Виктор Тзапташвили: «Танец красноречивее слов»

Легенда омской сцены, главный балетмейстер ТЮЗа свой юбилей отметил уникальной постановкой спектакля без слов.
Спектакли с его хореографией идут в «Пятом» и Северном театрах. Фестиваль «В гостях у «Арлекина» открывался постановкой «Ночь перед Рождеством», где он отвечал за сценическое движение. Что уж говорить про ТЮЗ, где он служит главным балетмейстером, – там давно в ходу крылатая фраза: «Танцуют все!».

Заслуженный артист России Виктор Тзапташвили недавно отметил 65-летний юбилей и вместо того, чтобы принимать подарки, сам преподнес его зрителям, поставив с художественным руководителем ТЮЗа Владимиром Золотарем спектакль без слов, состоящий только из танцев: «Танцплощадка 41/45».

Спектакль без слов, а зрители плачут


– Виктор Датикович, был фильм «Бал» Этторе Скола, получивший Гран-при Берлинского фестиваля и номинировавшийся на «Оскар», в котором 30-летняя история Франции была показана через жизнь одного танцзала. Это он вдохновил на создание спектакля без слов?

– Идея была художественного руководителя театра Владимира Золотаря. Та же форма, но иное наполнение. За 50 минут на сцене столько событий, рассказанных языком танца, и очень яркие персонажи. Танец красноречивее слов, в танце можно выразить все оттенки чувств и переживаний. Такого проекта, как «Танцплощадка 41/45», у меня в жизни не было. И зрители в зале достают платочки – так трогает их то, что они видят. Спектакль посвящен 70-летию Победы и будет показан еще 22 и 23 июня.

– Не странно ли, что такой спектакль родился в театре, актеры которого не оканчивали хореографических училищ?

 – Актеры нашего театра очень талантливы: и поют, и танцуют. И у них два раза в неделю класс по хореографии. Иногда говорят после премьер: да у вас музыкальный театр! Я 23 года с ними работаю, со спектакля «Вор».

– А ведь вы были танцовщиком – любимцем публики. Когда в 1994 году прощались со сценой Музыкального театра, на бенефисе после каждого вашего с женой Тамарой номера в зале кричали: «Браво!». Не рано ли закончили карьеру танцовщика?

– Наверное, мог бы еще танцевать. Тогда, в 44 года, чувствовал себя в отличной форме. Я всегда был много занят, у меня не было дублеров и палитра ролей большая. Танцевал и острохарактерные, и лирические партии. И Ротбарта в «Лебедином озере», и Резанова в «Юноне» и «Авось», и Фрекен Бок в «Карлсоне»…Можно было и продолжать. Но я считаю, нужно уйти вовремя. Я танцевал на сцене 28 лет, а в балете для пенсии достаточно 20. Были и другие обстоятельства. Мы с женой уходили вместе, нам предлагали остаться. Но я ни разу не пожалел о том решении. У меня за этот год поставлено четыре спектакля в ТЮЗе, пять – в Северном театре, четыре – в «Арлекине», два – в «Пятом театре».

Омск навсегда

– Как вы пришли в балет?

– В моей рабочей семье это было что-то из области фантастики. Но танцевал я, сколько себя помню. Я родом из Свердловска, там поступил в хореографическую студию при Театре оперы и балета и еще студентом, с 16 лет, танцевал в Театре музкомедии. Там познакомился и с Тамарой, которая приехала в театр, чтобы позаниматься с педагогом. Я сразу сказал: «Это моя судьба».

– А что привело вас в Омск?

– У меня было много предложений. Я в армии служил в Москве завклубом. Постоянно занимался и вернулся в лучшей форме, чем ушел. Звали в Театр им. Стани­славского и Немировича-Данченко, оперетту, Мюзик-холл. Но нужно было, чтобы работа была для двоих. И Тамара предложила Омскую музкомедию, где она работала с Валентиной Яковлевной Тулуповой. Думали, едем на год. А встретили здесь так замечательно, как когда-то знаменитого танцовщика Вахтанга Чабукиани в Америке. И вот уже 40 лет мы в Омске.

– Балетмейстера Тулупову часто вспоминаете?

 – Конечно. У нас была большая взаимная любовь. Она и для меня, и для Тамары была как вторая мама.

– Вы были хореографом наших чемпионок по художественной гимнастике, ставили звездные программы для Татьяны Дручининой, Софьи Бабий, Ирины Чащиной. Как случилась встреча со спортом?

– Пригласила знаменитый тренер Галина Горенкова. Эта работа, кстати, была одной из причин не уезжать из Омска. Предлагали сделать это главным делом жизни. Но тогда я не был готов уйти из театра. Я занят в репертуаре, и, бывало, сборная страны приезжала в Омск ко мне на сборы. А сегодня моя внучка Анфиса Зайцева в свои 13 лет – кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике. И Ирочка Чащина, которую я обожал, – ее кумир.
– Почему сегодня вы не работаете со спортсменками?

– Именно поэтому. Считаю, было бы неэтичным, не хочу разговоров, что своей девочке уделяю больше внимания. Конечно, я даю советы Анфисе, мы с ней понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Такое родство душ.

– Много лет вы были хореографом конкурсов моды, и жюри всегда отмечало высокий уровень демонстрации омских коллекций, стильные выходы моделей. Вы даже ставили эффектные хореографические миниатюры на подиуме. Это было не по правилам игры?

– К сожалению, не по правилам. Потому что судят дизайн костюмов, а не выходы в них, и на следующих этапах конкурса в Москве, Петербурге и за рубежом эту одежду представляют другие модели, мною не обученные. Но Александр Васильев, увидев наши показы, сказал: «Вот чего не хватает на подиумах!»
– Однажды и вам довелось попробовать себя в роли манекенщика…

– Это было так неожиданно! Парень не пришел на репетицию, и я его заменил. А дизайнер попросил, чтобы я вышел и на дефиле: «Костюм как раз на вас». И я в свои тогда 50 с хвостиком примерил на себя роль модели.

– Да, не много у нас мужчин в солидном возрасте с параметрами юношей-моделей!

Семейное танго


– У вас с Тамарой был коронный номер – страстное танго Оскара Строка. Танго – всегда про любовь, и вашу семью называют образцовой. Не преувеличивают?
 – У нас хорошая семья. Когда я уезжаю хотя бы ненадолго, я скучаю, спешу домой. Младшая дочь Маша живет в Москве, ездит по всему миру, но по телефону мы общаемся каждый день. Одна дама-астролог, проанализировав наши знаки, сказала, что у нас с Тамарой идеальное сочетание. Но когда мы встретились, никто об этом не думал.

 – В песне поется: «Музыка нас связала». И танец на это способен? Может, например, помирить после ссоры?

 – Ох, как я орал на жену на репетициях! Может быть, потому что требователен или это была необходимая накачка перед премьерой. А выходим на сцену –
и все делаем прекрасно. Это счастье. И неважно уже, как тяжело это далось, как ссорились. Ничего не помним.

– Почему вы отдали дочерей не в классический балет, а в бальные танцы?

 – Старшая Лена проявила настойчивость, характер в меня. А младшая Маша пошла по ее стопам. У них разница 12 лет, Лена, завоевав звания лауреата конкурсов, готовила Машу. Маша только что закончила танцевальную карьеру чемпионкой мира по латиноамериканской программе. Дает мастер-классы у нас и за рубежом, помогает добиться успехов новым талантливым парам. Лена – педагог в омском ансамбле «Иртышские зори».

– В семье, значит, тоже танцуют все?

– Кроме внука Владислава. Ему 21 год, он учится в университете, поет и играет на гитаре. С ним интересно, у нас полное взаимопонимание, хотя по характеру он на меня непохож.

– У вас есть свои секреты воспитания?

– Детей нужно хвалить. Я всегда говорил девочкам, что они самые красивые, талантливые, что у них все получится. И получалось.

– У вас увлечение, не характерное для людей вашей профессии: кулинария. Разве так бывает?

– Никогда мы с женой не сидели на диетах. Пришли после спектакля домой – и отвели душу на кухне. Я люблю вкусно поесть и накормить. В последнее время нравятся очень простые блюда, например драники с печенью. Чтобы ни готовил, делаю это с любовью и стараюсь красиво оформить и подать.

– Какие еще есть неожиданные увлечения?

– Работая всю жизнь с танцами, больше всего люблю оперу. Не могу сказать, сколько я посмотрел версий «Риголетто» и «Евгения Онегина» с великими дирижерами и певцами мира.

– Виктор Датикович, вас называют человеком ураганного темперамента. Темперамент помогает или мешает в жизни?

– Интересный вопрос… Я в ладу с собой. Нервный, очень дерганый и переживающий за все человек. Но я люблю свое пространство, получаю удовольствие от того, где я нахожусь, что делаю. От жизни.

– А что вы себе сами пожелали, отмечая юбилей?

– Интересной работы. Я без нее не могу. Это мой тонус, мой внешний вид. Нет работы – и меня как будто нет.
©
URL: http://omskregion.info/news/32734-viktor_tzaptashvili_tanets_krasnorechivee_slov/
Дата публикации:27/05/2015 12:57
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев