Виталий Эрлих: «Омские продукты должны быть на всех прилавках»

Виталий Эрлих: «Омские продукты должны быть на всех прилавках»

Дата публикации 1 апреля 2015 09:35 Автор Фото Сергей Мельников

На этот раз в нашей редакции в рамках проекта «Детектор правды» побывал министр сельского хозяйства и продовольствия Виталий Эрлих. И по сложившейся традиции вопросы к министру начинались со слов «правда ли, что…»
Сдержать цены

– Правда ли, что в Омской области самая дешевая продовольственная корзина?

– Правда. И подтверждением тому – информация Федеральной службы государственной статистики. Росстат регулярно анализирует изменения цен по фиксированной группе товаров. Согласно его данным, в феврале стоимость минимального продуктового набора в нашем регионе по сравнению с предыдущим месяцем повысилась на 5,3 процента, но все равно осталась самой низкой в Сибирском федеральном округе и одной из самых низких – 4-е место – в Российской Федерации.

– Что позволяет стабильно держать такой показатель?

– Тут играют роль несколько факторов. Во-первых, мы производим продовольствия больше, чем нам нужно для внутреннего потребления. Если бы область ввозила основные виды продуктов из других регионов, тем более из стран ближнего и дальнего зарубежья, конечно, картина была бы иной. То, что у нас есть собственная перерабатывающая база, также влияет на уровень потребительских цен.

Нельзя сбрасывать со счета и конкуренцию в сфере торговли. Я был в субботу на Центральном рынке, где проходил день Омского района, смотрел цены – очень большая разница. К примеру, картофель из СПК «Пушкинский», продававшийся с машины самим товаропроизводителем, стоил 18 рублей за килограмм. Внутри рынка за тот же картофель того же предприятия просили уже 36 рублей. Тушка бройлера Осокинской птицефабрики на улице, в торговой точке предприятия, стоила 117 рублей, а в крытом павильоне – 175 рублей. Конечно, люди, имея возможность выбора, придут на губернскую ярмарку, где цена доступней. Таким образом, ярмарки, где торгует сам производитель, – один из факторов стабилизации цен. Кроме того, мы налаживаем непосредственное сотрудничество с федеральными и крупными региональными торговыми сетями, через которые проходит 80 процентов товарной продовольственной массы. Недавно договорились с рядом федеральных ритейлеров о временном замораживании цен на продукты 33 наименований.

– Но вот говядина у нас, по некоторым данным, стоит уже 535 рублей за килограмм. И все потому, что ее производится недостаточно.

– Не знаю, где вы взяли такую цифру. Я регулярно бываю на рынках. Предельная цена говядины на Центральном рынке – мякоть обрезная – составила 380 рублей. У нас был всплеск цены в середине прошлого года в связи с введением нового мясного регламента. Но сегодня ситуация иная. Да, говядина – наиболее востребованный продукт, потому что свинины мы производим достаточно. И по мясу птицы прирастаем. А говядина – в самом деле, наш резерв. Причем надо понимать, что натуральная говядина – это мясо чистопородного либо помесного скота мясных пород. У нас сегодня такого скота 15 509 голов. Но для того, чтобы закрыть собственные потребности, это поголовье надо довести тысяч до пятидесяти. Вот такую задачу надо ставить в перспективе.

Миллиарды – на посевную

– Правда ли, что нынешняя посевная будет проходить в условиях дефицита финансов?

– В самом деле, нынешняя ситуация отличается от той, что была в предыдущем году. Хотя я должен сказать, что в связи с резким ростом цен на зерно наши товаропроизводители смогли поправить финансовое положение. И число хозяйств, которые имели просрочку по расчетам с банковскими структурами, уменьшилось. А просроченную задолженность по налогам имеют не больше десятка предприятий.

 Да, в связи с введением в начале года новой ключевой ставки в 17 процентов, которая сегодня уже понижена до 14, возникли проблемы с кредитованием. Но федеральное руководство на это оперативно отреагировало. И сегодня ставки по кредитам сельхозтоваропроизводителям и переработчикам субсидируются. По коротким кредитам размер субсидии составляет 14,68 процента из федерального бюджета и 1,6 процента – из областного. По длинным кредитам субсидируются 9,9 процента ставки. Но есть условие. Заемщик сначала уплачивает процентную ставку полностью и только после этого получает субсидию. И это на какой-то период создает определенное напряжение.

