Побочинская моцарелла завоевывает омский рынок

Сыроварня в Одесском районе запустила в производство моцареллу в июле 2014 года. Сегодня продукцию предприятия, мощность которого составляет 30 тонн твердых сыров месяц, можно найти на рынках региона и в небольших магазинах.
О возрождении предприятия корреспонденту «ОП» рассказывает его владелец Виктор Руди.

Борьба за молоко


– Виктор Давидович, до прихода в Побочино вам приходилось иметь дело с молочной переработкой?

– Опосредованно. Вообще, я строитель по профессии. Но в 1990-е годы, когда строительный комплекс оказался в застое, друзья с Алтая, владельцы перерабатывающей фирмы, в которую входят два молочных завода, мясокомбинат, мельница, предложили: давай ты займешься продвижением нашей продукции в Омскую область и другие регионы? Я поначалу отказывался: какой из меня торговец? Но надо было как-то выживать. Поэтому снял помещение на территории маслосырбазы и стал осваивать новую профессию. За десять лет наработал неплохую клиентуру на Тюменском Севере, в Новосибирске, Томске, Екатеринбурге.

 – А в Побочино как попали?

– Я родом оттуда. Время от времени заезжал навестить знакомых. Ну и наведывался на завод. Видел, как он постепенно приходит в упадок: сырья становится все меньше, оборотных средств не хватает. Потому что на территории района начал закупать молоко Любинский молочно-консервный комбинат, у которого денег больше. Он стал платить крестьянам более высокую закупочную цену.

Желая поддержать предприятие, я предложил его собственникам начать производить для моих клиентов-северян брынзу, возить которую с Алтая было нерентабельно – везешь 50 процентов воды (рассола). Пригласил технолога, научившего местных специалистов ее варить. Договорился о поставках сырья. И так, на условиях кооперации мы несколько лет работали. Все это время я оплачивал воду, электроэнергию, прочие затраты, платил людям зарплату. И в 2009 году предложил собственникам сдать мне завод в аренду на пять лет, чтобы навести там порядок и попытаться расширить ассортимент. А то получалось: вкладываю, неизвестно для чего. Мне пообещали, что подумают. Но за полгода ничего не придумали. Тогда я ушел. А предприятие вскоре закрылось.

Спустя еще несколько месяцев глава района собрал совещание, где поднял вопрос, по какой причине завод стоит. Меня на него тоже пригласили. На совещании учредители заявили о намерении предприятие продать. А я выразил желание его купить. Своих средств у меня не было. Поэтому началось мое «хождение по мукам», то есть по банкам. В пяти из них мне отказали. Только в шестом сказали: «Мы вам поможем». И 9 августа 2010 года завод возобновил работу.

Сырный продукт


– Тяжело пришлось на первых порах?

– Конечно. Большая проблема была с сырьем. Но первый год с Божьей помощью прожили. Выпускали только брынзу. На второй год реанимировали сыр «Побочинский». Ну а потом каждый год наращивали ассортимент. Сейчас производим пять видов твердых сыров. Плюс делаем мягкие и рассольные сыры: адыгейский, брынзу, сулугуни, косичку, спагетти. А в июле прошлого года начали также производить моцареллу.

– В СМИ сообщалось, что толчком к этому стал запрет на импорт продуктов из Европы…

– Нет, просто так совпало. Мы в июле 2014 года сделали пробную партию моцареллы. А через месяц президент объявил о введении продовольственного эмбарго. К этому времени сыр еще не был запущен в производство – шла процедура сертификации. Но мы его продолжали делать «для себя». Только с октября он появился в торговле.

– Тем не менее поставленный заслон для импорта дал какие-то дополнительные возможности? В плане сбыта, например?

– Мы компактное предприятие. Делаем всего 30 тонн твердых сыров в месяц. Поэтому нас эта мера особо не коснулась. Наверное, потому что мы не работаем с сетями. В основном реализуем продукцию на рынках и в небольших магазинах, где арендуем площади и ставим свои витрины. Когда начали наращивать ассортимент, я пытался наладить контакты с сетевиками. Но они на нас смотрят свысока. Просто обидно становится за местных товаропроизводителей, которые делают качественную продукцию. Я ведь тоже хожу по магазинам и вижу, что лежит на прилавках.

– И что же?

– На 90 процентов – сырный продукт, который выдается за сыр. Настоящий твердый сыр не может стоить 230 – 240 рублей. На килограмм сыра в среднем уходит одиннадцать килограммов молока. Средняя стоимость закупки одного килограмма молока высшего сорта, а на сыр идет именно такое, – 19 рублей. Таким образом, только затраты на молоко в себестоимости сыра составляют более 200 рублей. А ведь кроме молока при производстве сыра используются ферменты, закваска, хлористый кальций, соль. Плюс затраты на электроэнергию, воду, транспортировку, хранение, заработную плату, налоги. Итого: настоящий сыр не может стоить меньше 340 – 350 рублей.

Планы – на расширение


– Тогда почему ваш сыр стоит сегодня в продаже порядка 310 рублей?

– Как раз из-за обилия сырного продукта мы не имеем возможности реализовать сыр по той цене, по какой бы хотели. И вынуждены искусственно ее снижать, тем самым снижая рентабельность твердых сыров. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, и расширили линейку мягких сыров, освоили выпуск цельномолочной продукции. Это все приносит каждый день «живые деньги» и очень выручает. Ведь экономика твердого сыра чем еще тяжела? Этот продукт зреет от 35 до 40 дней. Все это время вложенные деньги не работают, а лежат без движения. Мягкие же сыры сегодня сварил, завтра нафасовал – и продал.

– Главный ваш поставщик сырья – личные подворья. А их специфика – сезонное производство молока. Зимой объемы существенно снижаются. Как выходите из положения?

– Зимой сыры практически не делаем. В основном переходим на цельномолочку. Но в последнее время у нас появились новые поставщики – хозяйства Шербакульского района. Благодаря им этой зимой, в декабре-январе, мы впервые сварили 3,5 тонны сыра. Считаю, предприятие потихоньку становится на ноги, экономика наша улучшается.

– То есть ресурсы для наращивания объемов, расширения ассортимента имеются?

– Да. Сейчас как раз занимаюсь землеотводом. Хочу расширить территорию, чтобы построить цех цельномолочки, гараж-мастерскую. Но все будет зависеть от экономики, от того, под какой процент нам будут давать кредиты. Своими силами эти планы реализовать сложно.


Материал опубликован в газете «Омская правда» от 28 января 2015 года.

©
URL: http://omskregion.info/news/29560-pobochinskaya_motsarella_zavoevvaet_omskiy_rnok/
Дата публикации:29/01/2015 04:20
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Евгений Кармаев