Владимир Маяковский: широкий шаг в XXI век

Владимир Маяковский: широкий шаг в XXI век

Дата публикации 15 апреля 2015 10:50

Апрель — хороший месяц, чтобы вспомнить «агитатора, горлана, главаря» — поэта Владимира Маяковского. Чтобы еще и напомнить молодым омичам, что «Маяковский» — это не только кинотеатр.
14 апреля 1930 года самый яростный трибун Октябрьской революции и самый беззаветный певец cоветской власти Владимир Маяковский, как спел об этом Владимир Высоцкий, «лег виском на дуло». Самоубийство как поэтическая метафора. 
 
Для литераторов уровня Маяковского такие понятия, как смерть, малоприменимы — так, деталь яркой биографии. Тем более что свое присутствие в третьем тысячелетии Владимир Владимирович Маяковский, конечно, сумел четко обозначить. Институт мировой литературы им. Горького РАН подготовил новое 20-томное издание произведений Владимира Маяковского. Российская академия наук и издательство «Наука» уже выпустили первые три тома. На подходе — четвертый. Это, пожалуй, самое полное из мыслимых издание Маяковского. Оно, кстати, называется не «собрание сочинений», а «собрание произведений». Владимир Маяковский был чрезвычайно плодовит не только как поэт.
 
 
 
В этом собрании сочинений впервые будут опубликованы работы Маяковского-художника: лубки, плакаты, лозунги, реклама, «Окна сатиры РОСТА» в их уникальном единстве рисунка и текста. Отдельный том посвящается живописи и графике Маяковского.

В этом отношении Маяковский, уже «наступивший на горло собственной песне», вполне традиционен. Он и его единомышленники удачно подхватили и утилизировали для нужд революции посконный русский лубок. Жанр удивительно доходчивый и наглядный в силу примитивности.

Но сетовать на это сегодня вряд ли стоит: советские авангардисты наследовали той культурной традиции, которой могли. Ну не было в силу исторических причин в России ренессанса! Так что на то время ультрановаторские «Окна сатиры РОСТА» в изобразительности подражали архаичному лубку в текстах не менее архаичной частушке. Просто Маяковский наполнил эти вполне привычные для простых людей формы новым, революционно-советским содержанием. 
 
 
 
Об этой метаморфозе поэта из литературных нигилистов в номенклатурные глашатаи блестяще высказался «красный» классик Максим Горький: «Он (Маяковский. — Прим. ред.) тоже фасадный, и я его, того, непролетарского, обожаю!»
 
А вот «белый» классик Иван Бунин был в оценках творчества, да и личности Владимира Маяковского, совсем уж резок. Так и называл автора стихов о «Советском паспорте» — Идиотом Полифемовичем. Это было еще детское прозвище Володи Маяковского в кутаисской гимназии.   
 
«Были оба (поэт Маяковский и циклоп Полифем) тоже довольно прожорливы и весьма сильны своим одноглазием», — кроет пролетарского пиита нобелевский лауреат. 
 
И что любопытно, эти оценки по-своему справедливы. Пролетарская революция была актом абсолютного эпатажа в отношении царской России, и поэтому в качестве пропагандистов ей были потребны эпатажники. Законченные и неисправимые. Таким, собственно, и был Владимир Маяковский. И может, не стоило бы его вспоминать спустя 85 лет после кончины, если бы не одно обстоятельство. Владимир Маяковский абсолютно и безусловно поэтически талантлив (просто не рискнул употребить слово «гениален»). Созданная им литературная, если можно так выразиться, философия русского антиэстетизма пережила своего создателя. И продолжилась, как утверждают некоторые критики, например, в Иосифе Бродском. Так и говорят: «Маяковский обозначил тенденцию, Бродский — утвердил результат».


 
Но и эти изыски больше для литературоведов, и возникает вопрос: для чего нам сегодня тратить огромные деньги и переиздавать пролетарского поэта в постсоветской стране?
 
А вот здесь напрашиваются как минимум два соображения. Первое: это своеобразная дань гениальному пиарщику-пропагандисту. Именно в таких по-настоящему бескорыстных и верных глашатаях сегодня в России снова нужда. Нужда в патриотах не за деньги, но за идею. 

И второе: нам очень необходимы непредвзятые, объективные и неангажированные сатирики-обличители. Без визгливости и кликушества. Критики, которые видят недостатки, указывают на них и предлагают варианты решений. Без злорадства. Но в любом случае новое издание Маяковского — это еще и хороший подарок всем, кто не утратил вкус к настоящей поэзии. Россия — литературоцентричная страна, и переиздание советского классика нам об этом напомнит.


Сергей Брысин     
 
 
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов

Loading...