Рыцарь долга

16 ноября исполнилось 140 лет адмиралу, полярному исследователю, Верховному правителю России Александру Колчаку.
Этой дате была посвящена научная конференция в Центре изучения истории Гражданской войны. Имя Колчака неотъемлемо от Омска – города, который он в годы братоубийственной войны сделал третьей столицей России. Но в течение десятилетий роль адмирала в русской истории пытались принизить исключительно отрицательными оценками образа лидера Белого движения.
 
«Происхождения половецкого»

Сын адмирала Ростислав Колчак далеко за границей составил фамильное родословное древо. Он отметил, что, по семейным преданиям, Колчаки «рода половецкого». Но в 1711 году Колчак – боснийский серб, воевавший на турецкой стороне в качестве полковника, в 1737-м – главнокомандующий турецкой армией на русском фронте, побежденный. Царица Анна Иоанновна даровала почетному пленнику свободу и … шубу. Правнук турецкого военачальника уже служил в Бугском казачьем войске.

В 1843-м род Колчаков был внесен во вторую часть родо­словной книги дворян Херсонской губернии. Вторая книга включает роды, получившие потомственное дворянство чинами военными. Все мужчины, за единственным исключением, были офицерами в разных званиях и передавали по наследству не богатство, а понятия о долге и чести. Военный инженер, морской офицер-артиллерист Василий Колчак отдал сына Александра в Морской кадетский корпус.
Он оканчивал учебное заведение первым учеником, что было тогда очень почетно и важно для дальнейшего устройства в жизни. Но в последний момент уступил первенство товарищу, посчитав, что для того важнее преимущества на старте карьеры, и окончил курс вторым. Поступок, характерный для будущего адмирала.

Полярный исследователь


В 1900 году лейтенант Колчак на шхуне «Заря» отправился в полярную экспедицию, организованную бароном Эдуардом Толлем с целью отыскать легендарную Землю Санникова – некий материк, увиденный промышленником Санниковым за островом Новая Сибирь. Во время зимовки на Таймыре гидролог Александр Колчак обследовал полуостров, открыл остров Стрижева, составил карту губы. Вместе с бароном он совершил 41-дневное опасное путешествие по Таймыру. Именно барон Толль в благодарность за стойкость и исследовательский талант лейтенанта назвал один из открытых ими островов в Карском море островом Колчака (переименованный советской властью в остров Расторгуева). После второй зимовки Толль принял роковое решение вдвоем с магнитологом  Ф.Зейбергом отправиться к острову Беннета, недоступному шхуне из-за нагромождений льда, на нартах и легких байдарках. «Заря» для помощи барону обошла остров Котельный, но дальше пробиться сквозь льды не смогла. К тому же заканчивался уголь, пришлось повернуть на юг. Вернувшись в Петербург, Александр Колчак организовывает экспедицию для поисков пропавшего барона Толля. В Академии наук назвали безумием его идею достичь Новосибирских островов на легком вельботе, но иного скорого способа начать поиски не было, и Александр Васильевич взял всю ответственность на себя. Так будет он поступать всю жизнь: брать на себя груз ответственности, поднимать его как свой крест.

 Экспедиция героически преодолела трудности перехода, обнаружила следы пребывания Толля на острове Беннета и последнюю записку барона.
Впоследствии за этот подвиг Колчак был награжден Большой Золотой Константиновской медалью Русского географического общества, которая присуждалась за «необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью». Он командовал в 1909 –
1910 годах ледоколом «Вайгач», им же спроектированным, на котором исследовал Берингов пролив. Колчак создал четыре новые карты Севера, написал научные труды, в числе которых монография «Льды Карского и Сибирского морей».

Герой двух войн


Во время Русско-японской Александр Васильевич командовал эсминцем «Сердитый», выставил мины, на которых подорвался японский крейсер, был награжден за это Георгиевским оружием. Потом командовал батареей морских орудий в Порт-Артуре и, даже получив ранение, до конца обороны не покинул свой пост. Побывал в японском плену.

Между двумя войнами, служа в Генштабе, Александр Колчак становится одним из крупнейших специалистов в мире по минным заграждениям. В Первую мировую он начальник оперативного отдела Балтийского флота, командир минной дивизии, а с июля 1916 года – командующий Черноморским флотом. Резко негативно отнесся к последствиям февральского переворота 1917 года, разложившего армию. Был отозван Временным правительством в Петроград и направлен в командировку к союзникам в Великобританию и США.

Верховный правитель

Александр Колчак ненавидел керенщину с ее преступной бездеятельностью и пустой болтовней, а пришедших на смену большевиков считал ярыми врагами России. Он был военным человеком, говорил, что испытывает отвращение к политике. Но ради России взялся за нелюбимое, хотя мог принять лестные предложения англичан или американцев, высоко ценивших его военный талант и опыт. Он был предпочтительнее других для того, чтобы возглавить Белое движение, еще и потому, что был чрезвычайно популярен в России. В Крыму, когда он командовал Черноморским флотом, продавались его фотокарточки, их покупали барышни, как потом девушки стали собирать портреты артистов. Колчак попросил прекратить это безобразие и получил письмо гимназистки со слезной просьбой о письменном разрешении на приобретении карточки.

Его обвиняли в корысти. Стоит посмотреть список вещей, бывших при адмирале во время ареста, чтобы посмеяться над этим. На допросе его возмутила сама мысль о том, что он мог оставаться в совете директоров КВЖД и получать деньги, когда являлся Верховным правителем России.

Обвиняли во властолюбии. В советской энциклопедии утверждалось, что Колчак в Омске «произвел переворот». А на самом деле если и был заговор, то это был заговор министров, спасавших положение с помощью твердой руки и авторитета. Участник тех событий Георгий Гинс с уверенностью свидетельствовал, что Колчак о готовящемся перевороте ничего не знал.

Жестокость Колчака – миф, наиболее удавшийся его противникам. Как будто бывают войны, похожие на дуэли в белых перчатках! Командарм Михаил Тухачевский впервые в истории гражданских войн мира использовал против соотечественников отравляющие газы и разрывные пули, запрещенные Гаагской конвенцией. Но жестокость со стороны красных замалчивалась.

Всколыхнувшееся людское море было непохоже на регулярные войска обычной войны. На этой, гражданской, происходили события не всегда по воле командующих. Как пример жестокости Колчака всегда приводят факт расстрела выбранных в Учредительное Собрание. Это произошло без ведома адмирала, когда он лежал больной с очень высокой температурой. И он же возбудил следствие по факту превышения полномочий.

Александр Васильевич Колчак ничего не искал для себя, подчеркивая, что форму власти выберет после победы над большевиками народ. Как верующий человек, получив от епископа Камчатского Нестора благословение патриарха Тихона, единственного в то время легитимно избранного представителя власти  (пусть только духовной) в стране, считал освобождение России своей миссией, за выполнение которой готов был отдать жизнь.

Омск в те годы был не только военным штабом. Колчак создает в городе, например, Комитет Северного морского пути, следуя своей исследовательской мечте о навигации в Северном Ледовитом океане. А поэт Георгий Маслов назвал Омск времен Колчака  «приютом благородных муз» – за интенсивность культурной жизни.

Гибель


Кто убил Колчака? Долгое время считалось, что преданный союзниками Верховный правитель был расстрелян вместе с председателем Совета министров Виктором Пепеляевым по приказу Иркутского ревкома. Но сначала этот орган ставил вопрос об открытом судебном процессе. Все тайное становится явным. Спустя годы исследователи Гражданской войны убедились, что, как и в случае с казнью царской семьи, здесь есть след Ленина. Это телеграмма председателю Сибирского ревкома: «…не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска примите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступали так и так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин».  Александр Васильевич Колчак погиб 7 февраля на берегу реки Ушаковки, притока Ангары. Смерть встретил мужественно, не склонив головы.

«Настанет день, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано ЕГО имя в летописи русской земли», – написал Иван Бунин.
И имя адмирала есть и будет всегда звучать вместе с названием нашего города. Не признавать это – значит быть в плену старых идеологических штампов и не любить историю.
©
URL: http://omskregion.info/news/27887-rtsar_dolga/
Дата публикации:19/11/2014 08:13
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев