Александр Винокуров: «В ближайшие годы обмеление Иртышу не грозит»

Александр Винокуров: «В ближайшие годы обмеление  Иртышу не грозит»

Дата публикации 22 апреля 2015 11:19 Автор Фото Евгений Кармаев

Министр природных ресурсов и экологии Омской области о строительстве гидроузла, борьбе с несанкционированными свалками, развитии охотугодий и рыбного хозяйства в Прииртышье.
На прошлой неделе гостем редакции газеты «Омская правда» стал министр природных ресурсов и экологии Омской области Александр Винокуров. В наш век бурного развития промышленного производства и поголовной автомобилизации тема экологии остается одной из наиболее актуальных. Она неразрывно связана с окружающей нас природой, рачительным использованием полезных ископаемых, бережным отношением к богатству лесов, рек и озер. Об этом мы беседовали с Александром Юрьевичем и традиционно начинали наши вопросы со слов «правда ли, что?».

Экологическая площадка

– Правда ли, что в этом году на открытие природного парка «Птичья гавань» приедет министр культуры РФ Владимир Мединский?

– 31 декабря 2014 года административное здание парка было введено в эксплуатацию.  Планируем, что 1 мая министр все-таки приедет. «Птичью гавань» мы уже начали наполнять содержанием, а основной направленностью парка станет экологическое воспитание. Его общая площадь составляет 113 гектаров, и мы в течение двух последних лет всю эту территорию приводили в порядок. Уже сегодня здесь начали работать студенты, они изучают повадки птиц.
Примечательно, что зимой в парке был замечен щур. Редкая для нас птица, не появлявшаяся на территории Омской области более десяти лет.

Летом вокруг озер планируется оборудовать экологическую тропу, по которой можно будет не просто гулять, но одновременно еще и узнавать много интересного о природе Омского Прииртышья. А с 1 сентября на безе парка рассчитываем начать полноценный учебный процесс. Один класс отдаем студентам, в двух других с педагогами будут заниматься школьники. Кроме того, в Омске существуют 16 общественных экологических организаций, для которых парк станет площадкой для обсуждения вопросов экологии.

Полигон энергии


– Правда ли, что Омску грозит мусорный коллапс?

– По инициативе нашего министерства в июне прошлого года мы подписали семистороннее соглашение со всеми заинтересованными структурами и ведомствами, которые будут регулировать все, так скажем, мусорные потоки на территории Омска и Омского района. Задача, прежде всего, состоит в том, чтобы решить проблему несанкционированного размещения отходов, которые образуются как в частном секторе, так и у хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, на объектах инфраструктуры. Чтобы у жителей была возможность выбросить пакет с мусором не под забор соседу, а в контейнер, который обслуживает специализированная организация. Причем контейнеры должны находиться в шаговой доступности.

Замечу, что с 1 января 2016 года вводится новая коммунальная услуга по сбору, транспортировке и захоронению ТКО не только для многоквартирного фонда, но и для частного сектора. Каждый собственник как жилого, так и нежилого объекта теперь обязан заключить договор со специализированной компанией, которая будет обладать статусом «Регионального оператора». И эту услугу как жителям, так и предприятиям, организациям, учреждениям придется оплачивать.

Согласно разработанной концепции в районе двух ныне существующих полигонов Ленинского и Кировского округов планируется построить мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, а на бывшем полигоне шинного завода будет осуществляться захоронение отходов. До 2017 года эти полигоны будут существовать. Но затем возникает вопрос: как с ними поступить в дальнейшем? Есть два варианта решения этой задачи: либо подвергать их рекультивации, либо использовать для добычи так называемой генерации свалочного газа. Существуют технологии, благодаря которым из твердых бытовых отходов можно получать до восьми мегаватт энергии. Считаю, что это направление необходимо тщательно проработать. Причем в эту сферу инвесторы готовы вкладывать свои средства.

Строительство гидроузла необходимо завершить


– Начинается паводковый период, и читатели «ОП» часто задают такие вопросы: правда ли, что недостроенный гидроузел может негативно повлиять на экосистему Иртыша и привести к заиливанию русла?

