«Великий тренер, светлый и добрый человек»

«Великий тренер, светлый и добрый человек»

Дата публикации 22 апреля 2015 11:40 Автор Фото Евгений Кармаев

С именем Валерия Белоусова связаны самые громкие успехи в истории «Авангарда».
На минувшей неделе поклонников хоккея в нашей стране повергла в шок трагическая новость: не стало Валерия Константиновича Белоусова. Великий тренер, замечательный человек. Этого наставника буквально боготворили в Омске. С его именем связаны самые громкие успехи в истории «Авангарда»: золотые медали чемпионата России-2004 и  Кубок европейских чемпионов-2005. Каким же останется Белоусов в памяти тех, кому довелось поработать с ним в бытность Валерия Константиновича главным тренером омского клуба?

Дмитрий Рябыкин, экс-защитник Хк «Авангард»:

– Когда говорят о Белоусове, первое, что приходит на ум, – это победы, глоток шампанского из чемпионского кубка! Разве же такое когда-нибудь забудешь?! Валерий Константинович смог тогда повторить в Омске то, что до этого делал в Магнитогорске. А именно – создать команду. Я включаю в это понятие все: подобрать игроков под конкретную игровую модель, правильно расставить их на льду, донести до них свое видение хоккея. Но прежде всего – создать необходимую атмосферу, привнести в коллектив тот самый чемпионский дух, без которого невозможно победить. А еще он умел открывать таланты. Не все сейчас помнят, но ведь это именно при Белоусове раскрылся как игрок Леша Черепанов.

Белоусов был демократичным тренером и очень не любил ругаться. Никогда, ни на тренировках, ни во время игр, не повышал голос на хоккеистов. Наоборот, даже в самый напряженный момент мог пошутить. Валерий Константинович очень тонко чувствовал хоккей. Меня он научил чувствовать себя на льду более раскованно. Я ведь всегда играл в защите, для хоккеиста этого амплуа главное – не ошибиться. И вот этот постоянный страх ошибки очень закрепощает, выедает изнутри. Начинаешь нервничать и именно поэтому ошибаешься еще больше. А Белоусов как-то сказал мне: «Дима, хоккей – это ведь просто наша любимая игра! Надо получать от нее удовольствие, а не думать постоянно, что можешь что-то сделать не так». Великий был тренер, светлый, добрый человек.

Юрий панов, экс-защитник хк «Авангард»:

– Валерий Константинович, как никто другой, умел раскрывать в хоккеистах их лучшие игровые качества. Никогда не забуду наш с ним первый, после того как он возглавил «Авангард», разговор. Шла утренняя тренировка, он внимательно наблюдал за нами от бортика, а потом подозвал меня и спрашивает: «Юра, а почему ты не играешь так, как умеешь?» Я даже немного опешил от неожиданности! А потом объясняю: «Валерий Константинович, так ведь мне запрещают подключаться к атакам!» А он говорит: «Под мою личную ответственность – играй, как ты умеешь. Считаешь, что надо идти вперед, – иди». Он разрешал игрокам на льду импровизировать, именно поэтому работать с ним всегда было очень интересно. Конечно, все в пределах разумного, ни о какой анархии и речи не было, тренерскую установку на матч все выполняли четко. И в то же время, придя в омский клуб, он, я бы сказал, чуть-чуть «отпустил вожжи».  Не оправдать доверие Белоусова было просто невозможно. Бывало, подойдет ко мне и скажет: «Юра, возьми дня два-три выходных, отдохни». Ну как после этого я мог его подвести?! Он очень по-человечески относился к ребятам, и они всегда платили ему тем же.

Олег малицкий, спортивный журналист:

– Я не думаю, что Белоусов смог бы добиться с «Авангардом» столь многого, не будь в его распоряжении действительно «больших» игроков.  В Омске тогда подобрались исполнители высочайшего уровня. Первая пятерка: Панов и Рябыкин в защите, Затонский, Прокопьев, Сушинский в нападении – это же были мастера экстра-класса! Но Валерия Константиновича всегда звали именно под самые высокие задачи и под звездных игроков. Он умел и любил с ними работать. Белоусов к тому же, как никто, умел разговаривать с игроками, находить нужные слова. Ничего удивительного: он ведь и сам был хоккеистом, да еще каким! До сих пор именно он является лучшим снайпером в истории челябинского хоккея! Валерий Константинович мог, к примеру, сказать: «Ребята, да вы что! На трибунах же ваши жены сидят! Неужели не стыдно перед ними так безвольно играть?» Игроки чувствовали, что Константиныч – один из них, свой, родной, и очень это ценили. Ведь, если есть некая отстраненность между тренером и командой, даже самые правильные методики и установки не помогут. А за Белоусова игроки готовы были «умирать» на льду. Ну и нельзя не добавить, что в спорте не бывает больших побед без толики везения, благосклонности капризной дамы Фортуны. А у Белоусова было прозвище Фартовый. И это говорит очень о многом.

©
Распечатать страницу