Владимир Компанейщиков: «Против прежней модели люди проголосовали ногами»

Владимир Компанейщиков: «Против прежней модели люди проголосовали ногами»

Дата публикации 8 апреля 2015 07:06 Фото Евгений Кармаев

На минувшей неделе гостем редакции «Омской правды» стал заместитель председателя правительства Омской области, руководитель аппарата губернатора и правительства Омской области Владимир Компанейщиков.
В сложные времена, которые сегодня переживает страна, вопросы внутренней и информационной политики, повышения эффективности работы органов госвласти становятся, без преувеличения, ключевыми. Их мы и задали Владимиру Борисовичу. По традиции каждый из вопросов начинается со слов «правда ли, что».


Выбор есть

 
— Правда ли, что с вашей подачи в Омской области и Омске больше не будут выбирать глав муниципальных районов и мэра? 
 
— Неправда. Ни в первой, ни во второй части вопроса. Во-первых, решение принималось депутатами и, надо отметить, было принято консолидированно. То, что именно я представлял проект решения на сессии Законодательного собрания, – вовсе не повод говорить, что «Компанейщиков отменил выборы». Хотя, конечно, работа была проделана большая, и то, что документ приняли сразу в двух чтениях, это подтверждает. Во-вторых,  и это самое главное,  выборы вообще не отменены! Произошло изменение схемы муниципальных выборов, причем для любого здравомыслящего человека очевидно, что прежняя себя окончательно изжила.

— Вы имеете в виду последние выборы мэра с их рекордно низкой явкой в 17 процентов избирателей? 
 
— В том числе, конечно, и это. Критики новой схемы говорили и говорят о том, что не нужно ничего менять. Но если мы посмотрим на перипетии, которые возникали по тем или иным главам районов и сельских поселений, то увидим, что система, мягко говоря,  не была идеальной. Если взглянуть на статистику явки избирателей на выборы, то также увидим, что, к сожалению, в последнее время она неуклонно падала. Значит, что-то в самой модели было сделано не так, что-то в ней не работает, если люди ногами голосуют против устройства такой модели. В конце концов, против участия в политической жизни!
 
— Правда ли, что политтехнологов серьезно расстроило изменение схемы выборов? 

— Предполагаю, что да. Основные проблемы старой модели были связаны с тем, что на конечный результат влияло не волеизъявление народа, а политтехнологи. Популизм, пустые, ничем не подкрепленные обещания и, по сути, обман народа. Очень часто на выборах побеждали те, кто говорил складнее и громче, у кого было больше денег на яркую и масштабную предвыборную кампанию. Является ли это проявлением демократии? Большой вопрос.
В прежней системе отсутствовали фильтры, которые бы не позволяли попасть во власть криминалу, откровенным популистам, либо тем, кто не может управлять не только поселением, но даже собственной семьей. Предложенная нами система, и за которую проголосовали депутаты, такие фильтры создает. В результате это позволит гораздо более эффективно выстраивать взаимоотношения с избранными главами районов, сельских поселений и города. Думаю, что при всех сложностях и неизведанности этого пути мы получим положительный результат. Да,  будут и недостатки, но преимуществ новой системы окажется значительно больше.


 
Главное — профессионализм
 
— Правда ли, что конфликтную ситуацию в Кормиловке, где люди – пока безуспешно – пытаются снять с должности главу района, можно считать ярким примером неэффективности прежней модели?

— Да. Там действительно сложилась крайне сложная ситуация. И когда мы сформируем инструмент выбора более компетентных кандидатов, это будет всем на руку. Это позволит населению увидеть в списке кандидатов именно тех, кто способен обеспечить адекватное управление. Когда же говорят, что теперь будет всех назначать губернатор, то люди забывают о том, что сегодня избранных глав практически невозможно наказать за неисполнение чего-то. Даже такой инструмент, как негативная оценка деятельности того или иного избранного руководителя районным Советом депутатов, тоже, к сожалению, не работает. Поэтому принципиальный вопрос заключается даже не в самой модели, а в том, как будет выстроена на практике такая тонкая работа, как взаимодействие между различными уровнями власти.
 
— Позволит ли новая модель отзывать не справившихся со своими обязанностями глав?

— Глупость заключается не в том, что нельзя снять, а в том, что во власть приходит человек, который изначально не в состоянии справиться с теми обязанностями, которые на него возложены. Поэтому ключевая задача заключается в том, чтобы обеспечить приход во власть компетентных людей. Если мы понимаем, что человек в силу образования, личностных или деловых качеств не может эффективно справляться с этой работой, лучше, чтобы он туда и не шел. Зачем думать, как снимать, если лучше сделать так, чтобы во власть  не пришли откровенные жулики, коррупционеры и криминалитет.
 
— Каким образом будет проходить отбор кандидатов? Правда ли, что у  представителей партий теперь не будет возможности проводить на выборы своих людей?

— Неправда. Приведите аргумент, почему не будет такой возможности, и кто мешает вашему кандидату подать соответствующее заявление в конкурсную комиссию? Если  этот кандидат или выдвиженец общественного движения будет поддержан комиссией, то  нет никаких причин, по которым та или иная партия не сможет выдвинуть своего кандидата.

