Нина Генова: «Я верю, что мечта о вузе культуры сбудется»

Профессор, заслуженный работник культуры России Нина Генова в течение 16 лет была деканом факультета культуры и искусства ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, сейчас возглавляет кафедру театрального искусства и отстаивает идею превращения факультета в самостоятельный вуз искусств.

Музыканты играли в перчатках

 Нина Михайловна, о необходимости готовить в Омске специалистов для отрасли культуры разговор идет много лет. Если не ошибаюсь, еще здание школы искусств №3 строили под консерваторию?

 Я изучила документы: обращения в центральные органы власти страны были еще в начале 80-х, они подписаны Сергеем Иосифовичем Манякиным. Сначала речь действительно шла о консерватории, потом об институте культуры. Но тогда потребовали переделать документы, и бюрократическая заваруха ни к чему не привела. Потом в здании на Красном Пути, где сейчас находится факультет, открыли учебно-консультационный пункт Бурятского института культуры. После него по инициативе Нины Никандровны Бревновой — филиал Алтайского института культуры. В 1992-м, когда я была председателем областного комитета культуры, мы хлопотали о своем вузе на базе Училища культуры. Тоже ничего не вышло, время-то какое было. А в 1997 году Алтайский институт культуры принял решение закрыть омский филиал. В российском министерстве культуры нам предложили решить проблему самостоятельно.

То есть перевести филиал на областной бюджет?

 Это было невозможно, и мы начали искать варианты. Самым предпочтительным было войти в состав Омского университета. Это случилось в 1998 году, я начала работать деканом факультета культуры и искусства.

 Не все в ОмГУ были за такое решение?

— Когда на Ученом совете университета его утверждали, мне задали вопрос: «Нина Михайловна, а что это за наука такая — фортепиано?» Спросили, конечно, в шутку, но, я думаю, что горячо не принимали, потому что факультет затратный. Однако проголосовали.

 Расскажите, как развивался факультет?

 Каждый год был вехой в его становлении. Мы получили здание в жутком состоянии. Закрывшийся филиал сидел без денег, коммунальные услуги не оплачивались и были отключены отопление, электричество, связь. На занятиях студенты сидели в пальто, музыканты пытались играть в перчатках. В столовой вывернуты котлы, актовый зал разрушен, крыша протекает. За первый год перебрали отопление, заменили электропроводку. Особая благодарность за заботу Геннадию Ивановичу Герингу, который тогда был ректором ОмГУ.

 А как появилось еще одно здание?

 Факультет развивался. Была только одна специальность – народно-художественное творчество. А к ней стали добавляться новые направления, число студентов росло. И нам уже по нормативам аккредитации не хватало квадратных метров. Корпус имеет площадь 5000 квадратных метров, а на одного студента полагается 17. Университет помочь не мог, арендовал площади для других факультетов. Я, используя прежние связи, постоянно ходила в Комитет по управлению имуществом. И вот одна сотрудница сообщает: «Нина Михайловна, вы меня не выдавайте, но стоит вопрос о продаже ДК им. Гуртьева, здание в федеральной собственности». Мы с Герингом приехали, увидели здание с заколоченными дверями, где все, что можно, растащено. Сегодня оно в порядке.

Без ЕГЭ!

 Каких специалистов сегодня готовят на факультете?

 Актеров, режиссеров кино, телевидения, театрализованных представлений и праздников, вокалистов, исполнителей на различных инструментах, дирижеров академических хоров, хореографов, руководителей этнокультурных центров и фото-кино-видеостудий, менеджеров культуры. В этом году начинаем прием будущих театроведов и открываем магистратуру. Всего 11 направлений и специальностей. А начиналось с того, что не могли вручить дипломы музыкантам. В филиале их пять лет учили без лицензии. Пришлось ехать в Москву, там в министерстве культуры было такое хождение по мукам. Говорили: «Как вы могли их учить? Вас под суд надо отдать». А я работала первый месяц. Добились тогда лицензии на год, а потом все делали по правилам, успешно, практически без замечаний, прошли две аккредитации.

 Сколько студентов на факультете?

304 на очном, около 300 на заочном. С теми, кто учится в магистратуре, аспирантуре — около 1000.

 Факультет как вуз. Есть ли проблема с бюджетными местами?

 Их число стало уменьшаться в процессе реформы образования. У нас проблема возникла в 2013 году, когда впервые контрольные цифры приема отдали ведомствам. Минкульт распределил их в основном среди своих вузов, а нам, как находящимся в минобре, достались крохи — 29 бюджетных мест. Чтобы такого не произошло в 2014 году, мы обратились к губернатору Виктору Ивановичу Назарову, он и сенатор Андрей Иванович Голушко хлопотали за нас в двух министерствах. Помогал и депутат Госдумы Олег Николаевич Смолин. Благодаря их поддержке в 2014 году мы получили хорошие цифры бюджетных мест, как и в этом году.

Какие специальности особенно популярны у абитуриентов?

