Вальс на все времена

Вальс на все времена

Дата публикации 29 апреля 2015 08:49 Автор Фото Евгений Кармаев

Супруги Поповцевы знают формулу семейного счастья.
Фотография этой обаятельной ветеранской пары украшала городские билборды. А недавно они приняли участие в телевизионном проекте к 70-летию Победы: участники Великой Отечественной читают стихи о войне. Только вместо заболевшего мужа-ветерана с поэтическими строчками выступила на экране его жена. Для четы Попов­цевых это естественно – стоять друг за друга. Василий Хрисанфович и Илона Гаральдовна вместе уже 68 лет. Танцевали вальс и на своей золотой свадьбе, и на бриллиантовой. Можно сказать, ветераны семейной жизни.

С матча – на фронт

22 июня 1941 года курсант офицерской роты Василий Поповцев на стадионе в Черемушках, под Омском, играл в футбол. Матч был в самом разгаре, когда его участники увидели, что зрители покидают трибуны. Слух о начале войны положил конец спортивным играм мирного времени.

Всю войну он прошел пулеметчиком – командиром отделения, командиром взвода крупнокалиберных пулеметов, командиром роты. Воевал в знаменитой 178-й Краснознаменной Кулагинской дивизии. Считает, повезло, что и после ранения удалось вернуться в свою дивизию. Эпизоды войны не стираются в памяти. Страшный вид сожженной немцами деревни Кулагино, где осталась в живых одна-единственная старуха и где дивизия героически выстояла, защищая высоты, и начала прорыв, открыв путь к освобождению Смоленска.

Белые ночи под Выборгом. В одну из таких ночей 1944 года лейтенант Поповцев скомандовал открыть огонь по самолету-разведчику, но один пулемет заело, и неопытные бойцы растерялись. Василий перезарядил пулемет и сам стал вести огонь. Самолет удалось подбить, но летчик успел сбросить бомбу, которая взорвалась совсем рядом, и расчет завалило грязью. Товарищи откопали, за сбитый самолет Василий Поповцев был награжден орденом Красной Звезды. Но получил тяжкую контузию.

Его служба не окончилась в День Победы, она продолжалась в Потсдаме. Двухмесячный отпуск домой, в Сибирь, был самой большой наградой храброму офицеру.

Горькое сиротство

У Илоны Гаральдовны мать по происхождению яицкая казачка, а отец – эстонец. Семья жила в Москве дружно и счастливо, но в 1938 году мама Илоны умерла от туберкулеза. Когда это случилось, девочку определили в лесную школу, чтобы укрепить здоровье. Папа очень часто навещал дочку. А однажды не приехал. И через день девочка его не дождалась, и через месяц. Он был репрессирован и расстрелян. Так в 11 лет Илона осталась круглой сиротой. Пришлось попрощаться со столицей, отправиться к родственникам в Оренбург, где жилось девочке несладко. После окончания техникума ее направили в Новосибирск.
Каким-то чудом все складывалось так, чтобы такие разные жизненные дороги Его и Ее соединились.

Счастливая встреча


31 октября 1945 года Илона ехала на поезде из Новосибирска в Москву. Василий Поповцев сел в тот же поезд и тот же вагон на станции Барабинск.
Легко сказать «сел». С посадкой на поезд вышла целая история. У четырех друзей-офицеров, один из которых ехал на запад с сыном, был только один билет – на мальчика. Рассчитывали уговорить проводника войти в положение. И это им удалось. Сыграли роль приподнятое послевоенное настроение и особое отношение к победителям. Проводника пообещали отблагодарить и угостить. И обещание быстро выполнили, налив не чарочку, а стакан. Так с шутками-прибаутками офицеры вселились в плацкартное купе, где оказалось 13 человек. Две старушки попытались протестовать, а Илона выступила в защиту: «Ну что же делать, раз билетов нет. Потеснимся!» У девушки была третья полка, которую ныне используют как багажную, а в те времена на ней путешествовали студенты. Эту полку Илона уступала новым пассажирам, чтобы по очереди они могли на ней хоть немного поспать. В веселой кутерьме отъезда Василий и Илона встретились впервые взглядами и до сих пор глядят друг другу в глаза с удовольствием.

Ей было 18, ему 26. Она красивая, статная брюнетка, отзывчивая, не избалованная жизнью. Он высокий, голубоглазый герой с орденами и медалями.
Всю дорогу дружная компания пела под аккордеон. Офицеры достали припасы, пригласили попутчиков на пир. Илона стеснялась, отказывалась, у нее с собой было только 400 граммов сухарей, а тут все, чем родная деревня богата: и яйца, и сало, и курица, и, что особенно поражало, домашние булочки.
В то время поезд до Москвы шел шесть суток. Этого хватило, чтобы Василию и Илоне захотелось всю жизнь быть вместе.

