Крым — это рядом

Жители этой сибирской деревни бережно хранят память о своих предках – первых переселенцах с далекого полуострова.
Почти год назад, 18 марта 2014 года, был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. В нашей стране никто не остался равнодушным к этому событию. Но в деревне Крым Полтавского района новость восприняли с особым воодушевлением: «Мы за Крым» – с таким лозунгом вышли на улицы деревенские мальчишки и девчонки. Их предки были выходцами с далекого Крымского полуострова и Украины.

Магарыч не помог


Скажем сразу: общего у этих двух географических точек мало. Нет в полтавском Крыму ни моря, ни гор, ни буйной растительности. Даже реки нет. Зима в сибирском Крыму длится почти полгода, температура порой зашкаливает за минус 30, летом не редкость выше тридцати. Но что объединяет жителей двух Крымов, так это любовь к украинским песням, салу и вареникам. И сразу чувствуется, что корни у них одни.

Моим гидом по Крыму стала Светлана Борисова, в недавнем прошлом учитель истории, а теперь заведующая сельским клубом. Лет десять назад Светлана вместе со своими учениками написала работу по краеведению. Ее можно считать историей деревни, поскольку к работе молодой учитель подошла серьезно и основательно.

Когда-то здесь был казахский аул Бейгалы-Куль, жители занимались овцеводством, торговали солью и белой глиной, – рассказывает Светлана Борисова историю своей деревни. – До сих пор у нас сохранилось казахское кладбище. А потом по Столыпинской реформе в Сибирь стали приезжать переселенцы с Украины. Сначала они поселились рядом с нынешним Крымом. Так родилась деревня Барвиновка. Из Бейгалы-Куля казахи-кочевники ушли, на их место приехали переселенцы из Барвиновки.

В деревне существует легенда о том, как Бейгалы-Куль стал Крымом.

– Собрались мужики на сход и стали думать, как деревню назвать. Один богатый мужик, Гаврилов, предложил: «Поставлю ящик водки, давайте назовем деревню Гавриловкой». Не польстились мужики на магарыч. «Зачем нам Гавриловка, если мы из такого красивого и теплого края приехали? Давайте назовем деревню Крым», – ответили мужики. Была в народе гордость за свою землю, потому и захотели сохранить память о родине, – говорит Светлана Борисова.

Потомки первых переселенцев

В полтавском Крыму бережно хранят память об основателях деревни. Первыми жителями стали Тарасенко, Асики, Кумпаны, Драгуновские, Громенко. Кстати, их потомки и поныне живут в деревне. В семье Ольги Асик говорят на украинском языке, уважают наваристый украинский борщ, сохранили вышитые занавески. В семье Любови Громенко тоже вышивку хранят как семейную реликвию. Бывший управляющий Крымским отделением колхоза, потомок первых переселенцев Иван Кумпан может рассказать о каждой семье крымчан, о том, как строилась деревня, потому что сам приложил руку к так называемому соцкультбыту и всегда заботился о сельчанах.

В Великую Отечественную многие крымчане сложили головы на фронтах войны, им в прошлом году в деревне поставили памятник. Те, кто остался дома, растили хлеб, который сдавали государству, и он тоже кормил фронт.

– У нас много тружениц тыла. Это Люция Алесько, Мария Трофимова, Нина Савченко, Евдокия Борисенко, Надежда Кудревич. Куда бы их ни послали, они всюду работали так, словно баба и мужик в одном лице, – отмечает заведующая клубом.

Всю историю деревни Светлана Борисова хочет воссоздать на стендах в сельском клубе, где уже собран богатый материал, который дополнят фотографиями односельчан. Для этого и фотокружок открыли. И мечтает Светлана, что когда-нибудь появится у Крыма свой день села, чтобы ежегодно можно было вспоминать и первых переселенцев, и фронтовиков, и тружеников тыла, и тех, кто сегодня создает историю Крыма.

Сельский предприниматель

Сегодня в Крыму всего 60 дворов, около двухсот жителей. Три улицы – Победы, Школьная и улица имени Василия Вергая, односельчанина, 20 лет назад погибшего в Чечне. Сохранились еще саманные дома, которые строили первые переселенцы. Но для жизни есть все: школа с группой для дошколят, ФАП, магазины. А вот богатством крымчане похвастаться не могут. СПК «Ольгинский», чье отделение находится в Крыму, сейчас переживает не лучшие времена. Зарплату задерживают, поэтому все надеются только на себя и собственные силы.

 Село не выживает, оно живет, – тем не менее уверен глава Ольгинского сельского поселения Сергей Кочубей. – Тот, кто хочет жить, тот трудится. В Крыму два фермера занимаются растениеводством. Многие разводят личное подсобное хозяйство, сдают молоко. «Ольгинский» занимает первое место по сдаче молока. Крымчане берут в аренду участки под сенокос. Район идет навстречу и выделяет землю, а селяне приобретают подержанную технику и трудятся. За сданное молоко некоторые крымчане получают по 30 тысяч рублей в месяц. Для деревни прибыль хорошая.