– Сейчас гидроузел никакого негативного влияния не оказывает. После того как будут проведены все подготовительные работы, необходимо  приступить к перекрытию русла. На этом этапе могут возникнуть какие-то технические трудности. Пока же никаких проблем не возникает. Судя по прошлому году, уровень воды в Иртыше был достаточно высок. И в ближайшие три-четыре года нам обмеление не грозит. Но темпы, которыми наши соседи – Казахстан и Китай – забирают воду из Иртыша, не оставляют сомнений в необходимости завершения строительства гидроузла. Что касается экологической составляющей, существуют определенные требования по содержанию и эксплуатации гидроузла. В районе строительства регулярно производятся заборы воды, в том числе на микробиологию, и пока никаких вопросов не возникало.

– То есть обмеление Иртышу не грозит?

–- Уровень будет держаться на уровне, необходимом для хозяйственно-питьевого снабжения Омска и районов, расположенных вверх по течению. Для расположенных ниже у гидроузла есть возможность регулировать стоки. В целом гидроузел должен сыграть положительную роль для всей территории Омской области.

– Если верить мониторингам, то индекс загрязнения атмосферного воздуха в Омске за последние двадцать лет снизился в два раза. Правда ли это?

– Споры на этот счет продолжаются. Роспотребнадзор говорит, что где-то не там якобы происходят замеры, на что Гидромет возражает. Скажу, что все посты, а их десять, расставлены по городу в соответствии с предъявляемыми требованиями. Кроме того, мы располагаем передвижной станцией, которая осуществляет заборы воздуха во всех городских округах.

Действительно, в девяностые годы, когда промышленность работала в полном объеме, индекс загрязнения атмосферы достигал 17. По итогам 2013 года этот индекс снизился до 6. Таким образом, в экологическом рейтинге 130 городов России мы по этому показателю находимся на восьмом месте. При этом хочу сказать, что индекс загрязнения атмосферы у нас упал, а индекс промышленного производства за это же время, напротив, вырос в полтора раза. И трубы не перестали дымить. Просто те вложения в экологическую безопасность, которые сделали наши крупнейшие предприятия, позволили сократить выбросы на 25 – 30 процентов. Но проблема возникает с автотранспортом, а автомобили сегодня дают выбросов не меньше, чем некогда давали промышленные предприятия.

 Кстати, замечу, когда построили ТЭЦ № 5, по городу было закрыто свыше четырехсот котельных, работавших на угле, и которые вносили немалую лепту в ухудшение экологической обстановки. Так что большая энергетика сыграла свою положительную роль. Но и здесь имеются определенные проблемы. В частности, ставится вопрос о переводе ТЭЦ № 5 с угля на газ. Правда, это стоит немалых затрат: по разным данным, такой перевод может обойтись в сумму от трех до пяти миллиардов рублей. Но думаю, что «Интер РАО» все же изыщет эти средства.

Леса и недра

– Говорят, что в Омской области растет популяция диких животных. Действительно ли это так?

–  Численность диких животных на самом деле увеличивается. Существует схема размещения перспективных охотугодий, еще 51 участок также принят к перспективному распределению, и охотхозяйства активно занимаются разведением диких животных, в частности кабанов. До недавнего времени они не встречались на территории нашего региона. Сегодня же только в одном из охотхозяйств их популяция насчитывает 150 голов, в другом  – 500. Так что кабан у нас прижился. На протяжении трех лет запрещали лосиную охоту. Теперь лосей стало значительно больше. Возможно, в этом году на этих животных охоту могут разрешить. Растет популяция косуль. Сейчас подсчитываем их количество.

Если взять всех копытных – косуль, кабанов и лосей, то за последние три года прибавка идет от трех до пяти тысяч голов. Происходит это в том числе и благодаря усилению службы охотинспекции. На сегодняшний день их штат насчитывает 57 человек. Следят за своими угодьями и охотпользователи. Работающий там персонал – это порядка 150 производственных охотинспекторов – проходит специальное обучение, а по завершении им выдаются соответствующие удостоверения. Теперь инспекторы наделены правом досмотра автотранспорта, что также дает положительный результат в работе.
Хорошим подспорьем стало и оснащение сотрудников техникой. Так, этой зимой им было передано еще девять снегоходов.