Но он служит в Потсдаме, она снова живет в Оренбурге. Переписывались, ждали встречи. Она поставила условие: «Пойду замуж, если бросишь курить!» Он пообещал и с тех пор держит слово, а ведь курил всю войну!

В феврале 1947 года он ехал в Оренбург с твердым намерением жениться, с собой уже были документы для въезда в Германию на супругу Илону Поповцеву. А ведь еще даже не поцеловались. Вот и слушай после этого про пагубность скоропалительных свадеб. Не на земле совершаются браки…
6 февраля расписались в Оренбургском загсе. В тот же день две подружки Илоны пришли на вокзал попрощаться. Вот и все торжество.

А свадьба все-таки была. Даже две свадьбы. Одна – на родине мужа, в Куйбышеве Новосибирской области, с участием родных, друзей и даже директора школы. Вторая – в Потсдаме. Будто в подарок сибирякам в феврале в Германии обильно выпал снег. Праздник был многолюдным.

– Меня спрашивают: «Илона, ты откуда родом?» Говорю: «Из Москвы». – «Землячка!» И оренбуржцы считали меня своей, и сибирякам мы родня. Так и набралось у нас гостей, что едва всех за стол усадили.

Простая формула счастья


Лев Толстой, заметив, что все счастливые семьи похожи, интереса к исследованию этого феномена не проявил и углубился в изучение перипетий жизни супругов в неудачных браках.

Чем похожи счастливые люди? Отчего похожи? Вот загадка на все времена. Семья Поповцевых дает повод поразмышлять о живительной силе добрых русских традиций. Он истинный глава семьи – принимает решения, она – хранительница очага. Все честно, без женского лукавства: мол, он голова, я шея – как хочу, так им и верчу. На зыбком фундаменте хитрости прочного счастья не построишь.

Он служил до хрущевского сокращения армии в 1957-м, и она послушно собирала вещи, чтобы по приказу ехать в Спасск-Дальний, в Юргу, снова в Омск. Вот уже двое детей, а своего жилья нет. Но у Илоны Гаральдовны талант в любом временном флигельке создать уют. А готовить еду может хоть и на костре. Это про таких, как она, говорят: мастерица на все руки. Шьет, вяжет, вышивает. Квартира в цветах. Да что квартира – все подоконники подъезда тесно заставлены ее горшочками с растениями.

На вопрос о счастливых мгновениях она отвечает просто. Была счастлива, когда ее девочки родились. Когда старшая дочь окончила школу с медалью. Когда младшей присвоили звание профессора. Счастье – это трое внуков и шесть правнуков.

При таком отношении к семейным ценностям долгие годы болью отзывалась мысль о своей детской трагедии, обернувшейся потерей родных. Раскопать корни фамилии удалось только в эпоху гласности. Илона Гаральдовна вдохновенно занялась восстановлением родословной, и ее поездка с приключениями по Эстонии увенчалась успехом и объятиями с родными. Но когда открыли архивы – закрыли границы, затруднив общение…

А у Василия Хрисанфовича на первом месте всегда были долг, служба, работа. В 40 с хвостиком капитаном запаса поступил в вечерний техникум и окончил с отличием. Много лет возглавлял профсоюзную организацию треста «Омсктрансстрой». И снова учился – в Высшей профсоюзной школе. Ему 96 лет. Более 40 лет работал в совете ветеранов Кулагинской дивизии, 30 лет возглавлял этот совет. Гордится, что уникальный музей в гимназии № 75 не был утрачен в 90-е годы.

В этой семье детей воспитывали не балуя, не играя с ними в друзья-подружки. Результат завидный: авторитет старших непререкаем. Так было в семье отца Василия Хрисанфовича, а тот по дедовым обычаям жизнь строил. В патриархальных традициях старины можно увидеть строгость, а на самом деле они полны обаяния, как понятие «мир и лад». Четкий распорядок дня, красиво накрытый стол с местом во главе для старшего в доме (ему же первое слово в праздничной церемонии), уважительные отношения всех со всеми, любимые общие песни и любимые блюда. Сколько людей пренебрегли этим «консерватизмом» и, провозгласив в семье демократию, только и делают, что жалуются на детей, внуков, сестер и братьев. А Поповцевы, ничего не изобретая, всю жизнь следуют заветам народной мудрости.

Неужели не ссорились? Так не бывает. Важно, умеют ли люди уступать.

– Всегда это делаю я, – уверенно говорит Василий Хрисанфович.

И точно так же отвечает пораженная ответом супруга Илона Гаральдовна. Выходит, уж не замечают, как сами собой гасились конфликты.

Говорят, если спустя годы брака жена хорошо выглядит – это заслуга ее мужа: обеспечил хорошую жизнь. Можно и наоборот: если муж держится молодцом – ему повезло с женой. Поповцевых всегда называют красивой парой. И сегодня это справедливо. Как хотите, так и судите: повезло или сами построили счастье.
©
Распечатать страницу