Александр Попов

Александр Попов

Дата публикации 24 апреля 2012 11:14

Шапито-шоу в Омске
Александр Попов,
главный редактор «Эксперт Сибирь», специально
для «ОВ. Деловая среда»


В Омске официально стартовала кампания по выборам мэра, которые намечены на 17 июня. Кроме кандидатов, за которыми будут стоять политические партии и серьезные группы влияния, в выборах собирается участвовать столичный блогер и фотограф Илья Варламов. История его выдвижения ярко показывает, как сетевая активность, пустая по сути, способна взорвать информационное пространство. За Варламовым в Омске не стоит никто и ничто, уровень его реальной поддержки – на уровне плинтуса, но о его участии в выборах трубят многие федеральные СМИ, а шансы на победу анализируют маститые политологи. Чем опасен весь этот цирк?

На почти уже сошедших в Москве волнах бунта «сетевых хомячков» омские оппозиционеры инициировали проект «Гражданин мэр», в рамках которого провели праймериз и интернет-голосование по выборам общественного кандидата в мэры. Победителем накануне был объявлен Илья Варламов, набравший 42% голосов. Второе место занял старший преподаватель ОмГТУ Игорь Федоров (17%), третье – руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Сергей Костарев. Столичного блогера, который признался, что не ожидал такого поворота в своей жизни, уже назвали кандидатом от внесистемной оппозиции. Он прилетел в Омск и подал документы в городской избирком. Для регистрации ему предстоит собрать более 9 тыс. подписей избирателей, которые избирком должен будет признать действительными.

Для начала хочется отметить, что сама новость о «походе» Варламова на Омск не стоит и выеденного яйца. Общественные активисты, затеявшие проект «Гражданин мэр», рассчитывали привлечь к нему внимание десятков, если не сотен тысяч омичей. Однако горожане инициативу фактически проигнорировали. Во-первых, в праймериз не участвовали действительно весомые фигуры местной политики. Кроме Варламова поначалу в них принимал участие другой москвич – известный экономист Вячеслав Иноземцев. Поговаривают, что о своем участии в выборах он консультировался с Фондом эффективной политики Глеба Павловского. Эмиссары фонда, по некоторым данным, приезжали в Омск и, видимо, отговорили Иноземцева от сомнительной авантюры.

Во-вторых, в абсолютных цифрах за москвича Варламова в Интернете проголосовало около 700 человек. По данным оргкомитета, всего в голосовании приняли участие 4,7 тыс. человек, из них действительными признано 1757 голосов. И это, по сути, срез численности активного протестного электората в Омске. Надо сказать, что оппозиция проводила неоднократные протестные митинги в Омске, выдвигая при этом своих кандидатов на выборах в Госдуму и горсовет. Но ни один из них не прошел. Тогда оппозиционеры решили сделать ставку на интернет-аудиторию, посчитав, что в Сети люди более активные. Но за три дня до проведения интернет-голосования число участников в группе «Гражданин мэр» «Вконтакте», по данным организаторов праймериз, было не более тысячи человек. При этом невозможно адекватно оценить, что это была за аудитория – сколько среди голосовавших и сторонников кандидатов было омичей. Более того, в поддержку Варламова уже выступили гей-активисты, в том числе из Москвы. Долгие годы лелеющие мечту о проведении гей-парада, они высказали надежду, что, дескать, Варламов, став мэром Омска, позволит им наконец-то провести это мероприятие. Несколько сотен интернет-пользователей и представители ЛГБТ-движения в качестве групп поддержки – это даже не смешно. С такими «гоу-гоу» столичный блогер может споткнуться уже на этапе сбора подписей.

Стоит констатировать: люди, устраивающие революции в Интернете, похоже, действительно оторвались от реальности. Реальная поддержка их инициатив слишком ничтожна, но сами инициативы очень нравятся столичным журналистам, особенно тем, что ходили на Болотную или проспект Сахарова. Не важно, сколько человек проголосовало за выдвижение Варламова в мэры. Не важно, что само его участие в выборах превращает вполне серьезное дело в шоу (сравнения с Тольятти и Ярославлем неуместны, там мэрами были избраны не просто оппозиционеры, а опытные политики). Важно, что теперь можно протрубить о прецеденте – через Интернет, оказывается, можно влиять и на политику в регионах. Что там на самом деле происходит в далеком Омске? Каковы истинные проблемы этого города? Сетевым «хомячкам» это не интересно.

Прав политолог Александр Кынев, объяснивший в интервью телеканалу «Дождь», что выдвижение Варламова может быть либо «безответственный авантюризм» и «попытка лично попиариться, без полного учета специфики региона, политической ситуации в стране и последствий для имиджа оппозиции в самых ее разных видах». «Никаких перспектив победить у господина Варламова нет и быть не может… Сама кампания в таких условиях приобретает черты определенной клоунады», – отметил Александр Кынев. Здесь уместно сравнить выдвижение Варламова в мэры Омска с попыткой балерины Анастасии Волочковой стать мэром Сочи. Для оппозиции такие эксперименты – себе дороже, в будущем многие другие, даже вполне адекватные попытки альтернативных кандидатов куда-то выдвинуться можно будет списать на «случай с Варламовым».

Пожалуй, единственный позитивный момент от всей этой шумихи – возросшее внимание к самому Омску. Этот крупный сибирский город с населением более 1,1 млн человек имеет богатую историю, специфическое самосознание и четкую городскую идентичность. Сработает ли в плюс кампания по выборам мэра, превратившаяся в балаган? Вряд ли. Пена всегда уходит в песок, реальные проблемы – остаются.
©
Распечатать страницу