Денис Мацуев: «Сцена одухотворяет»

Денис Мацуев: «Сцена одухотворяет»

Дата публикации 13 ноября 2014 13:26 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Прославленный пианист дал концерт с Омским симфоническим оркестром, принял новых стипендиатов в Благотворительный фонд «Новые имена» и ответил на вопросы обозревателя «ОП».
Рояль Рахманинова

– Денис, вы блестяще сыграли в Омске  концерты Бетховена и Листа. А визитной карточкой пианиста Мацуева считается Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея  Рахманинова. Почему?

– Это произведение можно назвать лейтмотивом моей жизни. Я играл его множество раз в разных концах мира и с разными дирижерами. В один из приездов –
и в Омске. Эта музыка требует от исполнителя выкладываться на 150 процентов. 

– Расскажите о своей встрече с внуком Сергея Рахманинова.

– Это было знаковое событие в моей жизни. Александр Борисович пришел ко мне в артистическую после моего выступления в Парижском театре «Шанзелизе». Сказал: «Если ты бросишь курить, я тебе сделаю большой подарок. Я и не курил, так, баловался. И, конечно, покончил с этим. В подарок получил уникальные, фантастические рахманиновские рукописи, которые записал на его рояле в имении «Сенар» под Люцерном. Это было удивительное знакомство с рахманиновским наследием, атмосферой, которые внук сохранил. Там все то же, что и при жизни композитора, вплоть до кранов и щеколд на окнах, не говоря уже о письмах, мебели, рояле.

Могу сообщить, что в ближайшее время «Сенар» будет приобретен Российской Федерацией. Здесь откроется мемориальный музей, посвященный Рахманинову, который сможет посетить каждый желающий. Будут проводиться мастер-классы, концерты, фестивали и учрежден конкурс юных пианистов, победитель сыграет на уникальном рояле Steinway 1929 года, который был подарен Сергею Рахманинову. Это один из самых гениальных инструментов, на которых мне довелось играть.

– Вы иногда ездите на концерты со своим роялем. Для выступления в Омске такие хлопоты не требуются?

– Здесь замечательный рояль, я его и выбирал, когда в Концертном зале нужно было установить новый инструмент. Один из лучших – марки Steinway. Но настройщик, с которым я приехал, Владимир Иванович Спесивцев, один из лучших специалистов в стране, все равно работал в течение семи часов. Влажность, перепады температуры дают о себе знать, с инструментом нужно постоянно работать.

Национальность – сибиряк

– У вас 150 концертов в год, больше чем у Гергиева?

– Уже не 150, а 212. Валерия Абиссаловича я, конечно, не обошел, у него – 345. Куда мне до него!

– График составляется задолго до концертов. А вдруг случится болезнь? Откуда черпаете силы, чтобы работать в таком темпе?

– Во-первых, я так и не научился говорить слово «нет». Если меня ждут, я обязательно еду. И еще сцена обладает магнетическими свойствами, целебным в том числе. Вот я в туре по Сибири получил производственную травму (показывает забинтованный мизинец левой руки. – С.В.). Перед приездом в Омск выступал в Красноярске, Кемерове, Новосибирске. Каждый день – переезд, встреча со стипендиатами фонда «Новые имена», репетиция, концерт. Насыщенный, яркий и тяжелый тур. А завтра должен играть в Париже. Но я приехал в Омск, и у меня с полрепетиции возник контакт с оркестром, который блестяще подготовился, с маэстро Дмитрием Васильевым. Сцена одухотворяет.

Если музыканту есть что сказать слушателям, то надо играть – хоть пять, хоть двести концертов. Гергиев, который играет каждый день, – пример для всех нас, потому что его выступления во всех частях света – мощное напоминание, что культура  –
наша гордость. А не только недра.
– У вас много общественных должностей. Вы, например, возглавляете общественный совет при Министерстве культуры России. Чем важна эта работа?
– Если вижу, что могу принести пользу, сделать добро – соглашаюсь занять какой-то общественный пост. Я сибиряк. И считаю, что у сибиряков есть внутренний код – делать добро, помогать и не обижать других. Я всегда говорю: сибиряк – это национальность. Если ко мне в Нью-Йорке, Лондоне или Париже подходит человек и говорит, что он из Сибири, он автоматически становится мне очень близким.

