Александр Карелин: «Мы, борцы, — очень мягкие и деликатные люди. Шахматы — более травмоопасный вид с

Александр Карелин: «Мы, борцы, — очень мягкие и деликатные люди. Шахматы — более травмоопасный вид с

Дата публикации 1 июня 2015 11:05 Автор Фото Евгений Кармаев

Главный гость 65-летия СибГУФКа Александр Карелин в эксклюзивном интервью «ОМСКРЕГИОНУ» рассказал о том, как навыки борьбы помогают ему в политических схватках.
Если существует такой критерий, как уровень организационного успеха, то кафедра единоборств во главе с завкафедрой Юрием Крикухой в этот день рождения вуза стала настоящим триумфатором. Уровень мероприятия задают гости. А гостями СибГУФКа и, разумеется, кафедры единоборств стали мировые легенды: Александр Карелин, Федор Емельяненко, Алексей Тищенко и еще целый сонм чемпионов самого высокого уровня.
 
Пожалуй, визит даже одного такого чемпиона навсегда останется в истории любого учебного заведения мира. А тут сразу столько спортивных легенд. Легенд, для которых наш по старинке ИФК, а по-новому СибГУФК — это альма матер, родное учебное заведение, если угодно — путевка в большую и славную спортивную жизнь. Уже можно считать большой удачей встретится с такими людьми воочию — с теми, кем восхищался и кем гордился вместе со страной. Скромный, корректный Федор Емельяненко, контактный и улыбчивый Алексей Тищенко, представительный и как всегда умно-ироничный Александр Карелин.
 
Применительно к ситуации можно перефразировать расхожее «все флаги в гости к нам», как «вся спортивная слава мира в гости к омскому СибГУФКу». По счастливейшему стечению обстоятельств «ОМСКРЕГМОНУ» удалось взять интервью у — без малейшего преувеличения — суперзвезды мирового спорта Александра Карелина, легендарного Сан Саныча.                
 
 
— Чем стал вас омский СибГУФК, какую роль институт сыграл в вашей жизни?
 
Для меня, как и для многих представителей спорта, в том числе и спорта высших достижений, это альма матер. Именно здесь мы получили высшее образование, именно здесь мы поняли, как правильно трактовать с точки зрения биохимии, анатомии, физиологии те процессы, которые происходят с нами во время занятий спортом. Здесь, в СибГУФКе, мы получили навыки, методологию, знания. Это институт с давними, огромными традициями, и, находясь здесь, а именно на кафедре борьбы, необходимо подчеркнуть, что здесь сонм олимпийских победителей. И президент Федерации спортивной борьбы России, олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили заканчивал именно этот институт, на этой кафедре, и наш уникальный спортсмен, в свое время главный тренер сборной страны по борьбе Шамиль Хисамутдинов здесь учился, и ваш покорный слуга тоже выпускник этой кафедры этого омского вуза. И говоря о кафедре борьбы, нельзя с благодарностью не вспомнить и многолетнего руководителя кафедры, у которого многие из нас учились, Юрия Александровича Крикуху. И вот те возможности, которые мы здесь получали, совмещая учебу и активную соревновательную деятельность, отличают омский физкультурный институт от многих других.
 
— В этой связи можно говорить об уникальной омской школе борьбы, созданной в этом институте?
 
Пожалуй, должно говорить не только об истории института, хотя это тоже очень важно, но об основных фамилиях. Это Игуменов (Виктор Игуменов, борец классического стиля, пятикратный чемпион мира, чемпион Европы, двукратный чемпион СССР по классической борьбе, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук. — Прим. ред.), это Громыко (Василий Громыко, в 1972–1981 годы — ректор ОГИФК, ныне СибГУФК, заслуженный тренер СССР. — Прим. ред.), потому что то, что они сделали для развития спорта, невозможно переоценить. Будучи выходцами из омского института физической культуры, они потом возглавляли и ведущие столичные вузы страны. И действительно, в Омске создана уникальная школа борьбы. И вот сегодня на юбилей собрались создатели, представители, корифеи этой школы. Есть такое выражение — «особые условия». Традиции, созданные и Виктором Михайловичем (Игуменовым. — Прим. ред.) и братьями Игнатенко (Виктор Игнатенко, доктор юридических наук, профессор, в 1959 году окончил Омский государственный институт физической культуры. Александр Игнатенко, выпускник СибГУФКа, борец, обладатель Кубка мира по классической борьбе. — Прим. ред.), и Темиржаном Калимулиным (чемпион Европы, победитель Кубка мира. — Прим. ред.), и Владимиром Поповым (заслуженный мастер спорта, чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады в Сеуле. — Прим. ред.), и многими другими, как раз и создали эти особые условия для обучения спортсменов-борцов.
 
— Как вы оцениваете ситуацию, когда кафедра борьбы объединила под своей крышей все единоборства?
 
Можно даже не детализировать ситуацию. Мы все друг у друга учимся. В чем наше борцовское отличие от всех других форм жизнедеятельности (а единоборства предполагают наличие именно этой категории людей — борцов, и неважно, что кто-то борется в куртках, кто-то в кимоно, кто-то в трико)? Так вот, наше отличие в главном принципе: на ковре соперники — в жизни друзья. Исходя из этого постулата, можно сказать, что объединение единоборств на одной кафедре нисколько не искажает основополагающие идей этой кафедры.
 
— Вы реализовались не только, как гениальный спортсмен, но и как известный и очень влиятельный политик — депутат Государственной думы. Как борцовские навыки помогли в политической деятельности?
 
— Как сказал Виссарион Белинский, «борьба — условие жизни». И если ты освоил это замечательное цивилизационное достижение здесь, на борцовском ковре, то ты априори конкурентоспособен. Когда здесь, на борцовском ковре, чтобы достичь цели, у тебя ломаются ребра, руки, а тем более уши, как у всех борцов, то победить в политических дебатах с таким вот борцовским опытом значительно проще. Прочесть сонм литературы, освоить бюджетные дисциплины, уверяю вас, намного проще, чем победить на борцовском ковре. На ковре истины доходят до человека буквально, физически, с огромным количеством сопровождающего этот процесс пота. Конечно, помогло. Поэтому если вы меня спросите, кто я такой, я отвечу: «Борец из Новосибирска».
 
— А это очень тяжело — жить столько лет на преодолении себя?
 
Это интересно. Задумайтесь на минутку: я знаком с уникальными людьми, я часть этой традиции. Я сегодня как раз говорил об этом Федору Владимировичу Емельяненко. Человеку, который взялся проводить очень сложную систему соревнований — смешивать единоборства. Хотя он воспитанник нашей национальной школы самбо. И для меня, как и для Федора, очевидно, что если бы он не был хорош в самбо (а наши самбисты лучшие в мире, а Емельяненко — лучший из лучших), то у него не было бы сил, навыков в организации и проведении подобных соревнований. Так что преодоление — это неимоверно интересно. Это дорого, потому что остальные за это доплачивают, а мы в этом живем.
 
— И все-таки борьба, единоборства, их популярность не повышают ли уровень агрессии в обществе?   
 
— Уровень агрессии… Вы посмотрите на наши лица! Кто захочет проверять наш уровень агрессии?! Мы, борцы, — очень мягкие и деликатные люди. Я могу сказать, что шахматы — это более травмоопасный вид спорта, чем борьба. У нас ведь тоже шахматы, просто мы фигуры двигаем, а они еще сопротивляются! Когда говорят, что сильный человек обречен быть добрым, — это про нас. Есть ведь и еще постулат: добро все-таки должно быть с кулаками. Так что лучше не пробовать.
 
— Как часто удается побывать в родном омском институте?
 
К своему стыду, я не часто посещаю родной институт. На кафедре был в последний раз, наверное, лет семь назад. Но о том, что я выпускник именно этого вуза, никогда не забываю. Наше взаимодействие идет по горизонтали, вертикали и даже по диагонали.  И учитывая, что сегодня кафедру возглавляет династийный борец и династийный преподаватель Юрий Юрьевич Крикуха, то понятно, что мы взаимодействуем и в плане обмена методическими инновациями, и в плане простого хрестоматийного обмена матчастью. 
 
©
Распечатать страницу