 Объем всех средств, которые потребуются нам на проведение весенних полевых работ, составляет порядка 4 млрд. рублей. В том числе планируется привлечь 2 млрд. рублей кредитных ресурсов. Второй источник – это средства бюджета, так называемая несвязанная поддержка, которую мы фактически уже отдали товаропроизводителям. А отдаем мы сегодня 80 процентов суммы, причитающейся на период весенних полевых работ, – в текущем году 600 млн. рублей. Остальные 20 процентов будут отданы после того, как хозяйства подтвердят, что они провели сев кондиционными семенами и не уменьшили площади посева.

Еще один источник – собственные средства хозяйств, полученные за счет сдачи продукции. Кроме того, наши зерновые трейдеры, предприятия мясопереработки, молочной промышленности, заинтересованные в привлечении сырья, выплачивают товаропроизводителям на проведение весенних полевых работ что-то вроде аванса. Я не скажу, что у всех абсолютно хозяйств все гладко. Проблемы с денежными средствами есть. Но мы в рабочем порядке отрабатываем эти вопросы и с банковскими структурами, и с предприятиями переработки. Поэтому сев будет проведен в полном объеме, больше того – мы увеличим площадь обрабатываемой пашни к предыдущему году на 27 585 га.

– А правда ли, что ряд хозяйств остались в этом году без семян?

– К сожалению, в прошлом году в ряде районов не все посевные площади были убраны – 60 тысяч гектаров ушли под снег. Из-за этого на момент завершения уборочной кампании у нас действительно сложился дефицит семенного материала в объеме 20 тысяч тонн. Ведь обычно добрый хозяин как делает? Формирует семенные партии во время уборки. Но мы всю зиму в этой части работали. И абсолютное большинство хозяйств эту проблему сегодня разрешили. Только в двух районах – Любинском и Колосовском – пока не хватает 2700 тонн семян. Но, получив несвязанную поддержку, товаропроизводители эти средства направят в том числе на приобретение семян.

В областном бюджете в этом году на субсидирование затрат по приобретению семян заложено 65 млн. рублей. Это в пять раз больше, чем в предыдущем. Причем, если федеральный бюджет субсидирует только приобретение элитного материала, то мы предусматриваем и выплату поддержки на приобретение семян первой и второй репродукций.

Модернизацию не остановим


– Правда ли, что на новые фермы денег нет?

– Конечно же, все сейчас будет стоить дороже, чем раньше. Но с учетом субсидирования процентных ставок по кредитам и того, что при строительстве, реконструкции и модернизации животноводческих помещений федеральное правительство намерено субсидировать товаропроизводителям 20 процентов затрат, думаю, нашу программу модернизации животноводства мы не остановим. Рассматриваем в том числе такой вариант удешевления этих проектов, как производство всей линейки оборудования для доильных залов у себя. Будем как-то договариваться и с той же Республикой Беларусь, перешедшей в расчетах с Россией на долларовый эквивалент. Надеюсь, нам удастся добиться положительной динамики, ведь мы у них были основными покупателями. И если они решат держать такие цены, то потеряют свой основной рынок сбыта. В регионе сейчас ведется строительство, реконструкция и модернизация 11 животноводческих комплексов. Работы идут в ОАО «Цветнополье» – Азовский район, СПК «Рассохинский» – Нововаршавский район, ЗАО «Рассвет» – Любинский район, ООО «Лагушинское» – Калачинский район, ЗАО «Яснополянское» – Павлоградский район, СПК «Литковский» – Тарский район, ООО «Соляное» – Черлакский район, ООО «Золотая Нива» – Марьяновский район, ЗАО «Солнцево» – Исилькульский район, ООО «Сибирская земля» – Любинский район, СПК «Большевик» Полтавского района.

– Правда ли, что ГК «Руском» и компания «МилкОм» отложили строительство мегаферм, начать которое планировалось в 2015 году?

