Иван Малко: «Медаль от президента – самая дорогая для меня»

Легенда омского спорта о прыжках через реку, принцессе Диане и нумизматических раритетах.

Иван Малко для омского спорта – человек-легенда. За 35 лет своей спортивной карьеры он выиграл около сотни соревнований по прыжкам в длину, прославляя родное Любино, Омск, Россию. В память об этих победах – медали и рекорды. А недавно Иван Дмитриевич получил из рук главы региона Виктора Назарова медаль от имени Президента Российской Федерации «За значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в Сочи». С мастером спорта международного класса по легкой атлетике встретился корреспондент «ОП».


«Переживал, словно юниор»


– Иван Дмитриевич, вы за годы спортивной карьеры завоевали сотни кубков и медалей, в том числе и на самых престижных международных турнирах. Врученная вам главой региона медаль от имени Президента России – еще одна регалия в длинном списке?


– Вовсе нет. Она, безусловно, самая дорогая и важная для меня награда. Когда узнал, что Виктор Назаров будет мне вручать медаль от имени Владимира Путина, – разволновался, как мальчишка! Было очень приятно получить признание моих скромных заслуг перед российским спортом на столь высоком уровне.


Вообще, благодарен судьбе за то, что с годами не разучился испытывать волнение и душевный трепет, переживая важные моменты своей жизни. Значит, все это не превратилось для меня в нечто обыденное, рутинное. Например, казалось бы, уже давно должен был привыкнуть к обращенным на меня объективам телекамер и тысячам взглядов болельщиков. Но когда весной 2013 года узнал, что включен в число омичей-участников эстафеты олимпийского огня, переживал, словно неопытный юниор. Как потом выяснилось, не только я. Когда нас, будущих участников эстафеты, собрали в автобусе для того, чтобы развести по нужным точкам на трассе, в салоне стоял сильнейший запах корвалола! Настолько все волновались! А ведь, казалось бы, опытные люди, победители и призеры чемпионатов мира и Европы. Ну что такое для них – пробежать несколько сотен метров?! (Улыбается.)


– В детстве мальчишки идут в секции, мечтая стать звездами футбола или хоккея, забивать много голов. Я еще не встречал пацана, который бы с детства грезил прыжками в длину. Как и когда вам пришла такая идея?


– Конечно, не сразу. Мой брат Николай, который на четыре года старше меня, поступил после восьмого класса в технологический техникум
г. Омска. И там начал заниматься легкой атлетикой. Приезжая на выходные домой, в Любино, хвастался передо мной своими спортивными достижениями. А я всегда хотел быть похожим на старшего брата. И вот я, конечно же, сразу побежал записываться в нашу сельскую легкоатлетическую секцию. Начинал, как все, с бега. А потом на школьных соревнованиях прыгнул в длину и улетел дальше ямы с песком. Пришлось нам с учителем физкультуры брать в руки лопаты и добавлять длины яме для прыжков, чтобы я мог прыгать вместе с одноклассниками. (Улыбается.)


«В спорте главное – пахать»


– В далеком 1982 году на соревнованиях в Киеве вы прыгнули в длину на 7 метров 88 сантиметров. До сих пор этот результат остается рекордом Омской области. Почему вот уже 33 года никто из наших земляков не может его улучшить?


– Начнем с того, что в нашей консервативной дисциплине рекорды вообще переписываются крайне редко. Вспомните знаменитый «прыжок в XXI век», как прозвали его репортеры. Это когда американец Боб Бимон в Мехико в 1968 году прыгнул на феноменальные 8 метров 90 сантиметров. И этот результат оставался рекордным почти 23 года, до тех пор, пока другой американец, Майк Пауэлл, в 1991 году в Токио не улетел на пять сантиметров дальше.
Прыжки в длину в техническом плане – дисциплина сложная, предъявляющая к спортсмену очень большие требования. За время прыжка, начиная с разбега, спортсмену необходимо выполнить 18 различных компонентов. И на все это у него есть лишь три секунды! Скажем, тот же спринтер бежит стометровку примерно за десять секунд. У него есть хоть какое-то время подумать. У прыгуна этого времени нет. А вообще, своим ученикам я всегда говорю: «Ребята, в спорте самая главная методика – пахать». Надо тренироваться по три раза в день, выкладываясь без остатка, и через 15 лет работы в таком режиме результат придет.


– Может быть, превзойти своего учителя смогут его воспитанники?


– Очень на это надеюсь. Есть у меня среди учеников мальчик двухтысячного года рождения. Называть его фамилию пока не стану из педагогических соображений. У него отличные скоростные данные, и он просит меня заниматься с ним именно прыжками в длину. Может быть, он со временем перепишет рекорд Омской области. Боюсь загадывать. У меня ведь были уже воспитанники, которые прыгали на соревнованиях среди юниоров и молодежи дальше, чем я в их годы. Но уже на ранней стадии они «переедали» легкой атлетикой и не горели желанием заниматься ею профессионально.


Вообще, ранняя специализация, взятая сейчас за основу тренировочной деятельности практически всеми российскими специалистами, на мой взгляд, лишь вредит делу. Детей с раннего возраста полностью переводят, скажем, на одни лишь прыжки, и уже через несколько лет они им попросту надоедают, происходит перенасыщение. Это же элементарная психология! Вот я до 25 лет тренировался под руководством десятиборца Анатолия Александровича Рослякова. Мне очень повезло: вчера я бегал за команду на пять километров, сегодня прыгал в длину, завтра в высоту, послезавтра метал копье. Это разнообразие не давало нам устать психологически, мы все делали с удовольствием. Вот потому-то я и выступал на областных «Королевах спорта» до 42 лет. У меня уже сын выступал в той же команде, а я, как говорили односельчане, «все никак не напрыгаюсь»! (Смеется.)


«Ордер на квартиру сдал»


– Многие атлеты, родившись в сельских районах Омской области, затем, став звездами спорта мирового уровня, перебрались на постоянное место жительства со своей малой Родины в Омск. Можно навскидку перечислить с десяток фамилий. А вы до сих пор остаетесь в Любино. Не было других вариантов?


– Еще как были! Когда я впервые стал чемпионом СССР и в том же году победил на крупном международном турнире, мне, в соответствии с принятой тогда практикой, вручили ордер на квартиру в Омске. А я, недолго думая, сдал его обратно и уехал в свое родное, такое любимое Любино! Не мыслю себя в другом месте на срок больший, чем максимум несколько дней. Начиная с 1985 года  я –  бессменный капитан и знаменосец сборной команды Любинского района на областных «Королевах спорта» и «Праздниках Севера». За это время успел стать 33-кратным чемпионом наших спартакиад. (Улыбается.)


– Вы добились колоссальных результатов в соревнованиях ветеранов. Как начиналась ваша карьера на этом уровне?


– Почти случайно. В начале 90-х годов я, прыгая в длину за свой район на «Королевах спорта», стабильно демонстрировал результат чуть выше семи метров, чего вполне хватало для победы. И вот как-то раз в руки мне попал номер журнала «Легкая атлетика». Читаю его и с удивлением узнаю, что мои ровесники выигрывают чемпионаты Европы и мира, прыгая лишь на шесть с небольшим метров! В 1992 года я вступил во Всероссийское общество ветеранов спорта и вскоре стал капитаном национальной сборной. Вот так все и началось.


«Ирландцы впали в шок»


– За годы карьеры вы побывали примерно  в сорока странах ближнего и дальнего зарубежья: Австралия, Сингапур, Перу, США, Англия – и это лишь начало списка! Наверняка, было много интересных встреч и историй?


– Еще бы! Так сразу все и не вспомнишь, но какие-то моменты отпечатались в памяти навсегда. В 1995 году я победил на Играх Британского содружества, получил прозвище «Сибирский кузнечик», и медаль мне на шею повесила сама английская принцесса Диана. Бывал на приемах у королевы Великобритании и короля Швеции, лично принимал поздравления от этих монархов. А когда был на турнире в Ирландии, то во время приема нашей делегации мэром города Дублин произошел забавный случай. В этой стране совсем не развиты прыжки в длину, там смутно себе представляют другие виды легкой атлетики, кроме бега. И вот после легкого фуршета мэр стал настойчиво просить «Ивана из Сибири» показать ему, как это я так далеко прыгаю в длину? Конечно же, песчаной ямы для прыжков поблизости не было, и я после небольшой разминки перепрыгнул ручей шириной метров шесть, на котором стоит этот город. Сами-то они гордо называли его рекой. Прямо скажем, таких рек, как в Сибири, европейцы и в глаза-то не видели. Реакция была поразительной: ирландцы просто впали в шок! Придя в себя, мэр немедленно удостоил меня почетной медали, и все стали называть меня не иначе, как «Иван, перепрыгнувший реку»! (Смеется.)


– Из дальних стран, в которых бывали, вы всегда привозите как различные регалии, так и сувениры. Что для вас наиболее дорого из них?


– Все имеет свою ценность и позволяет проследить мою спортивную жизнь. Тут не только дипломы, медали, кубки, но и шлем английского констебля, или, к примеру, кружка перуанских индейцев, бумеранг аборигенов Австралии. И за каждым экспонатом стоит какая-нибудь история, порой забавная. Вот, например, я страстный нумизмат. И как-то, будучи в Австралии, где меня прозвали «Русский кенгуру», я познакомился с министром спорта Папуа – Новой Гвинеи. Я мечтал заполучить в свою коллекцию монету этой страны, но министр не собирался дарить мне ее просто так. В итоге я предложил ему побороться на руках. Он ставит на кон десятидолларовую монету своего государства, я тоже поставил что-то. Победитель должен был получить все. А надо вам сказать, что весил этот  министр не менее ста пятидесяти килограммов, то есть в два с лишним раза тяжелее, чем я. Но зато не имел ни малейшего представления о технике армрестлинга. В итоге скоротечного турнира я стал обладателем нумизматического раритета. Чего только мне не предлагали за него омские коллекционеры! Но я не стал его менять. Эта монетка до сих пор у меня в коллекции и напоминает мне о том курьезном соревновании. (Улыбается.)

URL: http://omskregion.info/news/35220-ivan_malko_medal_ot_prezidenta__samaya_dorogaya_dl/
Дата публикации:19/08/2015 13:16
Автор:Алексей Одариев
Фото:Сергей Мельников