 На актерскую конкурс не меньше 6 человек на место, на хореографию — 4-6. Популярен эстрадно-джазовый вокал.

В условиях приема нынешнего года есть новшества?

Есть. Если абитуриент окончил среднее специальное учебное заведение культуры, он не сдает ЕГЭ. Только творческие испытания и собеседование. Мы такой прием и раньше вели, но только на коммерческие места. А теперь —  и на бюджетные.

 Это касается выпускников Шебалинки и Колледжа культуры?

Не только. К нам приезжают на учебу ребята из других городов России, Казахстана, Белоруссии. В этом году даже есть небольшая квота для молодежи Крыма.

Как проходят творческие экзамены?

 В разной форме. У актеров в два тура. Проверяются способности к перевоплощению, речь, пластика. Солисты-вокалисты демонстрируют постановку голоса, знание сольфеджио. Поступающим на специальность «социально – культурная деятельность» нужно на собеседовании показать свой кругозор. Разработана подробная программа творческих испытаний — целая брошюра со списками литературы для подготовки.

Талызина приказала: «На колени!»

Среди преподавателей факультета — известные артисты, музыканты…

— У нас работают народные артисты России Валентина Шершнева, Владимир Никеев, главный режиссер Академического театра драмы Георгий Цхвирава, заслуженные артисты России Ирина Трусова, Владимир Миллер, Наталья Торопова, Сергей Флягин, Владимир Остапов, Татьяна Казакова, заслуженный деятель искусств Борис Торик… Появились свои кандидаты и доктора наук. Я сама, работая на факультете, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по философии.

У выпускников есть проблема — найти работу?

— Мы ведем статистику трудоустройства. На бирже наших выпускников нет. Если один появляется — это ЧП. Практически во всех омских театрах работают ребята, учившиеся у нас. Курс Моисея Василиади ушел в Театр драмы, 10 человек — в Лицейском, в Северном театре в Таре актеры с нашими дипломами. Директор Музыкального театра Борис Ротберг раньше ездил на ярмарки вокалистов. Но пришли наши выпускницы, Ученицы Ирины Трусовой, показали себя, и ему уже не хочется привозить чужих артистов и платить огромные суммы за аренду квартир для них. В филармонии из наших выпускников состоит ансамбль «Премьер». В Омском хоре, симфоническом оркестре работают ребята. Вообще трудно найти учреждение культуры, где нет бывших студентов факультета. Заочники — в большинстве сельских ДК.

— Многолетняя работа в культуре помогает трудоустройству выпускников?

— Конечно, приходится помогать. Был смешной случай. В актерском выпуске был очень интересный, оригинальный мальчик. Все устроились, а он не подходил ни в один театр. Председателем ГЭК была народная артистка России Валентина Талызина. Она увидела в парне особый дар и уговорила меня пойти похлопотать за него к тогдашнему директору ТЮЗа Валентине Соколовой. Заходим в кабинет, Талызина приказывает: «Падай на колени!» И мы с ней упали. Я, кстати, была в белых брюках, она — в светлой юбке. Соколова всполошилась, а Валентина Илларионовна ей говорит: «Не встанем, пока не возьмешь парня». Так и устроили, сейчас, правда, он работает в Пермском театре, переманили квартирой.

— Нина Михайловна, факультет обеспечивает кадрами омскую культуру, но не приравнен к творческим вузам?

— В том-то и дело, что, к сожалению, не приравнен. Нагрузка на преподавателей высокая, индивидуальные занятия вообще отменены. Мы работаем по нормативной базе министерства образования, а не культуры.

— Возвращаясь к началу нашего разговора о самостоятельном вузе, замечу, что недавно министр культуры Виктор Лапухин сказал журналистам: ни у кого нет сегодня сомнения, что вузу культуры в Омске быть, но решение вопроса откладывается.

— Это происходит, потому что министерство образования против. Министерство культуры поддерживает эту идею, и даже министерство финансов, которое останавливало все прежние попытки создания вуза культуры в Омске. Кто-то говорит, что время нынче трудное. Но когда оно было легким? В Тюмени открыли академию, в Челябинске колледж культуры преобразовали в институт. Вузы культуры есть в Красноярске и Барнауле. В Новосибирске — консерватория и Театральный институт. Мы отстали от всех соседей. Я не для того хлопочу, чтобы получить должность. На выборы декана в мае свою кандидатуру не выставляла, деканом избрана мой бывший заместитель Ольга Чупахина. Мне достаточно кафедры, созданной три года назад. Думалось, если город имеет в чем-то приоритет, его нужно поддерживать. У Омска в Сибири приоритет в театральном искусстве — вот и появилась наша кафедра. А мечта о новом вузе, я уверена, сбудется. Это будет доброе дело на пользу Омска.

URL: http://omskregion.info/news/33749-nina_genova_ya_veryu_chto_mechta_o_vuze_kultur_sbu/
Дата публикации:21/06/2015 12:14
Автор:Светлана Васильева