– Что касается компании «МилкОм», то непосредственного решения по строительству на конкретном месте конкретной фермы она не принимала. Хотя планы такого строительства имела и имеет. А «Руском» уже выкупил земельный участок в СПК «Ачаирский» Омского района с поголовьем, которое там есть. И предполагает начать в этом году проектные работы, а возможно, и строительство. Все, как говорят собственники компании, будет зависеть от конкретной ситуации, которая будет складываться на момент завершения проектирования.

Смотрите на упаковку

– Правда ли, что на продуктовых полках растет доля фальсификата?

– Я бы не употреблял в данном случае слово «фальсификат». Просто надо внимательней смотреть состав продукта. Потому что есть масло натуральное, а есть масло с различными добавками. И это не подделка, а именно другой продукт, который должен так и называться – «молочный продукт». Как отличить одно от другого? Арифметика такая. На производство 1 кг масла надо 20 кг сырого молока. При средней закупочной цене сырья 20 рублей за литр натуральное масло, а таковым считается масло 96–93-процентное, не может стоить дешевле 300 рублей. Это же касается и других продуктов. К примеру, ряженка с буквой «А» на упаковке – натуральная, без буквы «А» – содержит дополнительные компоненты. Соответственно, и цена этих продуктов разная.
Конечно, подделки на прилавках тоже бывают. Ну, условно говоря, продается масло «из Седельниково», а в этом райцентре такого производства давно уже нет. В такой ситуации в упаковке действительно может содержаться все что угодно. Поэтому, когда пошла волна сообщений, что в Омске появились фальсифицированные продукты, мы обратились и в Роспотребнадзор, и в Россельхознадзор, и в Росветнадзор, которые имеют государственные полномочия на установление соответствия продуктов ГОСТам и на принятие мер, в том числе материальных. Эта работа будет активизирована.

– Уже много лет говорится о планах по созданию какого-то сильного регионального бренда. Вот сейчас открылась пока небольшая сеть магазинов «Омские продукты». А как вообще с этим «брендированием» обстоят дела?

– Мы с министерством экономики, нашим Союзом предпринимателей, администрацией города Омска работаем над расширением линейки продуктов, которые будут под этой маркой, под этим брендом выставляться на прилавках. Не только в специализированных магазинах типа «Омские продукты» – они должны присутствовать везде. И вся нормативная база на этот счет уже отработана.

Об омских брендах

– Какие продукты реально могут стать брендом региона для всей России?

– Однозначно – вся линейка натуральной молочной продукции. Мясная продукция. Яйцо наше – безусловно. Тем более что все наши птицефабрики сегодня отказались от кормов животного происхождения. Используют только комбикорма с применением жмыхов, шротов, масел растительных, зерен пшеницы, ячменя. И все это способствует повышению качества.

– Сегодня на двух рынках реализуется проект «Крестьянский продукт». Но, когда наши корреспонденты делали об этом репортаж, увидели много товаров отнюдь не крестьянских и даже не омских.

– У меня тоже есть вопросы к этой марке и по ценовым параметрам, и по происхождению товаров. Мы достаточно плотно занимаемся сегодня закупом и переработкой тех же дикоросов. И когда там лежат все дикоросы томской линейки, а не омской, я считаю, это неправильно. Если мы говорим, что это омский крестьянский продукт, то так и должно быть.

– Владельцы подворий, мелкие фермеры жалуются, что при наличии губернских ярмарок у них нет рынка сбыта. И говорят, что хотели бы вернуть ранее действовавшие ярмарочные площадки «Омские продукты – омичам».

– Да, эта проблема имеет место. Но возвращаться к тому, от чего пришлось уйти из соображений санитарной и ветеринарной безопасности, конечно, не стоит. Мы сейчас вместе с городской администрацией прорабатываем другие варианты – мобильных торговых точек, которые могут располагаться, к примеру, у крупных предприятий. Человек идет с работы – он сможет там отовариться. Ассоциация промышленных предприятий выразила также готовность организовать торговые места на самих предприятиях, как это практикуется на ОНПЗ, который работает с Екатеринославкой Шербакульского района. Поэтому такую задачу мы себе, городу и руководителям предприятий поставили. В том числе речь шла об увеличении цивилизованных торговых мест. К примеру, Азовский район построил вместе с городом торговую точку под маркой «Продукция азовская». Число таких точек, конечно же, должно увеличиваться.

©
Распечатать страницу