«Для нас 9 Мая — это действительно праздник со слезами на глазах»

«Для нас 9 Мая — это действительно праздник со слезами на глазах»

Дата публикации 28 апреля 2015 07:52 Автор

«ОМСКРЕГИОН» продолжает проект, посвященный Дню Победы. Омичка Галина Юрьевна Бородина в письме рассказала о том, что на войне ее семья потеряла и маминого отца, и маминого брата.
«Мой дед по материнской линии, Василий Иванович Бердников, родился в 1900 году в деревне Кленовской Леденцовской волости Усть-Глазовского уезда Вятской губернии. В 1918 году он обвенчался с моей бабушкой, Пушкаревой Евдокией Ивановной, которой в то время было 23 года.
 
Молодая семья начала жить с родителями мужа и даже не успела родить детей. Началась война. Во время советско-польской войны 1919–1920 годов Василий Иванович был призван в армию, где воевал в составе 40-го стрелкового полка на территории Белоруссии. Война для деда закончилась пленом. Правда, ему повезло, так как он попал не в концлагерь, а в карантинный пункт в городе Себеж и жил у хозяина-бауэра в пригороде города Себеж.
 
После окончания войны в 1920 году было создано Центральное управление эвакуации населения (Центроэвак). Им была учреждена Российско-украинская делегация Российско-украинской-польской смешанной комиссии по репатриации. Именно этой комиссией была организована переправка на родину русских солдат у Гатчины, Ямбура и Себежа. Так, мой дед только в 1922 году возвращается из плена на родину, где его 2 года ждала молодая жена.
 
А дальше начинается мирная жизнь. Рождается пятеро детей, создается “культурное”, на манер увиденного в Себеже, хозяйство, а дед получает в деревне прозвище Васька-Себеж.
 
Начавшаяся коллективизация семей воспринимается негативно. Чтобы не вступать в колхоз, принимается решение все продать и уехать в Сибирь. Так, в 1936 году мои дедушка и бабушка с двумя оставшимися в живых детьми — Алексеем и Марией — оказываются в Омске.
 
Кстати, в эти годы в Ленинском районе, тогда в Порт-Артуре, появилась целая “вятская колония” из переехавших из Кировской области семей. И это очень помогло моим родным, особенно на первых порах.
 
К началу Отечественной войны, семья обжилась. Был дом, огород. Дед работал на деревообрабатывающем заводе, который находился на 1-й Комсомольской улице в Порт-Артуре.
 
Алексей заканчивал школу и мечтал об институте. Но все рухнуло непоправимо, как и для большинства советских семей. Сначала повестку получил Алексей, который был призван на фронт Ленинским райвоенкоматом. После ускоренного курса обучения на лейтенанта в Томском военном училище он был отправлен на Ленинградский фронт.
 
Проезжая через Омск, он надеялся встретиться с родными. Но по законам военного времени бабушку не отпустили с работы, и последняя, как потом оказалось, встреча так и не состоялась. Бабушка потом всю ночь проплакала, а через полгода увидела сон, который оказался вещим. Сын в черной рубашке бежал к ней с криком: “Мама, Мама!” А днем принесли похоронку, в которой сообщалось, что Алексей был убит в одном из первых боев у деревни Рамушево Старо-Русского района. Сестра Алексея, моя мама Мария, спрятала похоронку от бабушки, надеясь, что это ошибка.
 
Деда призвали на фронт в августе 1941 года. Служил он в отдельной саперной роте на Ленинградском фронте. Дед писал домой очень часто, эти письма наша семья хранит как самую дорогую реликвию.
 
В августе 1942 года дед был тяжело ранен и умер от ран в госпитале города Ладейное Поле. Домой пришла похоронка, при вручении которой почтальонка заметила: “Только похоронили сына, а теперь муж!”
 
Так бабушка в один день и узнала о гибели и мужа и сына. До конца жизни она не могла простить моей маме того, что она скрыла от нее ту, первую похоронку.
 
Из строевого отдела Военно-пехотного училища Томска бабушке прислали удостоверение, дающее право на получение членами семьи льгот, установленных кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семьям. Но “льготы” обернулись, тем, что у бабушки отрезали половину огорода. Теперь же вместо четырех человек в семье осталось только двое.
 
Но на этом испытания не закончились. В городе в годы войны ухудшилась криминогенная обстановка. Преступники узнавали, где живут семьи, у которых мужчины на фронте, грабили и убивали их. Нашу семью в 1943 году тоже хотели убить.
 
Ограбление злоумышленники наметили на ночь, но в последний момент один из грабителей, по имени Николай, пришел в милицию. На чердаке была устроена засада, все преступники были арестованы. С тех пор моя бабушка считает, что их спас Николай-Угодник.
 
В похоронках, которые получила наша семья, были указаны места захоронения. Поэтому я много лет мечтала побывать на дорогих могилах. Писала письма в сельсоветы этих мест, с просьбой ответить, сохранились ли эти захоронения. И нам повезло, местные школьники и лесничий провели поисковую работу. Они нашли фамилии наших родных на братских могилах.
 
В 2010 году мы с сыном наконец осуществили нашу мечту и побывали в Старой Руссе и в Ладейном Поле.
 
Благодаря нашей переписке в Старой Руссе на могиле Алексея была установлена новая табличка. Раньше на ней значился “курсант Бердников”, сейчас же установлена табличка с надписью “Бердников Алексей Васильевич 1924 — апрель 1942 года».
 
В Ладейном Поле, где перезахоронен наш дед в братской могиле на высоком берегу реки Свирь, нам удалось встретиться с теми, кто участвовал в поиске могилы и перезахоронении. Мы побывали в храмах этих городов, где поставили поминальные свечи. Возложили цветы и сфотографировали памятные таблички на могилах деда и маминого брата Алексея, в честь которого назван и мой сын Алексей».

 
«ОМСКРЕГИОН» продолжает публиковать письма читателей, чьи близкие и родственники защищали страну от фашистских захватчиков.
 
Присылайте письма в редакцию (по адресу redaktor@tvoiomsk.ru или г. Омск, пр. Карла Маркса, 39, газета «Омская правда») с пометкой «Проект “Мы помним”». Рассказы будут опубликованы на сайте «ОМСКРЕГИОН».

Требования к рукописи просты: читабельный текст, фамилия и имя героя, его звания и награды, объем не более 5 тыс. знаков, по возможности фото автора и героя публикации.  
  
 

 
©
Распечатать страницу