Дело чести

– Понравились вам юные омичи, которых вы приняли в фонд «Новые имена»?

– Очень талантливые музыканты. Мы вручили 13 стипендий – это рекорд. Я знал, что в Омске замечательные музыкальные школы, но был поражен, увидев прекрасных исполнителей на разных инструментах: пианистов, духовиков, барабанщиков и вокалистов.
 
– Вы сами были стипендиатом фонда «Новые имена», а сейчас – его президент. Что труднее?

– Слово «президент» меня пугает. Иветта Николаевна Воронова, которая всех нас нашла, – наша вторая мама, попросила меня помочь, поучаствовать в развитии нашей семьи. Ее не стало полтора года назад, мы, ее воспитанники, помогаем друг другу и, самое главное, молодым. Через фонд прошло уже больше 16 тысяч музыкантов. И если на афишах нашей страны или за границей вы видите русское имя музыканта, это сто процентов – выходцы из фонда «Новые имена», который носит ее имя.

Когда я в Иркутске сыграл ей прелюдию Рахманинова и джазовую импровизацию, она обратилась ко мне: «Киска моя». С этого началась моя музыкальная жизнь. А сегодня для меня дело чести выполнить данное ей обещание – помогать юным талантам стать глубокими музыкантами. Это не значит, что завтра их пригласят в Карнеги-холл. Завтра нужно все начинать сначала: заниматься. Но поколение музыкантов подрастает фантастическое. Те, кому сегодня 10-12 лет, знают, что им нужно. Не только сидеть за фортепиано по десять часов, – можно и меньше, но правильно, а еще читать, ходить в театр, любить спорт.
– А какую роль сыграл в вашей жизни Святослав Бэлза?  
 
– Это был близкий человек, который мне помогал, друг. Настоящий интеллигент. Он сам себя называл мушкетером, потому что в юности занимался фехтованием, и был воистину мушкетером нашей культуры. Человеком особой стати, породы, родом не из нашего времени. Его выходы к слушателям перед концертами были мастер-классами. Даже самых маленьких, начинающих искорок он подавал как больших артистов. Бывало, люди шли на него, а не на артистов, которых он представлял. Несмотря на близкие отношения, мы были с ним на «вы».

С уходом Святослава Бэлзы его пространство никем не занято. Я пригласил на мой фестиваль в Иркутск его сына Игоря, получилось хорошо, и присутствие имени Бэлза на сцене стало данью уважения отцу. Мне трудно представить, что Святослава нет. Как и Гараняна, с которым мы играли на сцене
12 лет. У меня полное ощущение, что они уехали куда-то на гастроли и вернутся.

– Денис, вы не раз критиковали телевидение за бескультурье, отсутствие классической музыки. Что-то, на ваш взгляд, изменилось?

– Я еще и член совета директоров «Первого канала». Считаю, что сейчас происходит прорыв, появляется то, чего не было в  последние 20 лет. Как ни критиковали Советский Союз, а ведь Центральное телевидение дважды в месяц показывало программу «Новые имена», а «Музыка в эфире» Святослава Бэлзы  выходила по субботам до и после программы «Время». А потом меня стало просто трясти от тех, кто стал появляться на экране. Сегодня же на «Первом канале» культура стала отделом, а не подразделом. Была прямая трансляция на весь мир открытия нового здания Мариинского театра, показали юбилейный концерт Юрия Башмета. Ну и о вашем покорном слуге вышел фильм с участием великих музыкантов, а не привычных, «форматных» лиц.

А такого канала, как «Культура», нигде в мире нет. В Европе культурные каналы занимаются только трансляциями концертов. А канал «Культура» по насыщенности, калейдоскопу жанров уникален. Это наша гордость. И нельзя забывать, кто это сделал. Борис Ельцин и Мстислав Ростропович!
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов

Loading...