 Да, говорят крымчане, благо есть возможность держать коров. Можно сдавать молоко. Занимается сбором молока свой же крымский предприниматель Рамиль Алиев. Выпускнику финансового института всегда хотелось заниматься бизнесом. Каким именно, подсказал отец. Семья Алиевых сдавала молоко другому предпринимателю, который часто приезжал не вовремя, за молоко не рассчитывался неделями. Отец и подсказал Рамилю, что сбор молока – дело выгодное и интересное. За два с половиной года Рамиль и сам в этом убедился.

 Начал с того, что пошел искать клиентов. Взял кредит в банке 120 тысяч, купил прицеп с бочкой, автомобиль «Нива», чтобы по бездорожью можно было проехать. Начал с пятнадцати клиентов, а сейчас у меня уже 90 сдатчиков молока из трех сел Ольгинского сельского поселения, – говорит Рамиль.

Есть такие односельчане, кто держит по 8 – 10 коров и летом ежедневно сдает по 100 литров, зимой – через день. Рамиль расплачивается со сдатчиками сразу, платит по 14 рублей за литр. Плюс дотация от государства 2 рубля 60 копеек за литр. Так что трудолюбивым крымчанам на жизнь хватает, считает Рамиль. Ему и самому трудолюбия не занимать. Встает в пять утра и наматывает по 130 километров. Он сдает молоко на местный сырзавод: зимой тонну в день, летом – две. В прошлом году выиграл районный грант – 185 тысяч рублей, купил «Газель», установил бочку. Так что бизнес свой Алиев расширяет. Скоро придется брать еще одного водителя.

Люди очень довольны. Живые деньги ежедневно. И я не внакладе, можно и нужно заниматься в деревне бизнесом, – считает 25-летний предприниматель.

Домашний доктор

У Рамиля крымские корни. Мама – потомок первых переселенцев, а папа в советское время приехал из Азербайджана. А вот местный фельдшер Станислава Трофимова – человек приезжий, 18 лет назад переехала из Казахстана. В Крыму работа для нее нашлась – долгое время местный ФАП был на замке. Станислава Викторовна признается, что теперь она и педиатр, и терапевт, и гинеколог, и хирург, и медсестра, и санитарка. Ночь-полночь – идет на вызов, работает без выходных и проходных.

– У людей Новый год, а мне надо быть всегда готовой к вызову, – говорит крымский фельдшер.

И отмечает: – народ в Крыму живет доброжелательный, гостеприимный, всегда чаем напоит.

Станиславу Викторовну по праву можно назвать домашним доктором. Ведь она все болячки знает, советы дает дельные и лечит всех – от мала до велика. Уважаемый человек. Кстати, дочку замуж отдала за крымчанина, за того самого молодого предпринимателя Рамиля Алиева.

«Мы хотим поехать в Крым»

ФАП находится в одном здании с крымской школой. Двадцать лет назад построили в Крыму новую школу на 150 учеников, думали, что народ в деревню потянется. Надежды не оправдались, и сейчас в девятилетке учится всего 15 детей. Ближайшая перспектива – всего 12 мальчиков и девочек. Столько дошколят живет в деревне на сегодняшний день.

Учителей – четверо. Весь учебный процесс организован так же, как в обычной школе, – уроки, внеклассная работа. Например, в феврале прошел месячник по патриотическому воспитанию. Знают юные крымчане и своего героя Василия Вергая. И с недавних пор интересуются Крымом, тем самым, что за четыре тысячи километров отсюда.

На вопрос, любят ли они свою деревню, дети дружно отвечают: «Да». Так же дружно ребята говорят, что хотели бы поехать в Крым, в знаменитый «Артек», и посмотреть на его красоту – с морем, кипарисами, горами.

А директор крымской школы Ирина Бойко мечтает о большом коллективе и большом числе учеников. Кто точно придет в крымскую школу, так это дети Елены и Владимира Тарасенко. Елена и Владимир – агрономы, окончили аграрный университет. Елена вернулась в родное село. Но пока работы ни для нее, ни для мужа по специальности не нашлось. Владимир работает учителем в школе. Три года назад в семье родилась дочь Полина, в прошлом году – сын Саша.
Молодые купили большой дом в Крыму и сейчас делают в нем ремонт.

Елена рассказывает, что с названием Крым в ее жизни и в жизни односельчан было немало смешных историй. Например, когда она поступила в университет, ее спросили: «Ты откуда?». Лена ответила: «Из Крыма». «Из такой дали в Сибирь поехала?» – удивлялись однокурсники. Пришлось разуверять, что это не тот Крым.

– Наше село самое лучшее, – говорит Елена. – Мы из Крыма уезжать никуда не собираемся.

Фото автора
©
URL: http://omskregion.info/news/30595-krm__eto_ryadom/
Дата публикации:11/03/2015 07:53
Автор:Татьяна Шипилова