Юлия Ефимова: «Я очень счастливый человек!»

Первый номер в женском мировом рейтинге среди фехтовальщиков-паралимпийцев уверена, что спорт – лучшее средство от всех невзгод.
Омские мастера клинка блестяще выступили на завершившемся в конце февраля в Уфе Кубке России по фехтованию на колясках. Наша землячка, первый номер в женском мировом рейтинге среди фехтовальщиков-паралимпийцев Юлия Ефимова, победительница Кубка мира, пополнила свою коллекцию сразу двумя медалями. На ее счету «золото» в фехтовании на шпаге и «бронза» в состязаниях рапиристов. Корреспондент «ОП» побеседовал с мастером спорта международного класса по фехтованию на коляске.

«Сразу поняла: это мое»

– Юля, поздравляю тебя с успехом на Кубке России. Трудно далась победа?

– Спасибо за поздравление. А трудно было или нет – все ведь познается в сравнении. Конечно, соперники были мастеровитые и до предела мотивированные. Тут важно правильно настроиться психологически. Никто тебе не готов отдать победу просто так, на блюдечке с голубой каемочкой. (Улыбается.) Попотеть в любом случае пришлось. Но с другой стороны, если сравнивать с чемпионатами Европы и мира, то на внутрироссийских турнирах конкуренция, конечно, пониже.

– Насколько я знаю, ты не сразу согласилась заниматься фехтованием на колясках. Сначала упорно отказывалась. Почему?

– Ты прав, так все и было. Но дело вовсе не в том, что мне не понравился этот вид спорта. Наоборот. Первая же тренировка, на которой я побывала по приглашению тренера Валерия Петровича Пуртова, произвела на меня самое приятное впечатление: все очень динамично, борьба, эмоции! Но все дело в том, что сесть в инвалидное кресло мне, никогда им не пользовавшейся, – это как будто на весь мир заявить: «Да, я инвалид». Сейчас я могу сделать это легко и во всеуслышание. Но тогда я тщательно скрывала, что у меня протез ноги, старалась быть «как все», считала, что мой физический недостаток – это вроде как что-то постыдное. Так что сначала мне нужно было многое изменить в голове, в своем мировосприятии. И именно благодаря паралимпийскому фехтованию я смогла это сделать, чему очень рада.

– В какой момент почувствовала, что это твое?

– Да, пожалуй, сразу, как только попробовала. Когда я наблюдала со стороны, мне не понравилось, как это выглядит. Села в коляску, чувствую –
ощущение не из приятных. Но вот как только начала пробовать фехтовать, меня так захватил этот процесс! Сразу забыла и о коляске, и о своих комплексах – так понравилось!

С годами этот восторг стал только сильнее. До сих пор иду домой с тренировки, а сама думаю: «Какой же я счастливый человек, как мне все это нравится!» (Улыбается.)

– Уже через полтора месяца после знакомства со шпагой ты стала победительницей Кубка России по фехтованию на колясках. В чем причина столь быстрого успеха, к которому многие спортсмены идут годами?

– Это от страха. (Смеется.) Нет, я серьезно! Ведь когда ты боишься, то ты, как правило, очень собран и максимально внимателен. Видимо, моя опытная соперница, зная, что ей предстоит поединок с заведомо более слабой спортсменкой, несколько расслабилась. А я по совету тренера действовала вторым номером, на контратаках. Да и плюс везение в тот день, видимо, было на моей стороне. А еще причина столь быстрого прогресса в том, что я все-таки начинала не «с нуля». Пусть я ничегошеньки не смыслила в фехтовании, но зато у меня были и бойцовский спортивный характер, и хорошая физическая форма, наработанная годами. Ведь я в течение многих лет профессионально занималась плаванием.

Жажда больших побед


– В чем секрет такого феноменального успеха омских фехтовальщиков на колясках?

