Кукольный режиссер в бронзе

В Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин» торжественно открыли памятный бюст Анастасии Варжало.
Анастасия Трифоновна Варжало – главный режиссер Омского областного театра кукол с 1958-го по 1976 год. Открытие бронзового бюста в исполнении омского скульптора Сергея Голованцева приурочено к 100-летию известного театрального деятеля.

Бабочка над ширмой

Бухгалтер – это была первая профессия Анастасии Трифоновны Варжало после окончания Омского финансово-экономического техникума. Работала бухгалтером в Омске. Потом училась в студии при Омском драматическом, в Свердловском театральном училище. После войны желала играть на сцене взрослого театра. Поступила в ТЮЗ. Но однажды попала на репетицию режиссера Андрея Трапани в кукольный театр. Бабочка, порхающая над ширмой, заворожила настолько, что ни в какой другой театр ей уже не хотелось.

Это было в 1949 году. А в 1954-м Анастасия Трифоновна выпустила свой первый спектакль «Лиса, Заяц и Петух». С. Ландау стала постоянным постановщиком кукольных спектаклей, с 1958-го – главным режиссером театра. Омичи старшего поколения выросли на ее спектаклях с тростевыми куклами. «Аленький цветочек», «Золушка», «Руслан и Людмила», «Песнь о Гайавате»… Она была приверженцем классических сюжетов, доброй сказки, чуда оживления кукол. Призы и дипломы всероссийских конкурсов подтверждали, что выбранный ею путь был верным.

По системе Станиславского

Легенда омской сцены, ушедший из жизни актер и режиссер Эдуард Ураков с любовью вспоминал время работы с Анастасией Трифоновной Варжало. Он называл ее эпохой системы Станиславского. Вряд ли классик думал о приспособлении его метода к созданию спектаклей в театре кукол. Кажется, этот жанр ближе к представлению, чем к театру переживания. Но вслед за Сергеем Владимировичем Образцовым Анастасия Трифоновна с увлечением использовала психологический метод при создании кукольных спектаклей.

– Анастасия Трифоновна была фанатиком системы Станиславского, – рассказывал Эдуард Семенович. – Из всех, кого я знал, она наиболее последовательно руководствовалась и духом, и буквой системы. Во время работы над ролью у актеров шло накопление эмоций, фактов – они нанизывались, как ожерелье на нить. Каждый должен был рассказать о своем герое от его рождения. Пусть наши образы сказочные – это метафоры, за которыми скрыты человеческие типы и взаимоотношения. Было огромное сопротивление такой кропотливой работе. Кроме того, Анастасия Трифоновна верно следовала своему учителю в этических принципах. А театральная этика Станиславского довольно жесткая. Театр начинается с вешалки… Анастасия Трифоновна понимала это так: если кто-то из мужчин не снимал головной убор при входе, он рисковал быть удаленным из театра. Актер обязан быть на репетиции за полчаса до начала, на спектакль прийти за полтора часа, если занят во втором акте, и за два часа, если в первом. Появление в нетрезвом виде – даже не в театре, а в любом общественном месте, в поезде или на улице – строго наказывалось.

Театр развивался в одном направлении и имел свое лицо.

– А потом произошло то, о чем я пожалел, – признался  актер. – Мы стали ездить на фестивали, увидели театры, которые работали иначе – в броской, выразительной манере. Это были театры Германии, Чехии, Беларуси, других российских городов. Показалось, что вот он, путь развития кукольного театра, мы же топчемся на месте. И я сказал об этом на собрании труппы. Анастасия Трифоновна новые веяния не приняла душой и сердцем. Она рассудила, что проработала много лет, пора и честь знать. На меня обиды не держала, мы были в теплых, дружеских отношениях до конца ее дней. Но я жалею об утрате той атмосферы добра, что была в те годы, не считаю излишеством и строгость к каждому.

Может быть, эта ностальгия по былому подвигла Эдуарда Семеновича на постановку замечательных кукольных сказок для самой юной аудитории театра, чем он жил в последние годы.

Основатели династии


Про ведущего артиста Тадеуша Мечисловича Варжало в театре говорили:  «бриллиантовые руки» – таким он был выдающимся кукловодом. Вместе супруги воспитали поколение омских кукольников, ныне ведущих мастеров сцены «Арлекина». И передали свою любовь к редкой профессии по наследству. Их дочь Наталья Кузнецова и внук Александр Кузнецов – артисты «Арлекина». Искусству кукольного театра посвятили свою жизнь и другие потомки Варжало, живущие как в России, так и за рубежом.

 С  2006 года самая высокая награда в театре – присуждение премии «За творческие достижения в искусстве кукольного театра» имени Анастасии Трифоновны Варжало по итогам областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа». А теперь появился и зримый знак ее памяти.
©
URL: http://omskregion.info/news/31221-kukolny_rejisser_v_bronze/
Дата публикации:01/04/2015 11:47
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев