Здесь живет память…

В музее Омского госпиталя для ветеранов войн бережно хранят память о медицинском персонале, пациентах и его истории.
Раненых возили на трамвае

Здание, в котором теперь располагается госпиталь ветеранов войн, было построено в 1895 году. Принадлежало оно омским купцам Липатниковым, занимавшимся торговлей сельскохозяйственной техники. В подвале дома они содержали конный городской транспорт, а двухэтажную пристройку использовали как жилое помещение. После Октябрьской революции Липатниковы своей собственности лишились. Часть здания была отдана под городскую терапевтическую больницу № 5, другая передана Казахскому педагогическому техникуму. В первые же дни войны на базе этих двух учреждений было принято решение организовать эвакосортировочный госпиталь. Уже 2 июля 1941 года госпиталь № 1494 приступил к работе: началось укомплектование личного состава, оснащение служб, шла подготовка к приему раненых. Начальником госпиталя был назначен майор медицинской службы Абрам Ильич Коган, военным комиссаром – капитан Андрей Алексеевич Горбунов.

22 июля 1941 года омичи встречали первый эшелон с ранеными. В начале войны санитарных поездов еще не было, раненых солдат и офицеров везли в товарных вагонах.

– Рядом на углу с госпиталем, где сейчас находится здание администрации города, была парикмахерская, – рассказывает заведующая музеем Ольга Чайкина. –
Там раненых стригли, пытались привести в порядок. Очевидцы рассказывали, что ножницы хрустели от насекомых, повязки на раненых шевелились, у некоторых бойцов под ними были черви. В первые дни войны ежедневно в Омск поступали по два и более эшелонов с ранеными. На их выгрузку давались полтора-два часа: надолго нельзя было занимать пути. Через площадь Серова шла трамвайная ветка, там тяжелораненых складывали прямо на улице, здесь же варили кашу и кормили людей, давали воду. Отсюда на специально оборудованных трамваях, а к госпиталю были проложены трамвайные линии, или на полуторках везли в госпиталь. Инвалид труда Баева рассказывала, что во время войны она была водителем полуторки, доставляла в госпиталь раненых. Ехала по городу медленно: мешали женщины, которые заскакивали на подножку, спрашивали, кого она везет, узнавали фамилии. Все искали близких. В нашем госпитале большинство раненых проходили только сан­обработку, у нас оставляли самых тяжелых, остальных распределяли по другим военным госпиталям Омска и Омской области.

Оперировали даже студенты


За годы войны наш город принял 562 эшелона с ранеными. В омские госпитали поступило более 156 тысяч раненых, из них более 101 тысячи солдат и офицеров вернулись в строй. Ведущим хирургом эвакогоспиталя №1494 был Борис Николаевич Виноградов. В начале войны он был призван в ряды Красной Армии и направлен из Москвы в Омск. Борис Николаевич родился в семье земского врача, окончил медицинский факультет Московского университета, до революции работал хирургом в Московской Старо-Екатерининской больнице для чернорабочих, затем в Солдатенской (ныне больница имени Боткина) под руководством В. Н. Розанова, ставшего впоследствии лечащим врачом В. И. Ленина. В Омске Виноградов выполнял самые сложные, уникальные операции при черепно-мозговых травмах и ранениях периферической нервной системы, у операционного стола стоял по 18 часов в сутки и, кроме того, обучал молодых хирургов. До Победы не дожил всего шестнадцать дней. Его организм был настолько истощен, что не справился с обычной простудой.

Надо сказать, что в той ситуации взять в руки скальпель пришлось очень многим врачам: терапевтам, стоматологам, гинекологам, оперировали даже студенты последних курсов медицинского института. Для переквалификации были организованы специальные курсы. Лекции по военно-полевой хирургии читали профессор второго Московского мединститута И. Л. Фраерман и преподаватель Ленинградского военно-медицинского училища имени Щорса И. И. Шушковский. Для консультаций и оказания медицинской помощи привлекались известные омские профессора А. А. Бугаев, Р. М. Ахрем-Ахремович, И. С. Винников, А. И. Мануйлов, а также доценты и ассистенты мединститута. Профессор М. С. Рабинович вместе с начальником торакального отделения госпиталя Г. А. Гусельниковой выполняли сложнейшие операции, удаляли осколки из легких, сердца, мягких тканей. В Омске в военные годы находился и главный хирург Красной Армии, ветеран четырех войн, знаменитый профессор Николай Николаевич Бурденко.

Согласно приказу по городу в госпиталях работали школьники, омские домохозяйки были обязаны трудиться здесь ежедневно по три часа. Одна из пациенток госпиталя для ветеранов войн рассказывала, как ее глухонемая тетка стирала в госпитале бинты, а она вместе со своими одноклассниками скручивала их в жгуты. Во время войны перевязочный материал использовали по многу раз. Выхаживать раненых и больных сюда приходили сотни, тысячи людей, далеких от медицины. Они приходили на дежурство, как на работу: по графику. Также для населения были организованы краткосрочные курсы медсестер.

«Медицинские сестры были на казарменном положении, – вспоминала медсестра С. П. Николаева. – Жили в общежитии, которое располагалось во дворе госпиталя, и после дежурства не имели права уходить. В любое время мог прибыть эшелон с ранеными. Встречать и разгружать его приходилось нам. Мы не знали выходных. Каждое утро начиналось со сводки Совинформбюро, из нее было понятно, к чему готовиться в ближайшее время. Начальник госпиталя Абрам Ильич Коган требовал от персонала железной дисциплины во всем. Никакой косметики, разговоры шепотом. По ночам лично проверял сестринские посты».

Время было тяжелое, но омичи всячески проявляли заботу о раненых. В госпиталь шли поодиночке и целыми коллективами. Приносили с собой продукты, теплые вещи. Среди добровольных помощников был даже народный художник РСФСР Кондратий Белов. Его пригласили в госпиталь поддержать боевой дух одного из солдат. Среди раненых было много одаренных людей, в том числе и Леонид Феденин. Он мечтал стать художником, но помешала война. В омский госпиталь попал с тяжелым ранением позвоночника. Кондратий Петрович нашел с ним общий язык, приносил ему кисти, краски, мольберт, всячески поддерживал. Свои этюды Леонид рисовал лежа и раздавал их раненым и медперсоналу.

Медсестры уходили в партизаны


В 1944 году в Усть-Заостровке было организовано подсобное хозяйство и пионерский лагерь для детей фронтовиков и работников госпиталя. Огромный фотоальбом, хранящийся в музее, позволяет заглянуть в то время. Увидеть своими глазами то, как было устроено это хозяйство, как дети проводили в лагере время. Вообще, у каждого экспоната своя история. Например, медицинская сестра госпиталя Вера Коняхина (Кузьмина) передала в музей стерилизатор, который привезла с фронта. С первых дней войны она просилась на фронт, но в райвоенкомате ей отказали. Пошла работать в эвакогоспиталь № 1494. А в 1942-м в Омске был сформирован партизанский отряд «Сибиряк». Набирали в него строго индивидуально. Среди 50 добровольцев была и Вера Васильевна, причем единственная девушка, зачисленная в отряд. После двухмесячной подготовки в спецшколе воевала на территории Белоруссии, участвовала в боях, лечила бойцов, оказывала медицинскую помощь местному населению.

Еще один экспонат – несколько осколков, которые ветеран войны Силков проносил в себе 44 года. Ранение солдат получил в страшной мясорубке в 1942 году. С возрастом осколки стали его сильно беспокоить, ветерана прооперировали, а извлеченные осколки мужчина передал в музей.
Хранится здесь и одно очень любопытное фото: на нем молодой солдат запечатлен в окружении собак. Оказывается, мужчина во время войны служил в войсках, в которых использовали служебных собак. Раненый, он лежал на поле боя, теряя сознание. Время от времени приходил в себя оттого, что лицо ему лизали собаки, к которым были привязаны санки. Они не ушли из-под обстрела до тех пор, пока солдат не собрался с силами и не заполз в санки. Как только ему это удалось, собаки отвезли его в лагерь.

Еще одна фотография военной поры – красный уголок, где отдыхают раненые. Где-то сбоку на фото виден маленький белый бюст Ленина. Это уже реликвия госпиталя. Он был подарен на 8 Марта медсестре госпиталя Таисии Ивановне Щепкиной, основательнице музея, еще в начале войны. Такого подарка она удостоилась как победительница соцсоревнования.

В музее бережно хранят ордена и медали ветеранов. Здесь также много различного медицинского инструментария, фотографий, рисунков, газетных вырезок, но главное – здесь живет память. О замечательных людях, медицинских работниках, пациентах, о том чрезвычайно тяжелом времени, в котором все эти люди достойно жили, работали и воевали, приближая Победу.
©
URL: http://omskregion.info/news/28074-zdes_jivet_pamyat/
Дата публикации:26/11/2014 08:56
Автор:Лариса Бухарева