенной и похожей на прекрасные картины Врубеля.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Буторин Игорь

Буторин Игорьпутешественник, мореплавательКак я ударил автопробегом по «Самсунгу»

Думаете я присоединился к хейтерам южнокорейского концерна за ...
Пантелеев Алексей

Пантелеев АлексейЖурналистМиллионеры из омских трущоб

Вконец замерзающий омский рынок жилья опять удивил. На сайте ...
Сафонов Руслан

Сафонов Русланхудожник-карикатуристДураки, дороги и Достоевский

Наш новый блогер Руслан Сафонов отразил в карикатурах жизнь ...

Все авторы блогов