Дмитрий Глуховский: «Хорошо, что поклонники не знают меня в лицо»

Дмитрий Глуховский: «Хорошо, что поклонники не знают меня в лицо»

Дата публикации 9 сентября 2015 11:14 Фото Сергей Мельников

Автор популярной трилогии «Метро» – о писательском успехе и романтике постапокалиптического мира.

Писатель-фантаст Дмитрий Глуховский приехал в Омск, чтобы представить читателям свой новый роман «Метро 2035» – завершающую часть культовой пост­апокалиптической трилогии. Омск стал четвертым сибирским городом, который он посетил в рамках презентации. Перед встречей с читателями Дмитрий Глуховский дал эксклюзивное интервью «ОП».


Философия метро


– Дмитрий, ваша новая книга – это завершающая часть трилогии. О чем «Метро 2035»?


– Фабула следующая: примерно в том году, в котором мы с вами живем, случилась ядерная война. Те, кто выжил – а это только Москва, – спрятались в метрополитене, потому что столичное метро – это самое большое в мире противоатомное бомбоубежище. Прошло 20 лет, там, под землей, уже сформировалось свое общество. Люди разбились на секты, касты, мини-государства и сидят на разных станциях. Все уже привыкли, что прежний дивный мир сгинул, и научились довольствоваться той жизнью, которая есть у них. Все, кроме главного героя, который не оставляет затеи вывести людей однажды наверх. Он ищет выход, поднимаясь в город, в ущерб собственному здоровью – ведь поверхность Москвы заражена радиацией. Пытается поймать сигнал от других выживших людей.


В общем, история о выборе человека между свободой и порядком, между сытостью и полуголодным существованием. О том, смотреть ли в будущее или замыкаться в прошлом. Мне кажется, что все это в большой степени применимо к нынешним людям.


– Ваш первый роман «Метро 2033» вышел в свет в 2000 году, причем сначала – в Интернете, и завоевал огромную популярность. С чем вы связываете такой успех?


– Сами читатели называют разные причины. Для меня важны два момента. Первый – это романтика постапокалиптического мира, суть которой в том, что герои строят новую цивилизацию на руинах старой. Это ощущения обычного человека, родившегося в Советском Союзе, когда его привычный мир рушится вместе со всей системой координат, с цивилизацией, культурой. Ничего не работает, все приходит в упадок. Новая цивилизация паразитирует на руинах старой.


Это ощущение есть у моих героев. Спустя 20 лет после войны они продолжают жить в туннелях на станциях метро, построенных их отцами и дедами, сами ничего не производят, воруют что-то с поверхности. И при этом они ностальгируют по прекрасному ушедшему миру. Мне кажется, это попало в ощущения целого поколения.


– А второй момент?


– Второй – это главный герой, 20-летний парень, который уходит из отцовского дома и ищет себя. Он пытается понять свое место в жизни, свое предназначение. Выбор идеологий, религий велик, и все они бьются за его невинную душу. Думаю, это тоже совпало с ощущениями молодых людей – начиная с подросткового возраста и лет до тридцати. В этот период люди пытаются не упустить шанс, раскрыться, кем-то стать. И понять, во что им верить.


Книга как народный проект


– У ваших первых книг есть огромное количество подражателей, родилась целая серия – «Вселенная «Метро-2033»…


– «Метро 2033» начиналось как интерактивный интернет-проект: книжка публиковалась в Сети, бесплатно, по главам. И в большой степени она была написана за счет тех отзывов, которые я получал.


И я решил эту историю продолжить, постарался сделать это народным проектом. Читателям, которые заразились идеей и хотели писать сами, я предложил творить, реализовывать свои планы, фантазии. Многие из них, будучи новичками, получили возможность издаться. Первые 25 книг я читал и редактировал сам, потом передал все это в руки издательства.


– На обложке новой книги указано ограничение «18+». Это значит, что в тексте есть ненормативная лексика и откровенные сцены. Это обязательный атрибут современной литературы?


– Вовсе нет. Просто для каждой темы должно быть единство формы и содержания. Мне кажется, о некоторых аспектах нашей жизни трудно говорить цензурно. В авторской речи маты не используются, но герои между собой общаются так, как им удобно.


«Один роман может прославить»


– По специальности вы журналист и много лет отдали этой профессии. Каково вам сейчас по другую сторону баррикады?


– Честно признаться, постепенно забываешь, как было с той стороны, глаз замыливается. Мне кажется, что человек быстро переключается с одной роли на другую, и эта роль определяет его поведение.


– Вы по-прежнему пишете колонки для журналов GQ, «Сноб». Продолжаете ощущать свою причастность к журналистике?


– Нет, я к ней уже никакого отношения не имею. Все-таки журналистика – это, на мой взгляд, прежде всего репортерская деятельность: проводить расследования, ездить в командировки, быть в эпицентре событий – все связано с определенным риском и делается в интересах человека. По большому счету, я таким никогда и не занимался.


– Писательство для вас – это образ жизни, увлечение, бизнес?


– К писательству нельзя относиться как к бизнесу, потому что оно не дает никаких гарантий. Оно сродни выигрышу в казино: одна книга может стать успешной и тебя прославить – ты попал в народные чаяния. Но рассчитывать на то, что ты всегда будешь успешен как писатель, глупо: практически никому не удается это делать. Есть люди, которые остаются на волне долгое время. Ты можешь, как Дарья Донцова, производить примерно одинаковый продукт для примерно одинаковой аудитории. Но если ты хочешь писать о том, что тебя действительно тревожит, то нельзя все время угадывать желания читателей.


– То есть вы готовы к тому, что вдруг завтра ваши книги перестанут покупать?


– Да, это сплошь и рядом происходит. Есть масса авторов, с которыми так и вышло, – от Оксаны Робски до Сергея Минаева. Они сейчас ограниченно популярны.


– На этот случай у вас есть план «Б»?


– Я никогда не планирую дальше, чем на год вперед. Но, в принципе, кроме книг, меня также интересуют телевидение и кино. Здесь я вижу применение и развитие своего потенциала как рассказчика. Есть проекты в перспективе – не только для России, но и для европейских, азиатских стран. Но я человек суеверный, и о несостоявшихся пока проектах говорить не люблю, чтобы не сглазить.


«Люблю все международное»


– Сейчас вы заканчиваете либретто по мотивам произведения Умберто Эко «Три астронавта». Как вам работалось в новом стиле?


– Для меня это был очень неожиданный вызов, совершенно не похожий на то, что я обычно делаю – ни по формату, ни по форме. И я получил огромное удовольствие. Это международный проект, а я люблю все международное. А главное – что это Умберто Эко, которого я просто боготворю. В проекте наравне со мной принимают участие именитые авторы из Китая и США. Совершенно другого возраста, более признанные и заслуженные, чем я.
Либретто уже практически завершено, идет написание музыки. Надеюсь, уже через пару лет проект увидит свет, будет поставлен на театральных подмостках, в том числе в России.


– У вас много поклонников. На улице вас узнают?


– Меня узнавали на улице раз пять за всю жизнь. Причем однажды это было совсем недавно и очень подозрительно. Спросил: «Дмитрий?» – «Дмитрий», – отвечаю. Он тут же достал книгу, как будто следил за мной, и протянул подписать. Сфотографировались еще. Но это не часто происходит, к счастью. Очень хорошо, что в лицо меня поклонники не знают.


– Третьей книгой «Метро» вы ставите точку или все-таки оставляете для себя возможность вернуться и возобновить серию?


– В книгах я не планирую возвращаться к этой теме. «Метро 2035» завершает трилогию идеально и исчерпывающе, на мой взгляд. В ней, как части пазла, сходятся все линии, намеченные в первых двух книгах, читатель получает ответы на все вопросы. Но поскольку «Метро» – это трансмедийная сага, события которой разворачиваются не только в печатных, но и в компьютерных книгах, а в будущем, возможно, на телевидении или в кино, то я представляю, что может дальше происходить с главными героями. Но мне это не кажется достаточно важным и убедительным, чтобы написать еще один роман.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...