Секрет долголетия Василия Москвина

Секрет долголетия Василия Москвина

Дата публикации 18 апреля 2012 09:03

День Василия Васильевича Москвина начинается с... музыки. После завтрака садится ветеран на диван и берет в руки баян. С инструментом он дружит с детства, поэтому Василию Васильевичу подвластны и классические произведения Чайковского, Штрауса, и народные мелодии.
День Василия Васильевича Москвина начинается с... музыки. После завтрака садится ветеран на диван и берет в руки баян. С инструментом он дружит с детства, поэтому Василию Васильевичу подвластны и классические произведения Чайковского, Штрауса, и народные мелодии. Но чаще всего ветеран Великой Отечественной исполняет песни военной поры.

- Люблю вот эту - «Ехал я из Берлина», - говорит ветеран, перебирая клавиши баяна, - хотя до Берлина мне дойти не довелось, День Победы я встретил на Дальнем Востоке.

Когда началась война, Василию исполнилось двадцать лет. Самый призывной возраст. Но в военкомате не торопились отправлять повестку в семью Москвиных: отец и старший брат Василия Бронислав были осуждены по 58-й статье и сгинули где-то в сталинских лагерях. А к детям «врагов народа» отношение было особое. И в школе Васю с братьями травили, и на фронт не сразу призвали. А когда немцы подошли к Москве, троих братьев Москвиных забрали на войну.

- Помню, привезли нас в Омск, и с вокзала мы пешком шли в Черемушки. Думали, подучимся там немного военной науке, - говорит Василий Васильевич, - но нас сразу отправили в баню, где не было парной, а только огромные котлы с горячей водой, затем переодели в форму. Ночью по тревоге подняли и отправили на вокзал. Так началась моя фронтовая жизнь.

Все три брата - Владимир, Василий и Александр - воевали вместе, в одних окопах. Старший, Владимир, сказал как-то: «Кто останется живой, каждый год погибших поминать будет». Погиб Владимир на Днестре под городом Дубосары. А Василий с Александром остались живы. Василий Васильевич и в пехоте служил, и в артиллерии, но дольше всего пришлось воевать в танковых войсках. И друзей терял, и командиров.

- Хорошие парни были, - с горечью вспоминает ветеран. - Но война есть война.
Начинал фронтовой путь на Третьем Украинском. Участвовал в боях за Днепропетровск, Харьков, Белгород. Уже в составе Второго Белорусского дошел до Одера. И там получил тяжелое ранение.
- У немцев были гранаты с деревянной ручкой. Фашисты в ближнем бою бросали их в нас, мы тут же хватали за ручки и кидали их обратно. Но одна меня задела, - вспоминает ветеран.

Лечился Василий в подмосковном госпитале, а после выписки его направили в Мытищи, где готовили танки Т-34 для отправки в Корею. Так что успел Москвин и на войну с японцами. Демобилизовался в 46-м. Как специалиста по сельскому хозяйству, его ждали в родной Новосибирской области.
- Я ведь сельхозтехникум до войны окончил, работал агрономом, и после войны вернулся на свое место. Пошел по служебной лестнице, но... старая рана дала о себе знать. Рука не двигалась, я даже не мог писать. И тогда брат Александр, который после войны жил в Омске, позвал меня к себе, - говорит Василий Васильевич.

В Омске он устроился на завод транспортного машиностроения. И тут вновь встретился с военной техникой - завод выпускал танки. Во время хрущевской оттепели получили Москвины документы о реабилитации отца и старшего брата Бронислава. Но бумага родных не вернула. Только и остались от Бронислава фотография - она и сейчас на стене в большой комнате дома Василия Васильевича - да старенький баян, который брат покупал в 1932-м.

Василий Васильевич работал на заводе, растил детей - жена Мария Алексеевна родила троих мальчиков и девочку. На пенсию ушел почти сразу, как только подошел пенсионный возраст. Но связи с предприятием не потерял: до сих пор ветерана на заводе помнят и приглашают на различные мероприятия.

Не забывают и дети, звонят, приезжают. Старший сын работает в посольстве России в Никарагуа, средний был железнодорожником, сейчас вышел на пенсию, третий сын - ученый, работает в Москве, дочь Наталья - проводница. Все вместе Москвины собираются 15 августа - на день рождения отца. Вот уж тогда Василий Васильевич дает волю воспоминаниям да берет в руки баян.

Впрочем, и в остальное время он не скучает. До недавнего времени ездил на своем любимом «Газике» по улицам Старой Московки. «ГАЗ-67», или «Иван Виллис», как называли эту машину за сходство с американским армейским автомобилем, Москвин приобрел в 1947 году. Машина времен Великой Отечественной верой и правдой служила хозяину полвека. Она и сейчас стоит в гараже, рядом со стареньким «Москвичом», и находится в прекрасном состоянии. Несколько раз омские коллекционеры предлагали ветерану машину продать, но он отказывается: ни за какие деньги не расстанется с любимым другом. Как и с фотоаппаратом «Фотокор», хранящимся в одном из шкафов. Когда-то Василий Васильевич часто фотографировал.

Сейчас он занят огородом. Земля уже подсохла, скоро можно будет копать. Выходит во двор ветеран, дышит свежим воздухом. А потом в дом возвращается и вновь за баян берется: играть и петь хочется. Возможно, в этой любви к музыке и есть секрет долголетия Василия Васильевича Москвина? Нынче ему исполнится девяносто два... И дом снова наполнится голосами детей, внуков и правнуков. И снова заиграет баян...

Татьяна Шипилова
Фото из семейного архива
©
Распечатать страницу