То еще киноВ Исилькуле создали киностудию и снимают игровые короткометражные фильмы.
Создателем киностудии, а также сценаристом и режиссером является девятнадцатилетний студент теологического факультета ОмГУ им. Достоевского Сергей Токарев. У него корреспондент «ОП» и решила выяснить, как и зачем делается любительское кино.
Между режиссурой и теологией – Сергей, как совмещаются теология и кино? – Нормально совмещаются. Вообще, после окончания Исилькульского лицея я думал поступать в Омский колледж культуры и искусства – на актерское искусство и режиссуру, потому что в одиннадцатом классе играл в народном театре им. Николая Глевского и имел там определенные успехи. Даже на областном фестивале прошел в номинацию. Теологию рассматривал в качестве альтернативы. Мне эта сфера тоже была интересна, так как я с детства жил на одной улице с двумя священниками, общался с ними. В итоге поступил и туда, и туда. Но выбрал теологию, решив, что заниматься творчеством, изучать актерское мастерство, режиссуру смогу и самостоятельно. – В студенческом театре играешь? – Меня приглашали в несколько театров – при университете, в ДК Малунцева. Но у меня со временем не очень. А с нашим исилькульским театром сотрудничаю. Приезжаю на выходные, и мы репетируем. Ставим к 9 Мая спектакль «Завтра была война». «Мать» и «Мафия» – Как родилась мысль снимать кино, тем более – игровое? – Мой друг (он оператор) меня давно к этому подталкивал. Дело в том, что я уже в то время писал сценарии – для КВН, различных мероприятий. И я решил попробовать. Первым стал короткометражный фильм «Мафия». Его герои играют в психологическую ролевую игру с детективным сюжетом, а в это время в городе совершается реальное преступление. Считаю эту пробу не совсем удачной. Тем не менее «Мафия» прошла на один из фестивалей. После этого я заинтересовался короткометражным кино, начал изучать все, что с ним связано, и искать тему для следующего фильма. Идея ленты «Мать» зародилась после того, как придумалась одна сцена, ставшая потом центральной. Дальше уже как бы все само собой выстроилось. Это кино о том, как под одной крышей живут беспутная дочь и мать-инвалид. И первая своим поведением фактически доводит вторую до смерти. Фильм получился достаточно жестким. Но такой срез в нашей жизни есть. И мне захотелось его показать. С нулевым бюджетом – Твои актеры – это твои коллеги по Исилькульскому народному театру? – Не только. В фильме заняты и просто мои знакомые, бывшие одноклассники. Например, исполнительница роли матери – обычная пенсионерка, причем живет не в самом Исилькуле, на съемки ее каждый день привозили из села Баррикада. А исполнительница роли дочери работает на местном телевидении. – Кроме актеров для съемок нужна ведь и какая-то материальная база. – Наша материальная база – это камера со штативом. В основном все держится на энтузиазме. В принципе, люди с готовностью оказывают нам помощь. Надо что-то куда-то подвезти – обязательно находится человек, который с удовольствием это сделает. Надо что-то дать – дают под честное слово. Например, крышку гроба матери нам одолжили на два часа в специализированном магазине. Мы сняли сцену – и увезли ее обратно. Культурный шок – В жизни ты так же мрачно смотришь на мир, как в этом фильме? – Нет, я скорее оптимист. Хотя… не знаю. Могу видеть окружающее и так, и так. Вообще, мне сложно оценить, как я отношусь к жизни. Наверное, мое мировоззрение пока только формируется. – Видимо, этим объясняется то, что у фильма «Мать» две версии? Одна заканчивается печально. Во второй героине-дочери предлагается выход. Она приходит к вере. – Когда я написал сценарий, был только плохой конец. Но поскольку жизненного опыта у меня мало, а я снимал людей, которые много старше меня, то разбирал с ними ключевые сцены. И у меня возникли проблемы. Не все согласились в этом сниматься. Для них это был, так скажем, культурный шок. Из-за этого съемки даже переносились – пришлось искать новых актеров, готовых пойти на такой шаг. – Ты говоришь про шок от использования ненормативной лексики? – Насчет этого тоже был большой спор. Но в итоге даже противники сценария признали, что с этим ничего не поделаешь, это часть – плохая – нашей культуры. В определенной ситуации «будьте добры» уже не скажешь. И если убрать ненормативную лексику, теряется какая-то канва. Большинство были не согласны как раз с «плохим» концом. Говорили, что зрителю все-таки хочется света в конце тоннеля. И однажды, когда я ехал из Исилькуля в Омск, увидел возле монастыря в поселке Татьяновский аллейку из елочек. Это и подсказало идею финальной оптимистической сцены, в которой был найден выход для героини-дочери. Субтитры для заграничного зрителя – Планы, я так понимаю, у тебя амбициозные. Ты даже сделал к фильму субтитры на нескольких языках. Собираешься покорять международные фестивали? – Ну, здесь, наверное, не столько амбиции, сколько интерес попробовать все на практике. Да, я готовился отправить фильм за границу. Но теперь не могу. Повлияла политическая ситуация. Многие фестивали стали платными, а на многих фильмы из России просто не принимают. Незнание языка тоже является препятствием. – А в российских фестивалях пробуешь участвовать? – Да, осенью наша заявка прошла на Тольяттинский фестиваль «Черно-белая радуга», а вчера я получил ответ от Московского фестиваля дебютного студенческого кино «Святая Анна». Там мы уже прошли на конкурс. Надо сказать, очень сложно конкурировать, к примеру, со студентами из ВГИКа, у которых и техническая база, и база знаний, и возможности совершенно другие. Или когда в короткометражке снимается актер Павел Деревянко. Тут даже если фильм будет плохой, актер его все равно вытянет. Но, я считаю, главное – не фестивали. Главное, что нас смотрит зритель. – Что говорят исилькульские зрители? – Говорят спасибо. Пока фильм «Мать» в таком полузакрытом состоянии. Потому что некоторые фестивали запрещают показ фильма в Интернете до определенного времени, только после фестиваля можно его выкладывать. Мы пока не выкладываем, но в негласном порядке даем посмотреть. Устраиваем показы. Выпустили небольшое количество дисков, потому что люди просят. Это приятно. Вот и то, что мы с вами встретились, – это тоже, я считаю, обратная связь. Поиск себя – Сергей, ты в социальной сети «ВКонтакте» презентуешь себя как представителя киностудии «тоКИНО». Что, кстати, означает это название? – Киностудия официально не зарегистрирована. А название можно трактовать по-разному. То еще кино. Или иное кино. Или кино Токарева. – Эта условно существующая студия в твоем лице пропагандирует среди подписчиков определенные фильмы. – Да, в группе я выкладываю фильмы, которые не просто мне понравились, а вызвали у меня определенные мыслительные процессы. Самые любимые режиссеры – Алексей Балабанов, Юрий Быков. То есть мне нравится в основном авторское кино. – Еще что-то в ближайшее время планируешь снимать? – Надеюсь снять фильм о забытых героях афганской, чеченской, Великой Отечественной войн. – Что тебе дает работа над короткометражными фильмами? – Ну, наверное, новые знания, опыт, общение с людьми. – Кем себя видишь в будущем? – Не знаю. Пока сложно сказать, что перевесит. Пока я себя пробую. ©
|