Если же партия не считает нужным выставлять своего кандидата и бороться за позиции, допустим,  глав поселений или районов, то зачем кричать о том, что мы каким-то образом сужаем их возможности по новой выборной модели? Ни одного внятного аргумента, почему при этой модели у партий будет меньше возможностей, нежели при существующей, я не услышал. Говорят просто: будет хуже. А почему хуже или, наоборот, станет лучше, никто не обсуждает. На мой взгляд, такая позиция попадает в разряд некорректной полемики с уклоном в демагогию.
 
— Если внимательно читать положение о выборах, то в нем значится, что представляются кандидаты. Что уже предполагает участие, как минимум, двух кандидатов.

— Кандидатов может быть и больше. Но в каждом отдельном случае конкурсная комиссия к каждому из них будет подходить индивидуально. Сами же комиссии должны формировать районные Советы или городской Совет. Соответствующие рекомендации мы подготовим, но не с точки того, как бы кого не допустить во власть, а как сделать так, чтобы туда пришли действительно достойные люди. И главный критерий — их профессионализм. 

 
Разумная оптимизация
 
— Перейдем от выборов к другой важной теме — оптимизации аппарата чиновников. Правда ли, что на этот раз десятипроцентное сокращение чиновников, о котором объявил губернатор Виктор Назаров, будет реальным, а не «бумажным», как это уже бывало в прошлом? 

— Разумеется, правда. Хотя замечу, что с точки зрения такого показателя, как количество чиновников на душу населения, Омская область по сравнению с большей частью регионов Сибирского федерального округа и так смотрится выигрышно. На самом деле у нас не так много чиновников, как у соседей.

— В Москве, кстати, объявили о том, что сократят каждого третьего чиновника…

— На мой взгляд, этот процесс должен строиться не по принципу «кто больше сократит», а с точки зрения понимания того, как устроена та власть, которая предоставляет населению услугу. И какого она качества, эта услуга.

На самом деле это очень сложная и очень серьезная история.   В каких-то случаях мы имеем явно раздутые штаты, в каких-то имеем такую ситуацию, когда люди трудятся от заката до рассвета. Причем за те же деньги, а мы не имеем возможности добавить туда работников. Существует правильная модель сокращения, при которой анализируется функционал и оценивается реальная нагрузка персонала. При этом определяется, что приносит результат, а что делается просто на корзину. Выявляются малоэффективные участки работы и высвобождаются лишние люди, увольнение которых не приведет к потере качества выполняемой работы.

Мы поджали на десять процентов штатную численность госслужащих и выбрали те очевидные факторы, которые сократить достаточно легко. Впрочем, слово «легко» нужно заключить в кавычки, так система продолжает бешено сопротивляться. И даже одного человека не готова отдать, потому что априори «все работают, все заняты, и все делают нужное дело». Тем не менее губернатор дал поручение, и оно будет исполнено. Если сокращение штатов рассматривать в другом  аспекте,  то оно позволяет мотивировать персонал на улучшение своей работы. Немаловажно и то, что сокращение штата чиновников позволит экономить бюджетные средства. Впрочем, какой-либо значительной экономии в рамках бюджета региона сокращение чиновничества на десять процентов не дает и в большей мере направлено на улучшение эффективности их работы.
 
— В последнее время — и на федеральном, и на региональном уровнях — много говорится о сокращении финансирования государственных СМИ. Между тем очевидно, что подготовка хорошего материала, связанного с культурой, историей родного края, — это штучный товар, который всегда обходится дороже, чем клонирование криминальных заметок и «чтива». Не получится ли так, что вместе с водой мы выплескиваем младенца?
 
— Ситуация с бюджетами СМИ действительно непростая. Но выход найти необходимо, потому что очевидно, что сегодня против России ведется открытая информационная война. И в этой ситуации значение средств массовой информации невероятно возрастает, поскольку мы не должны допустить раскола общества. Уверен, что решение проблемы будет найдено, потому что именно государственные СМИ сегодня помимо творческих  решают еще и государственные задачи. 
 

 
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Виктор Назаров, губернатор Омской области:

«Мы с вами вступили в непростой период. И текущий год будет существенно отличаться от предыдущего как в политическом, так и в социально-экономическом плане. В условиях сложившейся ситуации нужно прежде всего сосредоточить усилия на формировании эффективной модели управления. В этом году с учетом наших расчетов и прогноза Минфина планируется существенное сокращение доходной базы бюджета.

Но при этом хочу отметить: несмотря на снижение доходной части бюджета, все социальные обязательства должны быть выполнены. Это касается областного бюджета, это должно также неукоснительно исполняться и на уровне муниципальных образований. В ближайшее время всем главам необходимо провести ревизию всех проектов, сосредоточить усилия на тех, где степень готовности достигает 80 – 90 процентов и реализация которых принесет доходы в бюджет муниципального образования и региона.

Также прошу провести сокращение расходов на содержание аппарата и государственные закупки. В рамках правительства Омской области эта работа уже ведется. Все наши действия должны преследовать одну цель – максимально безболезненно преодолеть непростой период. Как никогда важна сплоченность власти и общества и полное взаимопонимание. Прошу убрать все личные амбиции и сосредоточить все силы только на интересах региона и наших граждан».

 

Александр Васин, Антон Медведев
Фото Евгения Кармаева
 
©
Распечатать страницу