Митрополит Владимир: «В Омске мы откроем Духовную семинарию»

Митрополит Владимир:  «В Омске мы откроем Духовную семинарию»

Дата публикации 24 января 2012 10:04

Митрополит Омский и Тарский Владимир намерен в ближайшее время открыть в Прииртышье Духовную семинарию, построить духовно-административный комплекс и привезти в регион мощи святого Александра Невского. Кроме того, он планирует разделить Омскую и Тарскую епархию на четыре управления с митрополией в Омске. Об этом он сообщил на своей первой в нашем регионе пресс-конференции, а также в личной беседе с обозревателем «ОВ. Деловая среда».
Митрополит Омский и Тарский Владимир намерен в ближайшее время открыть в Прииртышье Духовную семинарию, построить духовно-административный комплекс и привезти в регион мощи святого Александра Невского. Кроме того, он планирует разделить Омскую и Тарскую епархию на четыре управления с митрополией в Омске. Об этом он сообщил на своей первой в нашем регионе пресс-конференции, а также в личной беседе с обозревателем «ОВ. Деловая среда». В июле митрополит Владимир был назначен управляющим Омско-Тарской епархией Русской православной церкви. В Омск прибыл 25 августа. Сегодня он делится впечатлениями, планами и говорит о духовных проблемах нашего времени. – Ваше высокопреосвященство, 100 лет назад в газете написали: «Омская земля, как невеста, украшается храмами». А потом их безжалостно разрушали. 25 лет назад в Омске было только два действующих храма и два в области. А сейчас больше ста. Расскажите о ваших впечатлениях. – Мне нравятся в Омске и храмы, и люди. Очень хорош Успенский собор, святителя Николая, Рождества Христова. Едешь по епархии и видишь сельские церкви, часовни. Это значит, все больше людей обращается к православию. Мне приятно, что вокруг сибиряки открытые, искренние. Губернатор Леонид Константинович Полежаев много лет участвует в строительстве храмов. Для меня это ново. В Средней Азии, где я служил двадцать лет, государство не помогало строить церкви. – У вас богатая пастырская биография. Какой период вашего служения вспоминаете особенно часто? – В советское время с 1978 года я десять лет служил в Чехословакии, в Карловых Варах. Первый секретарь горкома называл мой храм Карловацким кремлем и говорил: «Надо брать пример с отца Владимира (я тогда еще не был епископом). Там был консул СССР, его называли товарищем консулом, а меня господином консулом, потому что я рассказал председателю горсовета, что в царское время интересы России здесь представлял священник. Потом два года служил в Москве, а в 1990-м был назначен управляющим Средне-азиатской епархии. Там на четыре страны было 56 храмов, а когда уезжал – 120. – В Русской православной церкви идет процесс разделения епархий. Коснется ли он нашей, Омско-Тарской? – Есть намерение создать митрополии, в которые бы входило несколько епархий, возглавляемых епископами. Это древняя идея, которую хочет воплотить Патриарх Кирилл. Я написал Патриарху Кириллу предложение о разделении Омско-Тарской епархии на четыре. Это, на мой взгляд, поможет улучшить управление. Будет четыре епископа и еще викарный епископ. Митрополиту будет с кого спросить. Полезно это или нет – время покажет. – Ваше высокопреосвященство, в Омске был большой духовный подъем, когда город встречал чудо-творную Почаевскую икону Богоматери, частицы мощей святых из Иерусалима, с Афона. А Пояс Богородицы миновал Омск. Вы состоите в Фонде Андрея Первозванного, который и привез святыню в Россию. Как составлялся маршрут? Возможно ли, чтобы в будущем великие святыни были и у нас? – Решение о том, где быть Поясу Богородицы, принимал не Фонд, а Патриарх. Знаю, что и Новосибирск тоже обиделся. Но я думаю, что святыни будут в Омске. В этом году, надеюсь, будут привезены мощи Александра Невского. – Фонд Андрея Первозванного возглавляет генеральный директор компании «РЖД» Владимир Якунин. Ваше близкое знакомство не поможет восстановлению Троицкой церкви на Привокзальной площади? – Владимир Ильич Якунин много строит храмов, как и омский губернатор Леонид Константинович Полежаев. Сейчас идут переговоры о