– Не только я, но и остальные ребята к моменту начала занятий фехтованием уже в той или иной степени преуспели в других видах спорта. Например, Саша Кузюков, первый в истории россиянин, ставший чемпионом мира по паралимпийскому фехтованию, до травмы серьезно занимался боевыми единоборствами. Чемпион России по фехтованию на колясках среди шпажистов Артур Юсупов достиг определенных успехов в волейболе. А Рома Федяев и вовсе был членом сборной Казахстана по обычному фехтованию. О своем многолетнем увлечении плаванием я уже говорила. Так что нам не надо было объяснять, что значит работать на тренировках с полной отдачей по два раза в день, без выходных, как важно поддерживать в повседневной жизни строгий спортивный режим. Да и жажда больших побед в спорте была неутоленной.

Но даже все это не главное. Конечно же, решающую роль в успехе омских фехтовальщиков на колясках сыграл Валерий Петрович Пуртов – наставник, впервые познакомивший нас с новым видом спорта, а со временем и доведший до сборной России, который помог нам завоевать десятки самых престижных спортивных титулов и званий. Он, всю свою жизнь посвятивший фехтованию, но всегда работающий с обычными или, как мы говорим, «бегающими» фехтовальщиками, сам, на пустом, по-сути, месте создавал методики тренировок паралимпийского фехтования. Ведь этот вид спорта был тогда абсолютно новым. Как тренировать, чему учить?! Никто ведь ничего тогда не знал. Валерий Петрович разработал свою собственную авторскую методику. О том, насколько она получилась успешной, говорят победы его воспитанников. А потом уже все стали учиться у Пуртова. Сейчас он заслуженный тренер России, наставник нашей национальной сборной.

– Чего тебе не хватило для медали на Паралимпийских играх в Лондоне-2012?

– Опыта турниров подобного уровня. Переволновалась, «сгорела» еще до первого выхода на дорожку. Меня буквально «съел» мандраж. Была очень длительная подготовка, мы три недели сидели на сборах в Москве, а потом еще три недели в Лондоне. Нет возможности расслабиться, переключиться мысленно на что-то другое. Постоянно думаешь о предстоящей Паралимпиаде, накручиваешь себя. И вот это состояние постоянной тревоги сыграло со мной злую шутку. Я, что называется, проиграла в итоге еще до боя.

Это сейчас, став старше и опытнее, я понимаю, что надо было просто вырваться из этой монотонной обстановки, подарить себе побольше положительных эмоций: побегать, поплавать, посмотреть веселую комедию, почитать интересную книжку. Впоследствии изменился мой настрой, изменились и результаты: спортсменку, которой уступила в Лондоне, я уверенно победила уже на следующем чемпионате мира.

Главное – голова

– Многие, получив столь тяжелую травму, предпочитают сидеть дома, жалеть себя, проклинать «судьбу-злодейку». Ты выбрала активную жизнь. Это лишь твое устремление или был рядом кто-то, кто подсказал, поддержал?

– Я очень счастливый человек: рядом со мной всегда есть люди, которые поддержат, помогут. Родители, родственники, друзья – всем им я очень благодарна! Конечно, жизнь не всегда бывает легкой прогулкой. Когда-то приходит период спада, начинаешь во всем сомневаться, от всего морально устаешь. Вот в такие-то моменты я всегда чувствовала участие любящих меня людей, и только это давало мне новые силы бороться с невзгодами и собственными минутами слабости, ставить перед собой в жизни и в спорте самые смелые задачи и решать их. Меня ведь не надо жалеть, гладить по головке – дескать, «бедненькая ты наша». Наоборот! Мои близкие умели дать понять, что я самая сильная, талантливая и могу добиться всего на свете! Вот за это им земной поклон!
 
– Обычные фехтовальщики очень активно работают ногами, постоянно разрывают дистанцию. У фехтовальщиков-паралимпийцев коляски жестко закреплены. То есть здесь главное – быстрые, ловкие руки?

– Руки, спору нет, важны. Но все-таки главное – это голова. Какой бы ты ни был быстрый и ловкий, но если ты ведешь поединок тактически безграмотно, о победе можешь и не мечтать. Ну и плюс психологический настрой. Если не будешь атаковать, а станешь лишь сидеть и пассивно ждать, что же сделает соперник, обязательно проиграешь. Тут все, как в жизни: если принял решение – значит, идешь вперед. А если топчешься на месте, добра не жди.

