«Газету надо делать чистыми руками»

«Газету надо делать чистыми руками»

Дата публикации 6 мая 2015 12:09 Автор

Легендарный редактор-фронтовик Иван Дмитриевич Фадеев возглавлял «Омскую правду» 22 года и всегда оставался верным своим принципам: быть честным и делать свое дело так, как велят сердце и совесть.
Комбат

Родился Фадеев в Пензенской губернии в 1910 году в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал в 1930-м. Участвовал в коллективизации, служил в Красной Армии, после демобилизации был направлен на работу в Новосибирск – в областную газету «Советская Сибирь». В партию Иван Дмитриевич вступил в 1938-м и, когда началась война, одним из первых ушел на фронт. Служил в морской пехоте, командовал батальоном. Прошел всю войну, дослужился до майора, за боевые заслуги был награжден орденами  Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени. После победы вновь вернулся в «Советскую Сибирь», работал заведующим отделом партийной жизни, затем заместителем редактора.

Что отмечали коллеги, Фадеев никогда не носил орденов и о войне вспоминал скупо, но на всю жизнь сохранил боевой дух и поговорку: «Нас мало, но мы в тельняшках».

Редактор

В 1952 году Ивана Дмитриевича переводят в Омск и назначают редактором «Омской правды». Ветераны нашей газеты передают из уст в уста историю о первом рабочем дне Фадеева в редакции. Надо сказать, тогда в «Омской правде» хромала дисциплина, в газете допускались ошибки, кое-кто из корреспондентов мог себе позволить прийти на работу не слишком трезвым. Фадеев собрал коллектив на летучку, рассказал о задачах, поставленных перед ним обкомом партии. «А вы сами-то писать умеете?» – спросил его подвыпивший корреспондент. «Я назначен сюда не писать, а навести порядок. А вы с завтрашнего дня у нас больше не работаете», – мгновенно отреагировал Фадеев.

Больше ему никто таких вопросов не задавал. Коллектив понял, что к ним пришел жесткий, бескомпромиссный руководитель. А через несколько месяцев Иван Дмитриевич делами доказал, что он не только прекрасный журналист-организатор, готовый поддержать ценную инициативу своих подчиненных, но и человек, умеющий отстаивать интересы  газеты на самом высоком уровне. При Фадееве «Омская правда» стала смелой и авторитетной, как истина в последней инстанции, и удостоилась высокой награды: ордена Трудового Красного Знамени.

Инициатор

А инициатив и у самого редактора, и у журналистов было много. Так, именно при Фадееве в редакции были открыты общественная инспекция, школа рабкоров и литературная консультация. Вот как вспоминал об Иване Дмитриевиче омский поэт Владимир Макаров, который приходил в «Омскую правду» на литературные консультации: «Помню, как иногда в вечернее время – время наших занятий, когда в редакции уже почти никого не было, вдруг открывалась дверь  и на пороге возникала статная, величественная фигура редактора  газеты Ивана Дмитриевича Фадеева. Свидетельствую, что ему не была чужда и безразлична наша поэтическая «кухня». Кое-кого он знал по именам, как не раз и меня спрашивал, что нового написал и как идет «учеба на врача», – образ этого славного человека все годы хранится в моей памяти».

Фадеев сумел образцово поставить работу с письмами читателей. А писем тогда наша газета получала десятки тысяч в год. Люди писали о горестях и печалях, зная, что газета обязательно поможет. Каждое письмо было на контроле. Наиболее актуальные Фадеев читал сам и давал поручение разобраться. Тема, поднятая в письме, зачастую становилась основой для яркого журналистского материала, имеющего широкий резонанс у читателей.

Новатор


Особая страница в жизни редактора и всего коллектива – это освоение целинных и залежных земель. Тогда Иван Дмитриевич бросил на освещение новой, интересной темы лучшие перья редакции – Татьяну Гончарову, Нину Бушкову, Петра Ребрина, Сергея Супруна, собкоров по южной зоне Павла Сергиенко и Николая Ясько. Их целинные репортажи читались в первую очередь. Но Фадееву казалось, что газета может сделать больше. По инициативе редактора в уборочную страду 1957 года на целину отправилась выездная редакция, оснащенная походной типографией. Типографское оборудование размещалось в кузове грузовика «ЗИС-5», на борту которого красовалась надпись: «Омская правда» на хлебозаготовках».  Возглавлял этот десант журналист Николай Белобабченко. Подготовленные  материалы тут же набирались и печатались в форме листовок и сразу же распространялись среди целинников.