передаче епархии здания бывшей железнодорожной больницы по ул. Лермонтова, 56. Большое двухэтажное красивое здание. Мы там откроем семинарию. И 5–7–8 лет, пока не построим свое здание, она будет здесь работать. – Где будет строиться семинария? – Я написал несколько писем о выделении земли не только под семинарию, но и под управление епархии – духовный епархиальный комплекс, как Ташкенте. Там три здания под одним куполом. Водосвятный источник был сначала оборудован девятью кранами, а потом мы вывели на улицу 64. Крещальная, двухэтажный общинный дом, столярная мастерская, типография, киностудия, конференц-зал на 250 человек. Хотел построить большой, подобный тому что в МГИМО, на 900 человек, но не успел. Теперь думаю строить все это в Омске. Где – вопрос решается. Предлагали на территории Аграрного университета, на Левом берегу, рядом со зданием епархии. Не люблю рассказывать о планах. Не стоит говорить «гоп», пока не перепрыгнешь. – Из атеизма люди пришли не только к православию. Совершился и массовый переход в неоязычество. У нас таким центром является Окунево. Причем порой говорят и о том, что благодаря популярности этого «пупа земли» повышается туристическая привлекательность Муромцевского района. Что вы об этом скажете? – Очень плохо. Хорошего с этих денег ничего не будет. Вот распался Советский Союз. Было сильное государство, хоть и атеистическое. А не стало – пришли тысячи сект, чтобы нас разбить на разные течения. Ведь что сделали американцы с Южной Кореей? Отправили протестантских миссионеров, разбили буддизм – там буддистов осталось процентов 20–25. И американское влияние. А у нас? Кондолиза Райс говорила: «Русский народ так деградирует, что нам ничего не нужно делать». Кто виноват? Виноваты мы, что продаемся. В Узбекистан Фонд Сороса перечислил сектам 6 миллионов долларов. А там так: государство забирает себе 50 процентов валюты. В Узбекистане церковь пятидесятников переименовала себя в церковь христиан полного евангелия. Кто может о себе сказать, что живет полностью по-евангельски? Я не осмелюсь, потому что преступаю порой, а они называют. И люди идут, потому что после службы каждому выдают по килограмму сахара и пачку печенья. Здесь получается то же самое. Секты укрепляются, потому что их укрепляют помощью. Что будет дальше, если мы не станем жить, как прадеды? – Народные обычаи – купание в проруби на Крещение, масленичные гулянья и другие укоренились. Можно ли считать их православными? – Ничего плохого нет в крещенских купаниях. А к бытующим суевериям я очень плохо отношусь. Вот такой случай в Ташкенте был. Батюшки окропляли веточки в Вербное воскресенье. И одна старушка говорит: «Вот эти три вербочки у меня стоят и весь год охраняют дом от всех бед». Но ведь этого нет. Человека может охранять причастие, нужно приходить в храм исповедоваться, молиться. А три вербы – они хороши. Но вера в них – от язычества, а в языческих культах Бога нет. И я запретил освящение верб. Сам покупал по нескольку десятков тысяч верб, освящал за Всенощной и раздавали всем. И предсказание – грех. Сколько людей погубила Ванга! А знаете, сколько раз в США ждали второго пришествия? А в Писании сказано, что даже ангелам не дано знать о времени второго пришествия. Не надо поддаваться шарлатанам. В храм некогда сходить, а к аферистам, гадалкам – есть. Не к ним идти надо, это грешно, а к Богу. – Вы когда-то рукоположили во священники Ивана Охлобыстина. Сегодня он отошел от церкви, снимается в рекламе, ведет развлекательное шоу. Не считаете его посвящение в сан ошибкой? – Вы знаете, Охлобыстин – очень глубоко верующий человек. Мы много раз встречались в Москве, потом он приехал ко мне в Ташкент, поступил в Ташкентскую духовную семинарию, я его рукоположил. И изо всех храмов Узбекистана были просьбы направить его на службу к ним. Но я не отпускал, держал его при себе. Потом ко мне обратился архиепископ Арсений, викарий Патриарха Алексия II: «Владыка, Святейший просит, чтобы вы отпустили Охлобыстина в Москву, чтобы он служил в отделе по связям с Вооруженными силами». Я спросил Святейшего: «А кто мне даст запрос?». – «А что, вам недостаточно моего слова?» И когда Охлобыстин переехал в Москву, над ним многие смеялись. И так получилось, что человек сбился с толку. Ошибки бывают. Может быть, и я в чем-то виноват. Я вот отца Олега рукоположил из актеров, но он работает. Я обижен, что Охлобыстина у меня отобрали, я бы нес за него ответственность, если бы он был у меня. Его личное дело до сих пор лежит в Ташкенте, я дал Охлобыстину только указ о переводе его за штат с правом перехода в другую епархию согласно устному благословению Патриарха. Есть много примеров, когда священнослужителями становятся известные светские люди. Ко мне обратился бывший министр здравоохранения Юрий Ильич Шевченко. Я сказал: «Рукоположить я вас не могу. Поступайте в Духовную семинарию». Он ее окончил заочно, по первому разряду. Поехал в Украину, там его рукоположили в Житомирской епархии. Окончил Ужгородскую Духовную академию, сейчас кандидат богословия и хочет писать докторскую диссертацию. А он ведь доктор медицинских наук. – Как церковь относится к людям, которые не посещают службы, но живут по нравственным законам? – Что живут так, очень хорошо. И коммунисты говорили: «Мы живем согласно коммунистическому кодексу, согласно всем правилам». Но если мы не ходим в храм, то не общаемся с Богом. В сердце может поселиться не Бог, а Сатана. Мы рассуждаем: а что нам туда ходить, нам там делать нечего. Я не занимаюсь блудом, не пью, никого не убил – у меня нет никаких грехов. А то, что каждый день в твоих мыслях возникает: я такой хороший, счастливый, я лучше других – это разве не грех? Или начинают кому-то завидовать, даже так: у моей подруги хороший муж, а у меня не такой. А какие самые страшные грехи? Это гордыня, зависть, тщеславие. И при этом их носитель никого не убил. Еще человек говорит в пост: пощусь. А сам не постится, а только воздерживается от какого-то вида пищи. Что такое истинный пост? Святитель Иоанн Златоуст говорит: воздержание языка, мыслей, чувств. И тело, и душа должны поститься. Молиться можно везде, но нельзя так, как в храме, где святые иконы, священники. Молитва – это беседа с Богом. Если ее нет, душа мертва. – Есть сегодня такая устойчивая формула «вызовы времени». Какие из них кажутся вам самыми тревожными и как на них нужно реагировать? – Все времена хорошие, со своими трудностями и радостями. Советские идеи были неплохие, потом что были взяты из Священного писания. Новую жизнь решили строить по образу христианской общины I века. Тогда попробовали обобществить имущество. Но не получилось, воровали, и воров забивали камнями. Но тогда люди были верующие. А большевики объявили войну против Бога. Если бы не настаивали на атеизме, советская империя, может быть, просуществовала бы несколько веков. А она и века не выдержала, хотя и забота о людях, о детях, о том, чтобы не было наркомании. А сейчас люди часто не знают, куда идти. Если оказался на распутье, лучше искать путь к Богу. Человек слаб сам по себе, и велик, если он с Богом. Вызовы времени везде похожи. Во всем мире упадок духовности. Экономический кризис – это следствие. В той же Римско-католической церкви США костелы продаются под рестораны. Иногда в западных монастырях продают святыни, чтобы на что-то жить. Я знаю высокопоставленных людей, которые их приобретают и привозят в Россию. Если наша страна обратится к Богу, у нас будет все хорошо. А с холодностью, безразличием к вере ничего не получится. Россия как великое государство никому на Западе не нужна. Она нужна только нам. – Вы сказали, что не боитесь нападок. – Да, потому что боюсь только Бога. С православной точки зрения, если меня ругают и я виноват, я должен быть благодарен этому человеку. Потому что он хочет мне добра, хочет меня спасти. А если я великий грешник и меня хвалят, то это на погибель души. Как говорится в Священном Писании: не бойтесь того, кто вас ругает, а бойтесь тех, кто вам льстит. Лестью сбивают с толку, и человеку начинает казаться, что он святой, а на самом деле кто он по сравнению с могуществом Божиим? Светлана Васильева
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов

Loading...