Александр Карелин: «Мы — нация победителей»

Легенда мирового спорта о традициях борьбы, политике и будущем России.
Трехкратный олимпийский чемпион по классической борьбе, Герой России, депутат Государственной думы РФ Александр Карелин по праву считается легендой мирового спорта. А еще это очень обаятельный человек, несмотря на все свои огромные заслуги, открытый и скромный. Не зря в борцовской среде его называют просто Сан Саныч.

Мы встретились с ним во время чемпионата России по ММА. В коридоре СКК имени Блинова его буквально окружили многочисленные поклонники. Доставая из кармана авторучку, Александр Карелин подчеркнуто уважительно, обращаясь на «вы», спрашивал паренька лет восьми от роду, как того зовут и чем он занимается. И оставил свой росчерк в протянутой тетрадке. Повышенное внимание его ничуть не напрягало. Приветливое слово или шутка нашлись для каждого, кто подходил. Добрая сила, сильная доброта – великому Карелину, похоже, в отличие от героя романа Стругацких богом быть не трудно...

Борьба как форма жизни

– Сан Саныч, вы как-то сказали, что борьба в этой жизни дала вам практически все …

– Борьба – это не только вид спорта. У меня есть такой замечательный постулат: если грянет ядерная война, останутся только две формы жизни – это тараканы и борцы. Тараканы – потому что больше рентген способны выдержать, а борцы – потому что борец – он везде. Как форма жизни.
– Вас в России называют современным Поддубным, богатырем земли русской…

– Мне лестно, конечно, сравнение с Иваном Максимовичем, выдающимся мастером борьбы, которая была всегда популярна в России. Не случайно элита общества дружила с цирковыми борцами, это было частью культуры тех лет. Недавно я перечитывал биографию Ивана Максимовича Поддубного и был поражен, насколько скромен и неприхотлив в жизни был этот человек. Как он свято верил в порядочность других людей и недоумевал, когда против него применяли запрещенные подлые приемы. Это был необычный человек, своеобразный миссионер, преданно служивший идеалам борьбы. Несомненно, я преклоняюсь перед такими людьми. И мне приятно, что меня называют его преемником. Но время бежит. И сегодня я уже борец из прошлого века. Растут новые чемпионы, которые с честью продолжают нести традиции русской классической борьбы.

– Вас все знают как легенду греко-римской борьбы. Теперь вы занимаетесь общественной деятельностью, являетесь депутатом Государственной думы. Какие черты вашего характера позволяют быть востребованным в столь разных сферах?

– Жизнь – это борьба, жизнь – это преодоление, поэтому в любой сфере человеческой активности нам необходимо быть целе­устремленными, трудолюбивыми, терпеливыми. Я своему нынешнему положению обязан греко-римской борьбе. Но есть масса примеров, когда таких горизонтов достигают люди, которые в детстве занимались музыкой, танцами, увлекались техникой. Здесь все происходит по классической схеме  «не позволяй душе лениться…». Это можно расценить как призыв и руководство к действию, к этому плюсом – ответственность, стремление расти и развиваться, чтобы каждый день узнавать что-то новое. Мне трудно разделить свою жизнь на периоды, когда я был просто спортсменом, когда стал общественным деятелем. Да это и невозможно.

Побеждали и победим

– Вы часто говорите, что мы – нация победителей…

– В год 70-летия Победы советского народа в Великой Оте­чественной войне мы должны знать и всегда помнить: мы – нация победителей. Мы победили вопреки всем европейским стратегиям ведения военных кампаний, мы победили, потому что у нас не всегда работает логика и здравый расчет, но есть природная, не обоснованная никакими предпосылками склонность к героизму, которую трудно объяснить. Просто мы русские, мы живем в своей стране и гордимся ею. Сильный человек обречен быть добрым – это про нас. Есть ведь и еще постулат: добро все-таки должно быть с кулаками. Так что не советовал бы никому пробовать нас на крепость.

– Россия должна быть империей в хорошем смысле этого слова?

– А есть плохой смысл у этого слова? Вспомните настоящего врага нашего государства и патриота своего – Уинстона Черчилля. В трудные времена он все же увидел и понял, что именно в союзе с Россией была единственная возможность сохранить цивилизацию, хотя потом и стал инициатором холодной войны. Мы сами должны понимать, кто мы такие, пытаться разобраться, а не хватать чужое блестящее и примерять на себя. У нас история очень спорная, но всегда победоносная.

– История у нас победоносная, но будет ли так всегда?

– Будет! Надо просто задавать правильные ориентиры, и мы к этому сейчас идем, к тем ориентирам, которые верны для России. Следующим пунктом является пропаганда. Пропагандировать, продвигать то, что для нас важно. Нас же сегодня учат чему? Чернуха, порнуха,  гнилуха и все остальное. Кто нас учит? Если позволите, я предположу, что врагам выгодно нас ослабить духовно. Мы должны делать простые и правильные для нас вещи. Мы можем спорить до хрипоты, что для нас правильно, что неправильно. Но есть коридор, набор ценностей, которые вечны. Иначе мы обречены. Не нужны никакие враги. Мы сами себя растопчем, нивелируем, размажем. Нам предки передали эти территории. Предки! А мы, прежде чем оскалиться и защитить свое, озираемся: а что о нас подумают? И в Крыму было то же самое. Если бы не нео­нацистские лозунги и не запрет русского языка на Украине, мы бы не шагнули так далеко. Для меня всегда было так – страна одна, государств несколько. Это моя позиция. Может, я косноязычен для таких тем, но я убежден: страна одна, государств много, как правительств и правителей.

Остаемся в олимпийской семье

– Сан Саныч, вы вновь приехали в Омск, который не раз называли  второй родиной…

– Конечно, это почти так, и это связано не только с тем, что я учился здесь в физкультурном институте. Начинать надо с того, что в Омске всегда были сильные традиции борьбы. Омская область всегда была особой борцовской территорией, ведь количество спортсменов, выросших здесь, тех, кто преданно служил и служит этому делу, огромно. Поэтому не могу не сказать  о тех, кто создавал славу советской, а потом и российской борьбы, начиная с Василия Громыко, Виктора Игуменова, Николая Пархоменко, Шамиля Хисамутдинова и многих других, каждый из которых по-своему развивал традиции греко-римской борьбы. Так что не скрою: учиться в вузе с прекрасными борцовскими традициями, быть на кафедре, которая пользуется особой поддержкой, было интересно и почетно. У нас была замечательная группа, из которой  выросло три заслуженных мастера спорта и два мастера международного класса – Михаил и Виктор Мамиашвили, ваш покорный слуга, а также Александр и Сергей Игнатенко.

– Омская школа борьбы сейчас, к сожалению, переживает далеко не лучшие свои времена. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы она вновь обрела свою прежнюю славу?

– На самом деле сейчас не хватает самого главного – абсолютного результата, громких побед. Очень сложная задача стоит перед президентом региональной Федерации греко-римской борьбы Юрием Крикухой. Несмотря на то что много ярких спортсменов работают тренерами, не у всех одинаково талантливо получается служить уже в этом качестве нашему виду спорта. Поэтому необходимо объединить людей и создать из федерации по-настоящему деятельный профессиональный союз, который бы защищал интересы своих членов.

И главное, не надо забывать, что соревнования должны быть направлены не только на то, чтобы ребята могли проявить себя, а тренеры увидеть лучшие кондиции своих воспитанников. Они должны быть сделаны для публики, чтобы вернуть популярность и узнаваемость, а после этого уже можно претендовать и на высокие результаты. На мой взгляд, сейчас важно пережить чувство растерянности, побороть в себе один пунктик характера, который есть у каждого спортсмена, а у борцов особенно: это узаконенный эгоизм. Потому что единоборства предполагают индивидуальные стремления и такую же ответственность. Все возможности есть – есть и человеческий ресурс, есть профильный вуз. Надо просто создать  условия и объединиться во имя возвращения Омску высокого статуса столицы борьбы.

– Вам не было обидно, когда греко-римскую борьбу чуть было не убрали из программы Олимпийских игр?

– Когда в феврале 2013 года нам вынесли «черную метку», я думал вначале, что это «утка» или чье-то больное воображение, а потом понял, что мы, к сожалению, потеряли свое место в международных комбинациях. И как только это произошло, нашим мнением перестали интересоваться. Мы оказали себе дурную услугу, когда устроили чехарду со сменой правил, каждые восемь месяцев жестко влезали в гармоничную суть борьбы, и как следствие – оказались в весьма сложной ситуации. Пришлось встрепенуться, вернуть старую редакцию правил, которая соответствовала и способствовала наивысшей популярности среди публики.

– Когда решение отменили, борьба изменилась? Стала лучше, хуже или стала просто другой?

– Борьба не может стать другой. Мы должны сохранять традиции, не зря греко-римская борьба называется классической. Классика не может быть скучной, с классикой нельзя авангардно, бездарно экспериментировать. Поэтому борьба просто вернула себе свое должное место – и на олимпийской арене, и в восприятии публики. Хотя нам надо еще учиться и учиться правильно подавать себя. Нужно думать, как мы смотримся, как мы воспринимаемся теми, кто завтра придет в секции или превратится из простого зрителя в нашего убежденного болельщика.
©
URL: http://omskregion.info/news/33179-aleksandr_karelin_m__natsiya_pobediteley/
Дата публикации:10/06/2015 09:22
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев