Александр Феклистов: «Встретить режиссера – большое счастье»

Александр Феклистов: «Встретить режиссера – большое счастье»

Дата публикации 17 июня 2015 07:42 Автор Фото Евгений Кармаев

Известный актер театра и кино о профессии, сложных ролях и работе с британским режиссером.

Александр Феклистов, лауреат премий «Золотая маска», «Хрустальная роза», «Чайка», им. И. М. Смоктуновского, побывал в Омске, сыграв в спектакле  «Мера за меру» Уильяма Шекспира. Этот совместный проект Московского театра им. Пушкина и Лондонского театра Cheek by Jowl в течение двух вечеров был представлен на VII фестивале «Золотая маска» в Омске» на сцене академического театра драмы.


Зрители увидели классику, очищенную от штампов, вечную историю о человеческих пороках и слабостях, рассказанную просто, понятно, без назидательности и очень талантливо. Реалии наших дней в костюмах, отсутствие париков персонажей ничуть не похожи на нарочитый режиссерский прием, они естественно упрощают путь зрителя к тексту и заложенным в нем смыслам. Прямыми параллелями с действительностью, политикой спектакль тоже не грешит, здесь нет пародий на конкретные персонажи. «Мера за меру» в постановке известного британского режиссера Деклана Доннеллана – это скорее поэтическое высказывание на больную во все времена и у всех народов тему власти и народа, правды и лицемерия.


Репетиция как шаманство


 – Александр Васильевич, как вам работалось на омской сцене?

 – Старинное здание театра драмы в изумительном состоянии, и театр очень гостеприимен, с нами все бесконечно здороваются, это, поверьте, бывает не всегда. Я очень горд, что приложил руку к тому, чтобы в 1997 году Омский театр получил три «Золотые маски» за спектакль Владимира Петрова «Женщина в песках». Я был в жюри и потом с удивлением прочел, что мы были коррумпированы каким-то нефтекомбинатом. А спектакль был выдающийся.

 – Вас называют талисманом Доннеллана. Британский режиссер приглашает вас во все спектакли, которые он ставит в России. Как вам с ним работается?
 – Замечательно. Он из тех режиссеров, которые не ставят спектакли в привычном понимании. Он не скажет, куда тебе встать, как сказать. У него есть какие-то правила, которые актеры должны соблюдать, но нет установки. Вся ткань спектаклей рождается из этюдов, которые мы делаем бесконечно, работая в коридорах, Деклан что-то берет, а что-то отвергает.  Если камерой заснять репетицию, увидим, что это сумасшедшее шаманство. Вот репетировали спектакль «Буря» Шекспира. Герой  Игоря Ясуловича Просперо учит моего персонажа Колибана манерам. Мы сидим на полу с воображаемыми предметами, он дает мне подзатыльник. Мимо проходит режиссер Еремин. Останавливается, смотрит и удивленно спрашивает: «А что вы делаете?». – «Репетируем»…

 – Что такое совместный проект с английским театром?

 – Это французские, испанские, английские и русские деньги. Это английские режиссер и художник, причем Доннеллан – ирландского происхождения, и русские актеры.

 – А почему Доннеллану интересно ставить Шекспира с русскими актерами? Это взаимная любовь?

 – Он таких слов не употребляет. Он шутит, что мы похожи на ирландцев.

 – Вы со спектаклями этого режиссера объехали мир. Насколько зрители по-разному реагируют на происходящее на сцене?
 – Во Франции могут отреагировать на цвет хлястика. Выходит актриса в синем платье с зеленым поясом – в зале смех. Или звучит фраза: «Вы хорошо выглядите – вы пополнели» – дикий хохот. В России никто не обратит на это внимания. Когда играли в Париже, на репетициях какие-то нюансы выстраивали под французов, в Лондоне – под англичан.


«Звезда-одиночка»


 – Это большое счастье  – встретить талантливого режиссера, который приглашает из спектакля в спектакль?
 – Да, я могу только подтвердить ваши слова – это большое счастье для актера.


 – Как случилась эта встреча?


 – Деклан увидел меня в роли Клавдия в спектакле «Гамлет», который  поставил Петер Штайн.


 – Еще одно знаковое для мирового театра имя…


 – Да, я могу похвалиться, что работал у многих великих режиссеров. Начиная с Вячеслава Спесивцева, к которому я попал в 16 лет, в 9 классе. Это был театр-студия, пионерский театр. И до того, как поступил в Школу-студию МХАТ, я уже сыграл 400 спектаклей. Я был у Спесивцева 5 лет и не ходил никуда поступать, это считалось предательством. И мы, как истинные молодые максималисты, были верны своему коллективу, который сначала назывался «Гайдар», а потом Театр-студия на Красной Пресне.


 – Кто еще в числе многих великих режиссеров был в вашей жизни?


 – Я играл у Олега Ефремова, Льва Додина, Анатолия Васильева, Тимура Чхеидзе, Камы Гинкаса. Это везение для актера.


 – Вы окончили курс Ефремова и пришли во МХАТ. Много играли?


 – Не могу сказать, что много. Мы без всяких обид понимали, что Олег Николаевич ставит на свое поколение, своих верных соратников, пришедших с ним из «Современника». И в труппе было 140 человек. Когда я пришел во МХАТ, я пальцем не мог пошевелить от зажима. Рядом ходили Евгений Евстигнеев, Андрей Попов, Александр Калягин, Ия Саввина, Екатерина Васильева, Станислав Любшин, Юрий Богатырев… Мифы и легенды актерской профессии.


 – Вы ушли из театра, когда не стало Олега Ефремова?


 – Да. Впрочем, я несколько раз уходил и возвращался.


 – О вас пишут: «Звезда-одиночка». Путь свободного художника труден и непредсказуем?
 – Это большая ответственность. Сам отвечаешь за то, что делаешь. Я, к счастью, всегда имел работу в кино. Хотя в начале 90-х пришлось поработать и таксистом.


 – Какая роль на сцене самая значимая для вас? Бориса Годунова?


 – Это очень сложная роль, которая, мне кажется, так до конца и не была сделана. Так бывает, и поэтому мне было интересно играть.
 – Вы оправдываете своего героя?


 – Для меня было ясно, что он не убивал царевича Димитрия. Сейчас и историки к этому выводу пришли.


 – Когда играли «Бориса Годунова» в других странах, зрителям, далеким от нашей истории, это было интересно, понятно?


 – Зависит от страны. Мы играли в Гонконге, и в зале было 200 человек, а рядом шло шоу трансвеститов, и на него собрались 3000 зрителей. Что тут сказать?


 – Но у нас-то театр по-прежнему на пьедестале?


 – У нас очень тонкая прослойка театралов. Уже не стоят ночь напролет за билетами на Таганку, как это было в моей юности. В Лондоне каждый сезон ставят все пьесы Чехова. Если бы люди не ходили, то не ставили бы. Спектакль Доннеллана там шел с июля прошлого года по апрель нынешнего – 300 раз. Это немыслимо в Москве. Я ничего не понимаю про английскую жизнь, но факт остается фактом: Лондон – театральный город, а Москва уже нет.
 – Каково артисту работать в таком режиме – изо дня в день играть один спектакль?


 – Мы в Америке играли по бродвейской системе 8 спектаклей в неделю, в Лондоне – 7. Был случай: актриса упала в обморок. У нас другая крайность, играем спектакль раз в месяц, получается воспоминание о спектакле. С этой системой борется только Костя Райкин, он снимает старые спектакли, чтобы новый шел 4 раза в месяц, и правильно делает.


Остров Феклистова


 – Александр Васильевич, вы снялись более чем в 100 фильмах. И очень часто в кино играете сильных мужчин в погонах. Вы все знаете о них с детства, от отца-военного?


 – Как сказал мой дружок Сергей Гармаш: «Человек, ковыряющий в зубах вилкой за соседним столиком в кафе, моментально попадает в мой психобанк». А в мой психобанк с детства попал отец-фронтовик и его окружение – прекрасные, светлые, духовно и физически здоровые люди. В начале 60-х они были полны внутреннего света, уверенности, надежд.


 – При вашей загрузке помогает дисциплина родом из детства?


 – Конечно. Дисциплина была и в студии Спесивцева, его театр был военизированный.


 – Как вы объясняете народный успех сериала «Сваты»?  


 – Когда люди смеются сами над собой и кино талантливо сделано – это несомненная победа. Сейчас в ходу модное слово «контент». Так вот совсем нет контента семьи, детей, комедии, особенно чтобы три этих компонента в одном флаконе.


 – На днях в театральном центре «На Страстном» вы выступили на презентации книги «Рома» о режиссере Романе Козаке. Студенческая и актерская дружба для вас много значит?


 – Очень много. Я работал со своими однокурсниками – режиссерами Романом Козаком и Михаилом Мокеевым. На этом вечере моя однокурсница Янина Лисовская, живущая ныне в Германии (она сыграла старшую дочь в фильме  «Любовь и голуби»), сказала, что мы все как родня и все очень нежные. Кстати, я не раз пытался «продать» своих однокурсников и друзей в кино. А это редко получается, рекомендация может даже навредить. Так вот у меня в свое время не получилось пристроить на роли Володю Машкова, Костю Хабенского и Андрюшу Панина, сегодня признанных мастеров.


 – У вас замечательное хобби – путешествия. Откуда привезли самые яркие впечатления?


 – Благодаря профессии я побывал в 80 странах. Незабываемой была «экскурсия» в Антарктиду, куда мы с моим коллегой Михаилом Жигаловым «заехали», когда были на гастролях в Чили. И еще я осуществил свою детскую мечту – побывал на Шантарских островах. Мы с мужской компанией оказались там первыми туристами. Самые счастливые дни моей жизни. И там, в Охотском море, есть остров Феклистова. Я до сих пор не могу выяснить, в честь кого он назван. Но, надеюсь, все-таки узнаю.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Сошьем вместе «Полотно мира»

Сошьем вместе «Полотно ...

Ветераны Ленинского округа запустили к 80-летию ...

Актуально

Генеральная уборка

Генеральная уборка

В областном субботнике приняли участие более 140 ...

Власть

На повестке – юбилей

На повестке – юбилей

Законодательному собранию Омской области ...

Информбюро

Субботник под музыку 90-х

Субботник под музыку 90-х

20 августа в парке им. 300-летия Омска прошел «Чисто ...

Крупным планом

Посевная с господдержкой

Посевная с господдержкой

Аграрии увеличат площади посевов основных культур: ...

Культура

Алина Горина: «У нас происходит много интересного»

Алина Горина: «У нас ...

Руководитель Туристского информационного центра ...

Наше время

Эшелон правды

Эшелон правды

Участие во Всероссийской патриотической акции ...

Общество

«Наша Родина – Россия»

«Наша Родина – Россия»

Омская региональная общественная организация ...

Память

Закрыл собой товарищей

Закрыл собой товарищей

За свой подвиг омич Михаил Торгашев представлен к ...

Панорама недели

Долгожданное распоряжение

Долгожданное ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о выходе в свет ...

СВО

«Буду преподавать детям историю»

«Буду преподавать детям ...

Участник СВО Александр Веревочкин в пятьдесят лет ...

Событие

На экране – технологии будущего

На экране – технологии ...

В Омске состоялась премьера фильма «Солнце Сибири» ...

Социум

Встретили как родных

Встретили как родных

В Омск из Белгорода прибыла группа школьников по ...

Спектр

Читаем всей семьей

Читаем всей семьей

Более четырех тысяч омичей посетили локации ...

Спецпроекты

Наши бабушки могут все!

Наши бабушки могут все!

В КДЦ «Иртыш» прошел смотр-фестиваль «Супербабушки ...

Фестиваль

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске продолжается отборочный тур фестиваля ...

Экономика

Инвесторам – особое внимание

Инвесторам – особое ...

Виталий Хоценко встретился с министром ...