Всеволод Шиловский: «Моя профессия – мой кислород»

Всеволод  Шиловский: «Моя  профессия – мой  кислород»

Дата публикации 5 августа 2015 10:56 Автор Татьяна Шипилова

Народный артист России готов работать бесплатно и круглосуточно.

Всеволода Шиловского представлять не надо. Достаточно назвать его актерские работы – Паша в «Любимой женщине механика Гаврилова», отец в «Интердевочке», Россини в «Николо Паганини». Как режиссер он громко заявил о себе в первом советском телесериале «День за днем». Недавно народный артист России, профессор ВГИКа побывал в Омске в качестве почетного гостя кинофестиваля «Сталкер». В ДК имени Красной гвардии прошла творческая встреча актера и режиссера с омскими зрителями. А затем Всеволод Шиловский дал интервью корреспонденту «ОП».


Две жизни


– Всеволод Николаевич, поклонники вашего таланта вас долго не отпускали. Как вам понравилась омская публика?


– Замечательная. Интеллект и биотоки сыграть нельзя. Не получится. А это в зале было.


– Вы упомянули о своей книге «Две жизни». Название говорит о многом…


– Я  счастливый человек, потому что с трех лет мечтал быть актером. Прошел конкурс во МХАТ, а за полгода до выпуска мои учителя мне сказали: «Не заигрывайте с другими театрами, мы вас приглашаем в Художественный театр». Это счастье было величайшее. И плюс я стал  ассистентом в Школе-студии МХАТ, где мои студенты  были моими ровесниками: Меньшов, Мягков, Мирошниченко, Вознесенская.


 В 1987 году, разделившись, МХАТ для меня закончил свое существование. Как можно разделить Москву, собор Василия Блаженного, Петербург?! Умер театр, но то, что заложили в меня старики во МХАТе, это осталось моей жизнью, моей школой. И я ушел в кинематограф,  не снимаясь до этого принципиально. И он дал мне вторую жизнь. Правда, до этого сам снял первый советский телесериал «День за днем». Первая советская мыльная опера. Получил 300 тысяч писем. Это был уникальный опыт.  А вообще, снял пять больших фильмов и сыграл около 150 ролей в разном качестве – от Наполеона, Россини, Горбачева до алкоголика, бизнесмена.


– Вам везло на режиссеров?


– Обожаю режиссеров, которые верят в актеров. Например, Краснопольский и Усков. Петр Тодоровский. Ведь можно рухнуть от его таланта. Человек прошел войну, был контужен, был талантливым оператором. Стал гениальным  актерским режиссером. Я снялся у него в трех фильмах, и везде идеологически я разный, потому что Тодоровский верил в диапазон Шиловского. «Любимая женщина механика Гаврилова»  –  там я  божий одуванчик с Люсей Гурченко. «Военно-полевой роман» – изуродованный временем человек. И «Интердевочка» – отец главной героини. Везде физиологически разный человек, и это мне интересно.


Масштаб роли не важен


– Но ведь во всех этих фильмах у вас роли эпизодические, правда, забыть их нельзя…


– Для меня не важен размер роли.  В фильме  «Подвиг Одессы» я играл потрясающего человека,  адмирала Жукова,  громадную роль. А есть роли, где игры  всего на секунду. Когда мне Леночка Николаева, потрясающая режиссер фильма «Попса», позвонила и сказала: «Я хотела вам предложить маленькую роль, но мне кажется, она вам будет интересна…» Я говорю: «Да пришли ты ее!» Она прислала. Я прочитал, а я читаю сценарии быстро, и тут же ей позвонил: «Я согласен». Потому что там была секунда, ради которой стоило играть роль. Петр Ефимович Тодоровский всегда надо мной смеялся: главные роли предлагал, а я все эпизоды хотел.


– На творческой встрече показали отрывок из «Интердевочки». Потрясает и ваша игра, и игра Елены Яковлевой.


– Мне везло на партнеров.  Тодоровский искал актрису на главную роль, меня спросил: «Сева, не знаю, кого брать». Я ему говорю: есть одна девчонка, я с ней снимался. Мощная,  талантливая актриса. Мне Тодоровский предложил там роль шведа. Я сказал, что шведов, японцев, удмуртов я наигрался, хочу сыграть папаню. «Это же всего два съемочных дня», – возразил Тодоровский. «Зато биография какая»,– сказал я. Но какая партнерша! Мне и играть ничего не надо было, достаточно на нее посмотреть во время сцены. Это везение. Еще один замечательный партнер – Олег Янковский. Как раз в Омск мы привозили фильм «Влюблен по собственному желанию». Играли там двух алкашей. Мы с Олегом очень дружили.