Этот опыт повторили и в следующую уборочную, и выездная редакция провела на целине 40 дней и ночей. Многие из журналистов впоследствии были удостоены медали «За освоение целинных земель», а «Омская правда» стала участницей Выставки достижений народного хозяйства СССР.

Человек

Что еще всегда отмечают наши старшие коллеги, рассказывая о Фадееве, так это то, что Иван Дмитриевич имел чутье на хорошие кадры и ошибался редко. При Фадееве пришли в редакцию талантливые журналисты Юрий Шпаков, Римма Сергеева, Елена Злотина, Михаил Сильванович, Тамара Саблина, Михаил Вастьянов. Для многих журналистов «Омская правда» стала стартовой площадкой для перехода в центральные газеты. Фадеев даже этому способствовал, понимая, что талантливому человеку надо расти. Не без участия Ивана Дмитриевича пришли в редакцию нашей газеты художник Виктор Резниченко, фотокорреспонденты Борис Злобин, Александр Чепурко, Сергей Сапоцкий, поднявшие газетную иллюстрацию на подобающую ей высоту. Борис Злобин вспоминал, как в районку, где он тогда работал, позвонил редактор «Омской правды»: «Он  сказал: «Нам нужен корреспондент, знающий сельское хозяйство. Как раз ты нам подходишь – окончил сельхозинститут». Так в январе 1958 года я стал фотокорреспондентом областной газеты. Добрая память Ивану Дмитриевичу, хороший был человек. Он всегда говорил, что газету надо делать чистыми руками, и я с ним полностью согласен».

О человеческих качествах Фадеева вспоминает и другой бывший фотокор «Омской правды», а впоследствии «Фотохроники ТАСС» Александр Чепурко. Вместе с женой Тамарой Саблиной Александр Чепурко был приглашен на работу в нашу газету. Но в Омске у них не было квартиры, и супругам ежедневно приходилось ездить в Тавричанку, где они до этого жили и работали. И тут Чепурко поступило предложение переехать в Одессу. Слух дошел до Фадеева. «Саша, вы собрались уезжать?» – спросил редактор Чепурко. «Там квартиру дают», – ответил фотокор. «Сейчас строится дом возле парка юннатов, трехкомнатная квартира устроит?» – поинтересовался Фадеев.

«Так мы остались в Омске. Фадеев всегда держал слово, если что-то обещал. Он вообще был очень ответственным человеком. Никогда не уходил из редакции, не подписав газету в печать. А это было в 2 – 3 часа ночи, не так, как сейчас. И хотя в редакции всегда дежурил корреспондент или завотделом, Иван Дмитриевич считал своим долгом полностью нести ответственность за каждое слово в газете. Лучшего редактора я не видел. Его боялись лодыри и графоманы. Но люди творческие, а их в редакции всегда было большинство, Фадеева уважали и любили за честность и принципиальность», – вспоминает Александр Чепурко.

Фадеев был «широкой спиной» для своих сотрудников, всегда вставал на их защиту. Об этом хорошо знали в обкоме партии, не говоря о горкоме и райкомах в сельских районах. Фадеева боялись как огня партийные секретари, никто не хотел стать героем фельетонов и острых статей в «Омской правде». Но надо отдать должное и Ивану Дмитриевичу: в нем не было ни грамма подобострастности, угодничества и пресмыкательства перед начальством. Двадцать два года Фадеев был членом обкома партии и всегда отстаивал свою точку зрения, зачастую отличавшуюся от точки зрения первого секретаря.

Когда в феврале 1979 года Ивана Дмитриевича Фадеева не стало, в некрологе, подписанном  первым секретарем Омского обкома партии Сергеем Манякиным, были такие слова: «Ушел из жизни коммунист, журналист, преданный друг». А сегодня мы к этим словам добавили бы еще – легендарный редактор «Омской правды», которого нынешнее поколение журналистов не знало, но чьими принципами руководствуется до сих пор.
©
Распечатать страницу