«В год юбилея Победы в Великой Отечественной войне мне хочется поделиться с земляками историей реликвии семьи Савенок. Так случилось, что в нашей семье отцы и деды были участниками исторических событий, связанных с защитой Отечества. Деды воевали в Первую мировую, а отцы защищали страну в Великую Отечественную войну.
Семейные реликвии бывают разные, и отношение к ним разное. В нашей семье хранится много лет Георгиевский крест 4-й степени деда моей супруги, заслуженного учителя России Татьяны Николаевны Савенок. Как сохранила его бабушка Агафья, нам неизвестно, мы эту реликвию получили из рук дочери участника Первой мировой войны Некрасова Тимофея Максимовича Анны Тимофеевны. Очень жаль, что не осталось никаких документов и свидетельств о подвигах деда. Можно только предположить, каким храбрым и мужественным он был.
Мы в семье бережно храним и рассказываем своим детям и внукам и о наградах наших отцов Чернова Николая Михайловича и Савенка Федора Климентьевича – участниках Великой Отечественной войны. Есть в семье и награды наших матерей – тружениц тыла: Савенок Зои Андреевны и Черновой Анны Тимофеевны. Анна Тимофеевна встретила 70-летие Победы, и теперь на ее груди сверкает еще одна медаль – «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Среди немногих семейных реликвий в нашей семье оказалась и старая гармонь моего отца Савенка Федора Климентьевича. Историю этой гармони я знал с детства от отца. Пришло время, и внук Андрей стал расспрашивать о старой гармони, которая всегда стояла в нашем доме на видном месте. И мы рассказали ему о событиях и людях, связанных с историей этой гармони. Андрей очень заинтересовался темой не только семейной реликвии, но и историей этого музыкального инструмента и его значением в жизни людей. Им была написана исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Поиск», которую Андрей достойно защитил. С этой работой он участвовал во Всероссийском конкурсе «Сохраним память о ветеранах» и завоевал диплом победителя, побывал в Москве.
У каждой гармони своя судьба. Одна – новенькая, простенькая, стоит, пылится в углу. Берет ее хозяин в руки от случая к случаю. Другая – старенькая, потрепанная, сменившая многих хозяев, видавшая на своем веку и мороз, и жару, игравшая под частушки, пляски. Есть своя история и у нашей гармони.
Родился мой отец Федор Климентьевич Савенок 1 января 1919 года в деревне Заимка-Ложниково Тарского района. В 1939-м его призвали на службу в армию. Служил минометчиком. Играть отец научился еще до армии. А гармонь ему подарил командир батареи. А дело было так. Во время артиллерийского обстрела позиций минометной батареи тяжело ранило осколками снаряда командира. Федор Климентьевич на плащ-палатке вытащил его и помог эвакуировать в тыл.
Когда раненого грузили на санитарную повозку, он, с трудом разговаривая, попросил отца забрать себе гармонь, оставшуюся в землянке. Сначала было не до того, а уже после боя отец откопал в полуразрушенной землянке гармонь, которая прошла дорогами войны и осталась с ним до конца его дней. Федор Климентьевич рассказывал, что на фронте никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, не встречал. На ней часто играл на привалах, где стихийно организовывались танцы, пели песни.
В одном из боев отец был ранен в живот. В госпитале ему сделали операцию. Но и здесь его снова выручала гармонь и песня – она давала силы жить, врачевала израненные душу и тело.
Несмотря на серьезные ранения, домой с войны отец вернулся только в 1946 году. Работал в колхозе имени Ленина Тарского района сначала заведующим током, затем заведующим фермой, рядовым работником. После войны любил играть на гармони по праздникам. Его как гармониста приглашали на свадьбы, дни рождения, другие мероприятия. При этом инструмент свой очень берег, никого к нему не подпускал. И своих детей, к сожалению, играть на гармони не научил. Но мы на него не обижались. Понимали, что гармонь была для него памятью о фронте, боевых друзьях и командирах.
Отец был хорошим, честным и бескорыстным человеком. В детстве, помню, я просыпался под стук молотка. С раннего утра отец отбивал косы, помогая их подготовить для работы односельчанам. А по субботам к нему выстраивалась очередь как к парикмахеру: он хорошо стриг, и все местные мужчины доверяли свои шевелюры только ему. При этом никакой платы за свои услуги не брал.
Умер Федор Климентьевич
9 мая 1989 года в шестом часу утра, так и не встретив свой любимый праздник. Гармонь, привезенная с фронта, оставалась с ним до последнего его дня.
По рассказам моей матери Зои Андреевны, гармонь в руках отца творила просто чудеса: она и пела, и смеялась, и плакала. Гармонь играла, когда было трудно после войны, играла и в праздники. Сейчас старая гармонь уже не играет, и на семейном совете мы решили передать ее в дар школьному музею в раздел «Свидетельства войны». Пусть она напоминает людям о суровых годах Великой Отечественной войны, страданиях и муках людей, радости Великой Победы. Я уверен, эта гармонь звучала в руках моего отца и в день Победы, в 1945 году.
Сегодня гармонь занимает достойное место среди экспонатов музея Богословской средней школы, а мой внук, Андрей Савенок, ученик 10-го класса, является экскурсоводом в этом музее. Одна из его экскурсий посвящена гармони прадеда и его наградам, которые мы приносим в школу на время проведения бесед. Учащиеся школы, учителя, ветераны Богословского поселения с интересом слушают рассказ о семейной реликвии. Гармонь фронтовика не воспроизводит музыкальные произведения, но она своим присутствием, своей историей служит делу воспитания молодого поколения в духе патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству.
Яков Федорович Савенок,
учитель истории и ОБЖ
Богословской средней школы,
почетный работник
общего образования России».