Василий Ладюк: «Я не делю партии на любимые и нелюбимые»

Один из лучших баритонов мира о любви к музыке, телевизионных проектах и омской публике.

Очередной сезон в Омской филармонии открыл солист Московского театра «Новая опера», приглашенный солист Большого театра Василий Ладюк. Его называют звездой мировой оперной сцены, одним из лучших баритонов мира. Достаточно сказать, что в качестве приглашенного солиста Ладюк принимает участие в оперных постановках ведущих оперных театров (Большой театр, Мариинский театр, Метрополитен Опера, Хьюстон Гранд Опера, театр Ла Фениче (Венеция), Норвежская королевская опера, Teatro Regio (Турин) и др.). Во время гастролей в Омске наш корреспондент встретился с певцом.


«Победа стала шоком»


– Вы родились в семье военного музыканта. Значит, любовь к музыке у вас на генетическом уровне?


– Да, папа стал военным музыкантом, а я – гражданским. Он был прекрасным гобоистом, его приглашали в разные оркестры Советского Союза, но тем не менее он выбрал стезю военного, поступил на факультет военных дирижеров, с отличием его окончил. Его карьера успешно развивалась, и закончил он в чине полковника в Москве на том же самом факультете в должности заместителя начальника.


– А как вы увлеклись пением?


– Все произошло совершенно случайно. Ни папа, ни мама не предполагали, что их дети будут заниматься музыкой. На судьбу повлияла музыкальный руководитель детского сада. Когда я на одном из утренников к 7 ноября спел «Крейсер «Аврора», она вызвала родителей и сказала: «Вы совершите преступление, если не отдадите мальчика в музыкальную школу. У него прекрасный слух и голос». Поэтому первой поворотной вехой в моей жизни можно считать детский сад. Но, честно говоря, когда я учился в хоровом училище и хоровой академии, то даже не предполагал, что когда-нибудь буду заниматься оперой. Всю жизнь в хоре. Не думал, что моя жизнь так круто изменится, когда я поступлю в аспирантуру. Поступил на вокальное отделение, встретился со своим педагогом Дмитрием Вдовиным – сейчас он уже профессор, руководитель молодежной программы Большого театра. У нас наладился тандем, и вот что из этого получилось.


– Когда вы почувствовали себя будущей звездой мировой оперной сцены?


– Когда я впервые поехал на международный конкурс в Барселону и получил даже не первую премию, а Гран-при, счастью педагога не было предела. Я в это не сразу поверил, для меня победа стала шоком. Но именно в этот момент я поверил, что можно выходить на сцену. Мой первый учитель Виктор Попов, который руководил училищем и академией, научил честности, той, которая позволяет самому себе сказать правду, можешь ты себе позволить что-то сделать или не можешь. Вот в 2005 году я поверил, что могу.


«Онегин – роль номер один»


– Ваша карьера началась с оперы «Евгений Онегин». Это ваша любимая партия? А еще слушатели говорят, что вы ее на разных сценах по-разному интерпретируете?


– К роли Онегина у меня трепетная любовь. Эта партия всегда живет в моем сердце, с радостью исполняю этот спектакль. Это всегда для меня роль номер один. А если честно говорить, я не делю партии на любимые и нелюбимые, стараюсь заниматься тем, что называется музыкой, пытаюсь привнести что-то свое. Интерпретировать композитора. И любимая роль на сегодняшний момент та, что лежит у меня в нотах на рояле. Сейчас я готовлю замечательную партию Меркуцио в опере «Ромео и Джульетта».


– Встреча с каким человеком повлияла на ваш творческий рост?


– Конечно, это Виктор Попов, Дмитрий Вдовин. И я никогда не забуду встречу с Пласидо Доминго. Когда величайшая величина стоит за пультом и ты выходишь на сцену вместе с ним, мурашки идут по коже. Воспоминания об этом живут во мне до сих пор. Это тоже поворотный момент в жизни.
– Вы были членом жюри проекта «Большая опера» на канале «Культура». Вы еще очень молоды, не страшно было оценивать молодых певцов?


– Как раз по этой причине я долго отказывался от участия в проекте. Я не мог себе позволить оценивать певцов, которые идут буквально за мной. Считал, что это не совсем этично с точки зрения коллегиальных отношений. Поэтому я старался быть ко всем лояльным, не говорить никому ничего плохого. А когда было действительно хорошо, я говорил об этом громко и старался поддержать молодых ребят. Это не конкурс, это телевизионный проект, там есть свои условия. И понятно, что сравнивать его с настоящим большим конкурсом нельзя. Это другая история. Тем не менее этот проект имеет право быть, и скорее он носит больше познавательный характер для широкой публики. Это те ниточки, за которые мы пытаемся потянуть, чтобы популяризировать оперу.
– Именно о популяризации оперы я и хотела вас спросить. Не эту ли цель ставили вы, задумав фестиваль «Опера Live»? Говорят, ваш фестиваль стал одним из наиболее ярких музыкальных событий 2014 года.


– Одна из генеральных линий фестиваля – это привлечение молодых голосов. Идея пришла очень просто. Я посмотрел, что у Спивакова, Гергиева есть свои фестивали. Но это все дирижеры. У них в программах фестиваля появляются вокалисты, но не часто. Я же решил сделать череду вокальных вечеров.
В этом году фестиваль откроется 20 октября в концертном зале имени Чайковского в Москве. Он откроется концертом памяти Елены Образцовой, где будут участвовать лауреаты ее конкурса разных лет, мои друзья. И мы таким образом сделаем приношение великой русской певице.


– У нас, в Омске, на фестивале «Владимир Спиваков приглашает» вы исполняли украинские песни. Фамилия у вас украинская.


– Это была идея Владимира Теодоровича. Вообще, это мечта моего папы, чтобы я спел на сцене украинские песни, потому что он был родом из Украины. И эта мечта осуществилась еще в 2010 году на фестивале «Черешневый лес» в Москве, в парке имени Горького. Огромная площадка, огромное количество народа. И звучали украинские песни в моем исполнении. Папа был, конечно, счастлив.


«Ничем пикантным порадовать не могу»


– Как отдыхают звезды мировой оперной сцены?


– Как все. Есть мимолетные хобби. Люблю футбол. Это идет из детства, когда мы не доиграли чуть-чуть, потому что вынуждены были заниматься музыкой, в то время как наши сверстники гоняли мяч. Отпуск проходит, как у всех, но, может быть, более спокойно. Когда за год налетаешься вокруг земного шарика, дальних перелетов не хочется. Хочется приехать на дачу, полежать на травке, отдохнуть, прийти в себя. Так что ничем пикантным порадовать не могу.
– К нам вы приезжаете в четвертый раз. Вам нравится наша публика?


– К вам всегда еду с большой радостью. В каждом городе, куда я приезжаю и где выступаю, я всем говорю, и губернаторам говорю, и в департаментах культуры: «Берите пример с Омска. Что у вас за концертный зал, когда вы последний раз делали в нем ремонт? Слетайте в Омск, посмотрите, какой там прекрасный, роскошный концертный зал». Вчера у меня был первый опыт общения с Омским симфоническим оркестром, и я понял, что это коллектив высокого уровня, ничуть не хуже московских коллективов.


– Ваши гастроли расписаны на несколько месяцев вперед. Что будет интересного в вашей творческой жизни в ближайшей перспективе?


– Много концертов в Москве, выступление в Большом театре, но сейчас голова, мысли и сердце заняты предстоящим фестивалем. Все должно пройти на высшем уровне. В прошлом году был пробный шаг. Все прошло несколько камерно, в этом году приедет много солистов из-за рубежа. Даже из Америки прилетает Екатерина Сюрина петь в опере «Искатели жемчуга». Надеюсь, что мы с поставленной задачей справимся.

URL: http://omskregion.info/news/36210-vasiliy_ladyuk_ya_ne_delyu_partii_na_lyubime_i_nel/
Дата публикации:30/09/2015 11:31
Автор:Татьяна Шипилова
Фото:Сергей Мельников