В поддержании порядка на охот­угодьях нам активно помогают и главы районов. Выделяют зерно для подкормки животных, горюче-смазочные материалы. Такого рода меры и привели к увеличению численности диких животных.

– В каком состоянии находится наше рыбное хозяйство? Смогут ли богатейшие озера Крутинского района кормить свежей рыбой омичей и жителей соседних регионов?

– Сегодня определяем рыбопромысловые участки на Иртыше. Всего их 25. Будем проводить конкурсы по их закреплению для промышленного рыболовства. Впрочем, больших объемов речной рыбы мы не ожидаем. Но к арендаторам предъявляем очень серьезные требования. Одно из них – зарыбление участков. И наука нас в этом поддерживает. В Омске работает предприятие «Бородино», которое готово по заказам арендаторов выполнять эту работу в необходимых объемах. В том числе и по стерляди, вылов которой пока запрещен. Думаю, что в течение нескольких ближайших лет нам удастся восполнить и значительно увеличить популяцию этой ценной породы рыб.

 Что касается Крутинских озер, то в прошлом году здесь произвели зарыбление в количестве порядка двух миллионов молодых особей. В этом году эта цифра будет значительно увеличена. Запустим малька пеляди, сазана, муксуна, амура. Но уже сейчас местный рыбозавод выполняет установленный ему объем вылова рыбы. Там запускают новые мощности по переработке продукции под брендом «Крутинская рыба». На этот год эта цифра составит 500 тонн. И именно нашу марку нужно продвигать на рынке. Сейчас тринадцать озер выставляем на конкурс по промышленному рыболовству и определяем участки по товарному рыболовству.

– Чем отличается промышленное рыболовство от товарного?

– Тем, что по промышленному рыболовству существует четыре критерия оценки, а по товарному имеет значение лишь один – это рубль. Иначе говоря, кто из арендаторов предложит на конкурсе большую сумму, тот и зайдет на это озеро с правом разводить и продавать выловленную рыбу. По этому виду рыболовства в наше министерство уже поступили заявки на 65 озер. В максимально короткие сроки планируем провести конкурсы, чтобы люди могли приступать к работе и обеспечивать население свежей продукцией.

– Природные ресурсы – это не только животный мир, но и недра. Действительно ли на территории Омской области были открыты новые нефтяные месторождения?

– У нас учтены четыре месторождения. В 2014 году было открыто еще одно – Баклянское. Но эксплуатируется только Крапивинское месторождение. По величине извлекаемых запасов наши месторождения сравнительно небольшие – с общим запасом порядка 700 миллионов тонн. Возможно, существуют и более мощные пласты, но на геологоразведку необходимы очень большие средства, исчисляемые миллиардами рублей. Существуют организации, которые предлагают нам за 300 миллионов с помощью космических средств показать все нефтяные запасы, находящиеся на территории Омской области. Но возникает вопрос: почему эти предложения поступают не в нефтедобывающие компании, а руководству субъекта Федерации?

 Замечу, что в одном из регионов в надежде открыть у себя новое месторождение все же откликнулись на подобного рода предложение, а в результате бурения скважины вместо ожидаемой нефти наткнулись на воду.

– Что происходит с так называемыми городскими лесами? Там незаконно вырубают деревья, снимают, а затем продают плодородный слой грунта, а сами леса превращают в свалки.

– Как ни странно, но городских лесов не существует. Да, по факту они существуют, но не имеют соответствующего статуса. Насколько я владею информацией, к концу года администрация Омска должна завершить все регистрационные действия, и тогда будет понятно, что именно это городской лес и что есть структура, которая конкретно отвечает за его содержание.

– Возглавляемое вами ведомство называется министерством природных ресурсов и экологии. Что находится в приоритете: природные ресурсы или экология?
– Когда меня губернатор Виктор Назаров пригласил на эту должность, я думал, что это прежде всего рыбалка, охота и немного экологии. На деле же порядка 80 процентов всего объема работы министерства занимает именно экология. И только оставшиеся 20 составляют все прочие вопросы.
©
Распечатать страницу