Фильмы о людях и для людей


– Вы являетесь президентом кинофестиваля «Золотой Феникс». В сентябре в Смоленске он пройдет уже в восьмой раз. Чем  вам дорог ваш фестиваль?


– Аналогов этому фестивалю нет. Это фестиваль актеров, которые снимают кино, выступают в роли режиссеров. Это же сподвижники, фанаты, самое главное – это талантливые люди: Вера Глаголева, Ирина Апексимова, Татьяна Догилева, Сергей  Маховиков. Каждый год – это открытие. На «Золотом Фениксе» показываем потрясающие фильмы, которые, к сожалению, не имеют проката. Я всегда говорю: «Любимые мои зрители. Сейчас вы будете свидетелями того, чего больше никто не увидит. У них всего одна копия, у них нет денег на прокат, на рекламу. Это вина государства. Меня спасает то, что телевидение, несмотря на все его недостатки,  иногда показывает старые советские фильмы.


– В чем феномен советского кино? Мы действительно смотрим фильмы сотни раз, зная каждую реплику.


– Про что «Иваново детство»?  Про людей, про любовь. «Летят журавли» – про верность, про любовь. «А если это любовь?» – про человеческие судьбы. Я уже не говорю про герасимовские фильмы, про фильмы  гения Сергея Бондарчука. Почему нам «Оскаров» давали? Не просто так. Несмотря на ненависть ко всему советскому,  вынуждены были давать, потому что лучше фильмов не было.  Все это сегодня забывается, вот что обидно. И сейчас есть колоссальный  отряд молодых режиссеров, актеров, операторов, композиторов. Они делают хорошее кино. Но массово  выпускаются плохие фильмы, и их показывают. Народ говорит: «Плохие фильмы». Ему отвечают: «Вы ничего не понимаете».


Идеология – высокое искусство


– Что же надо делать, чтобы хорошие фильмы находили своего зрителя?


– Необходимо политическое решение.  От государства, которое должно заниматься идеологией. Идеология – это не грозящий пальчик, идеология – это высокое искусство. Я всегда говорю об идеологии. Какой фильм вышел в 1941 году? «В шесть часов вечера после войны». 1943 год – создана Школа-студия МХАТ. Представляете, какая сила была в идеологической машине? «Два бойца», «Свинарка и пастух» – это все уникальные вещи, созданные для народа.

Это вселяло надежду, веру в победу. В телесериале «День за днем»  говорится: «Что страшнее – испытание голодом или сытостью?» Что такое коммуналка, где люди жили вместе и вместе смеялись и плакали? Товарищество, любовь, дружба улетучиваются – им на смену идут деньги, нажива. И больше ничего нет. В этом весь ужас. В кинотеатрах показывают американские фильмы, в них американцы стреляют в русских и побеждают. Где цензоры? А наших фильмов практически в прокате нет.


– В одном из интервью вы признались, что готовы  работать бесплатно и круглосуточно.


– Да, так и есть. Я профессор ВГИКа. Получаю немного, прямо скажем. Но без этой работы не могу. Я воспитываю и выпускаю мастеров, за которых отвечаю. Моя профессия – мой кислород:  режиссура, актерство и педагогика.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Инициатива поощряется

Инициатива поощряется

По предложению омичей в городе отремонтируют ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

Сегодня Омский музыкальный театр отмечает 70-летие ...

Информбюро

Время строить будущее

Время строить будущее

В Омске состоялся первый форум Российского ...

Власть

Власть должна слышать бизнес

Власть должна слышать ...

В рамках форума «Свое дело – твой успех» глава ...

Политакцент

Голоса в поддержку

Голоса в поддержку

28 мая каждый житель в рамках предварительного ...

Социум

«Сплотите ряды, ветераны…»

«Сплотите ряды, ...

В регионе продолжаются мероприятия, посвященные ...

Село

Хлебная работа

Хлебная работа

Земля всегда прокормит, если потрудиться.

Культура

Омичи увидели лучший  спектакль России

Омичи увидели лучший ...

На сцене академического театра драмы проходит ...

Спорт

Андрей Гисс: «Конным спортом занимаются люди в хорошем смысле больные»

Андрей Гисс: «Конным ...

Президент Федерации конного спорта и современного ...

Ситуация

Фарватер проблемы

Фарватер проблемы

В поселке Затон Черлакского района подтоплено ...

Закон и порядок

У «Арены» казаки

У «Арены» казаки

На омских дорогах снова появились комплексы ...

ЖКХ

Расчет не окончен

Расчет не окончен

Какие нормативы на ОДН ждут омичей?

Актуально

Мост без движения

Мост без движения

Капитальный ремонт Юбилейного начнется в ...

Правдивая история

Уединенье нараспашку

Уединенье нараспашку

Из записок омского журналиста.

Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов