Даниил Крамер: «Музыкант играет душой»

Даниил Крамер: «Музыкант играет душой»

Дата публикации 2 сентября 2015 11:26 Автор Фото Сергей Мельников

Известный джазовый пианист о счастье, секретах импровизации и своей нелюбви к шансону.

В Концертном зале филармонии прошел «КРАМЕР JAZZ FESTIVAL». Как всегда, народный артист России пианист Даниил Крамер, арт-директор фестиваля, открыл омичам новые имена, «угостил» публику творчеством известных джазовых коллективов и удивил своим виртуозным исполнением джаза.


Пришлый человек в джазе


– Даниил Борисович, что для вас джаз: профессия, образ мыслей, стиль жизни?


– Ответ крайне прост: я так живу.


– Когда выбирали путь в музыке, что влекло в джаз?


– Я в джазе человек пришлый, пришедший из классики. Никогда не скрывал, что не был и вряд ли уже буду полноценным джазменом. Когда я понял, что не могу быть на сто процентов таким, как те, кто родился и вырос с джазом, только им и занимался. Это был мой комплекс. А потом перестал стесняться и считаю своей самой сильной чертой, что умею слышать одновременно и джаз, и классику.


– Были люди, которые отговаривали вас заниматься джазом?


– Нет. Тех, кто не принимал, было полно. А отговаривать… Кому я был нужен?


– А почему не принимали?


– Когда я начал заниматься джазом, я откровенно плохо его играл. Так что основания не принимать меня были. К чести джазового мира, это неприятие не было всеобщим. Сразу нашлись менеджеры, которые увидели во мне другие возможности, дали мне сцену. Я буду признателен им, пока я жив.
– А ваш педагог в Институте имени Гнесиных благословил вас на джаз?


–  Не просто благословил. Профессор Евгений Яковлевич Либерман – один из тех, кто разглядел во мне, молокососе в ту пору, перспективу. Я еще ни одному джазовому менеджеру не показывал ничего, а он сказал: «Это твое, этим будешь заниматься. Но и классику не бросишь». Как в воду глядел. Вот что такое великий педагог! Разглядел меня на десятки лет вперед. Он  ученик Генриха Густавовича Нейгауза, я, выходит, внук по школе и горжусь этим родством.
– Потом вас разглядел еще Леонид Чижик…


– Чижик меня не разглядывал, он показал дорогу.


– Он живет в Германии. Вы общаетесь?


– Не так давно сыграли в Ижевске дуэтом на фестивале Чайковского. Я бывал у него в гостях в Мюнхене. Но Чижик не учитель, он мой наставник.
– И критик?


– И критик. У каждого человека должно быть несколько людей, которые его критикуют. Нельзя иметь рядом только тех, кто тебя хвалит. Это оставим попсе.


Поделиться мечтами и сказками


– Вам важно, в каком зале играть, на каком инструменте?


– Нет однозначного ответа. Я никогда не могу предугадать, как пойдет. Бывает, что на плохом рояле, неудобном стуле вдруг стукнет –
и пошло. И наоборот.


– Был случай, когда пришлось играть на рояле без педали?


– Это был мой самый первый профессиональный концерт после окончания института. В ДК. Организаторы, видимо, не обратили внимания или не знали, каким должен быть рояль. А мне надо было играть «Рапсодию» Листа. Я ее и сыграл. Не скажу, что это было здорово. Но куда деваться, если вышел на сцену. У музыканта есть установка: только вперед.


– Вы считаете себя больше исполнителем или композитором?


– Я исполнитель, владеющий композицией и импровизацией. Наверное, большинство джазовых музыкантов на 60 процентов исполнители, на 40 – композиторы.


– Импровизации в каждом вашем выступлении. Как настраиваетесь на это? Высокое слово «вдохновение» есть в вашей жизни?
– Есть, конечно.


– Композитор сочиняет в уединении, а вы импровизируете на публике…


– Это самое трудное: будучи организатором концерта выйти на сцену. А для этого надо «почистить» свою душу, чтобы было что сказать людям. Музыкант играет не пальцами и не ушами. Пальцами – совсем начинающие, научившиеся – ушами. А когда стал музыкантом, играешь душой. Пустая душа не дает возможности играть, ты возвращаешься к игре ушами. Это самые отвратительные концерты. Я не могу себе позволить таких выступлений и, выходя на сцену, решаю, какие истории хочу вам рассказать. Какими мечтами, сказками поделиться. Я довольно странен. Нормальный взрослый человек, продюсер, менеджер, но в остальное от этих занятий время – ребенок. Иногда бывает, что, когда идешь к роялю, тебе хватает воображения, чтобы наполнить душу. Иногда, сев за инструмент, закрываю глаза. Не потому что возношусь. Мне надо попытаться уйти от вас, слушателей, чтобы быть к вам ближе. Это трудно объяснить.


– Вы на сцене не только закрываете глаза, вы подпеваете. И еще вас называют танцующим пианистом. Это ведь не специально придумано и отработано перед зеркалом?


– Вы бы сразу обратили внимание, если бы я вел себя искусственно. Меня много раз спрашивали: нравится ли мне пианист Ланг Ланг? Не нравится. Именно потому, что я не могу отделаться от мысли, что он искусственен. Все эти ужимки, гримасы, позы. Меня жена ругает: «Ты даже не замечаешь, как ты кривляешься за роялем». Серьезно, не замечаю. Вы замечаете, как вы дышите?


Не нужно врать


– Вы немало лет работали на телевидении. Это принесло вам популярность?


– Да, конечно. Но это нельзя назвать работой. Сотрудничал как приглашенный музыкант. Телевидение делает артистов популярными, но закон Ломоносова-Лавуазье неумолим: ты за все должен чем-то платить. Я платил тем, что ничего, кроме регтаймов на телевидении, не играл. Стал чуть ли не официальным регтаймистом советского телевидения. Это меня откровенно угнетало. С огромным трудом добился единственного в своей жизни десятиминутного фильма. Помните, были раньше такие фильмы: «Играет Святослав Рихтер», «Играет Эмиль Гилельс». Сейчас это просто исчезло. Кому нужны Рихтеры и Гилельсы, когда есть передача «Три аккорда»?


– Как, по-вашему, случилась подмена понятий: блатную песню назвали русским шансоном, оскорбив и французский шансон, и русскую песню?


– Не просто оскорбили, а жестоко оскорбили. Это все вопрос вранья. Ну, неприлично называть подобное творчество в телеэфире блататой и тюрягой. Поэтому солгали, назвав шансоном. Любой француз в лицо рассмеется.


– И попсу не любите?


– Нет, пожалуйста, не надо делать из меня Антона Ивановича, который сердится. У меня есть любимые артисты. Я, например, очень хорошо отношусь к Земфире. Считаю ее одной из наиболее умных, интересных певиц. То, что она делает, это, на мой взгляд, не попса, а поп-арт. А на Западе к поп-арту я отношу многих, начиная с  «Битлз», «Куин», «Лед Зеппелин».


–  Это по-вашему не рок?


– Ну какой «Квин» – рок? Никакого отношения не имеет. И Эдит Пиаф я бы отнес к поп-арту. Надо было обладать ее талантом, чтобы дворовые песенки стали настоящим шансоном. А тут тебе «Три аккорда» и «Лесоповал».


 – Вы как-то сказали, что только 15 процентов этноджаза вам интересны, а остальное – это спекуляции на модном направлении музыки. А есть ли  русский джаз?