Пример для подражания

– Для спортсмена очень важны концентрация, контроль над эмоциями, настрой. Помогает ли тебе то, что ты по образованию психолог?

– Я психолог не только по образованию, но и по своей природе. (Улыбается.) Мне с детства было очень интересно постигать человеческие взаимоотношения, чувства, эмоции. Всегда пыталась понять, как же сделать так, чтобы человек был доволен собой, своей жизнью. Одним словом, счастлив. Это ведь так интересно – наблюдать в самой себе и в окружающих некие внутренние механизмы, которые и различают нас всех, делают каждого человека единственной и неповторимой личностью. Наверное, эта моя склонность к самоанализу помогает мне правильно настраивать себя и в спорте, и вообще в жизни. Инвалид – это не тот, у кого нет руки или ноги. Настоящий инвалид – это человек, утративший жажду жизни, стремление к развитию, способность радоваться мелочам. И неважно, если он при этом абсолютно здоров физически.

– Какие воспоминания у тебя остались от участия в эстафете паралимпийского огня в Омске?

– О, это отличное мероприятие, вот бы побольше таких! Люди ведь зачастую относятся к инвалидам как к людям, достойным лишь жалости. Удивительно, но, увидев, что у человека нет руки или ноги, многие почему-то начинают разговаривать с ним, как со слабоумным: «Ой, да ты мой хорошенький, мой бедненький, уси–пуси». (Смеется.) А благодаря таким акциям, как олимпийская эстафета, тысячи россиян увидели, что люди с ограниченными физическими возможностями зачастую очень успешны, вызывают большое уважение, порой восторг, и способны для многих стать примером для подражания. Да и к тому же я ведь женщина, мне было очень приятно покрасоваться в эффектном спортивном костюме перед зрителями и перед телекамерами! (Смеется.)

«Со спортом не расстанусь»

– Ты постоянно в разъездах. Нет ли дефицита общения с дочкой Катей?

– Есть, конечно. Стараюсь, когда выдается такая возможность, брать ее с собой на сборы. Вот, например, недавно вместе ездили в Гонконг. Но получается это, увы, не всегда. С другой стороны, она у меня уже в том возрасте, когда ей интересно оставаться одной дома. Знаешь ведь, как это бывает: «Алло, Светка, у меня мама в командировку уехала! Приходите ко мне с Иркой и Наташкой!» (Смеется.) По дочке я скучаю, но хочу ли, чтобы жизнь моя сложилась иначе и мы не расставались бы с ней ни на день? Не уверена. Ведь тогда и в наших отношениях все было бы как-то по-другому, обыденно, что ли. А так мы с Катей очень дорожим каждой минутой, проведенной вместе. Этим летом, скажем, мы отлично отдохнули с ней на море.

– Всегда приходит день, когда надо расставаться со спортом. Учитывая, что у тебя есть успешный опыт работы риелтором, проблем с адаптацией к жизни после спорта не будет? Или останешься в фехтовании уже как тренер?

– Так ведь не зря же я сейчас учусь в магистратуре СибГУФК! (Улыбается.). Нет, со спортом я уж точно никогда не расстанусь! Я чувствую, что у меня есть что дать людям, оказавшимся после травмы или тяжелой болезни в трудной жизненной ситуации. Таких людей в Омске много. Знаю, что им подсказать, как помочь не скатиться в глубочайшую депрессию. Убедилась на своем примере, что спорт для этого – самое лучшее и действенное средство. Ну а самый лучший в мире вид спорта – фехтование на колясках. Правда-правда! (Смеется.)

– Ты окончила музыкальную школу. А сейчас играешь иногда, когда есть время?

– Любовь-то к музыке у меня осталась, но вот инструмента, увы, пока что нет. Я ведь восемь лет училась играть на фортепиано. Сейчас делаю дома ремонт, а как только завершу, мечтаю его себе купить. (Улыбается.) Вот тогда и буду музицировать для друзей и родных. Хотят они этого или нет. (Смеется.)

©
URL: http://omskregion.info/news/31442-yuliya_efimova_ya_ochen_schastlivy_chelovek_/
Дата публикации:08/04/2015 11:22
Автор:Алексей Одариев
Фото:Сергей Мельников