– Я не очень понимаю, что можно назвать русским джазом. Джаз с использованием народных мелодий? Но когда мы произносим «французский джаз», мы говорим не о народных мелодиях, а о направленности, отличной от американской. Французы более романтичны, по-другому играют. Выделяются польский, латино­американский, норвежский и шведский джазы. В России пока идет накопление информации. Хотя если 15 лет назад у нас еще полностью копировали американских музыкантов, то сейчас это уходит, и мы начинаем обретать то, что я называю собственной стилистикой. Процесс этот идет стремительно.


Счастлив на сцене


 – Есть понятие «джазовые города»? Омск к ним относится?


 – Омск относится к числу городов, любящих джаз, но не относится к числу джазовых городов. Здесь нет ареала существования для джазовых музыкантов, джазового образования, достаточного числа джаз-клубов. Сколько их у вас? Один на миллионный город – это мало. Должно быть 6 – 7.


– Говорят, что и любовь омичей к джазу – от вас, ваших программ.


– Наверное, так. Процентов на 70 джаз в Омск привел я.


– То есть вы не только музыкант, но и просветитель?


– Рад бы присвоить себе такую заслугу, но ничем таким специально не занимаюсь. Привожу фестивали, рассказываю. Это часть моей работы, без которой я не хочу жить ни как музыкант, ни как продюсер.


– Продюсер – отдельная профессия, а вы совмещаете. «Мое слово крепче контракта» – это принцип работы?


– Я горжусь своей репутацией. Из меня бывает трудновато вытянуть слово, я могу торговаться с музыкантом, скажем, из США сколько угодно, но когда сказал: «да», он может спать спокойно.


– На ваш 50-летний юбилей друзья подготовили плакат: «Каждый слышит, как он дышит». Эта цитата из Окуджавы – ваш главный девиз?


– Главный. «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит». Про творчество лучше не сказать.


– Когда вы счастливы?


– Хороший вопрос. Попробуйте представить жизнь музыканта. Просыпаешься утром, хорошо, если не в четыре часа, садишься в машину и едешь в следующий город. Приезжаешь, успеваешь принять душ, что-то перехватить из еды – и скорей на сцену. Саундчек (проверка звука), вечерний концерт. Успел чуть-чуть поспать – и в поезд, едешь дальше. Где здесь жизнь? Живешь два часа, которые проводишь на сцене.


Для меня эти два часа таковы, что я согласен вести такую жизнь, несмотря на то что по природе домосед, люблю лениться, ничего не делать. Это не только вопрос заработка.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Общий вектор – работать в интересах омичей

Общий вектор – работать в ...

Законодательное собрание Омской области отмечает ...

Актуально

«Экологическая» математика

«Экологическая» ...

В Омском отделении Союза журналистов РФ ...

Власть

Задача – пройти паводок штатно

Задача – пройти паводок ...

Глава МЧС России Александр Куренков и губернатор ...

Выставка

Академический подарок к юбилею

Академический подарок к ...

В «Либеров-центре» состоялось открытие выставки ...

Здоровье

Последняя затяжка

Последняя затяжка

Брось курить и вдохни полной грудью. Ради своего ...

Конкурс

«Этот проект надо продолжать!»

«Этот проект надо ...

Подведены итоги конкурса «PROэкологию – ...

Крупным планом

Космические перспективы

Космические перспективы

С успешным запуском самой современной российской ...

Общество

Кадры для будущего страны

Кадры для будущего страны

В областном Конгресс-холле прошел региональный ...

Панорама недели

Деньги на новоселье

Деньги на новоселье

Виталий Хоценко поручил направить более 1,5 млрд ...

СВО

Украинец из Тюкалинска

Украинец из Тюкалинска

Несмотря на тяжелое ранение, двадцативосьмилетний ...

Село

Омские аграрии готовы к посевной

Омские аграрии готовы к ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о готовности ...

Спектр

Применить цифровые разработки к земле

Применить цифровые ...

На омские поля сегодня выходит техника, ...

Дружим семьями

Пасхальный кролик в подарок

Пасхальный кролик в ...

В Год семьи, инициированный Президентом РФ ...