Космодром Омский

Космодром Омский

Дата публикации 30 сентября 2015 13:29

Наш нефтезавод с 2016 года будет выпускать бензин исключительно стандарта «Евро-5».

Журналист «Омской правды» побывал на стройплощадке одной из установок омского нефтезавода и убедился, что свое 60-летие завод встречает проектами эпического масштаба. Нигде лозунг «Вместе мы – гордость Сибири» не производит такого впечатления, как в сердце завода – на установке КТ-1/1.


«Следующая остановка – «Цех 21»


Предварительная регистрация, сверка паспортных данных, инструкция по технике безопасности и обязательная каска – и вот шлагбаум поднят. Автобус с корреспондентами заезжает на территорию крупнейшего в стране нефтезавода – омского.


За окном… город в городе. Обильная дорожная разметка, знаки (только ограничение скорости 20 км/ч), остановки общественного транспорта. Сейчас вот проезжаем остановку «РМЗ. Цех 21» и едем-едем-едем. Только попав на завод, понимаешь его масштаб – тысячи километров трубопроводов, переплетенных в затейливые конструкции. Установки, здания, бункеры – все это в свете яркого осеннего солнца смотрится фантастически. Порядок идеальный.


Почти космодром


И вот вдруг за поворотом… космодром! Первое впечатление от стройплощадки КТ-1/1 именно такое. Огромные краны облепили похожий на ракету корпус установки, словно стартовый комплекс. Кран Liebherr моментально приковывает всеобщее внимание. Ничего подобного в Омске, да и во всей Сибири до сих пор никогда не видели. Это пришелец издалека, на борту крана наклейка: «Kazan 2013», видимо, использовали при строительстве объектов Всемирной универсиады.


– Все так, доставили из Нижнекамска, – подтверждает мою догадку Владимир Петров, сотрудник пресс-службы ОНПЗ. – В разобранном виде его перевозили 46 большегрузных фур. Грузоподъемность крана – 1350 тонн, для сравнения: соседнего башенного – около 300.


Потрясающий механизм, фотографии не в состоянии передать то ощущение, когда над головой плавно на огромной высоте проплывает элемент старого оборудования установки (сейчас заканчивается его демонтаж). Пока это только для разгона. Главное – впереди. Монтаж регенератора весом более 700 тонн будет выполняться в ходе двух операций – верхнюю и нижнюю части установят по очереди.


И когда Liebherr все-таки возьмется за него, в ход пойдут многочисленные «кубики» балласта, разложенные на стройплощадке. Каждый весит
10 тонн, и для их погрузки потребуется еще один кран в качестве «прислуги».


Есть чем гордиться


Впрочем, хватит о кране. Расскажу немного о самой установке, которую ввели в строй в тяжелые 90-е годы. Главная задача КТ-1/1 – это повышение глубины переработки нефти, важнейшего показателя эффективности в нефтепереработке. Она позволяет получать высокооктановые компоненты бензина и дизельного топлива, сокращает вредные выбросы. По набору технологических схем и установок у КТ-1/1 нет аналогов в России. И точка.


Зачем ее на наших глазах разбирают? Чтобы сделать ОНПЗ «Газпром нефти» еще лучше и мощнее. В прошлом году (с опережением графика, установленного российским правительством) завод полностью перешел на выпуск солярки по стандарту «Евро-5». После завершения реконструкции КТ-1/1 «пятым» станет и весь без исключения омский бензин (сегодня 85 процентов).


Перечень работ огромный: строительство нового здания аппаратной во взрывоустойчивом бункере, два дополнительных реактора, замена регенератора и, как результат, увеличение мощности установки. На все работы по ремонту и реконструкции отведено 55 дней и ни часом больше, ведь каждый день простоя КТ – это огромные деньги, около 100 миллионов рублей.


– Сроки очень сжатые, учитывая объем работ и размер установки, – говорит Денис Куленченко, руководитель проектного офиса по реконструкции КТ-1/1 «Газпромнефть-ОНПЗ». – Сегодня на объекте сконцентрирована вся мощь наших подрядных организаций, работает более 1100 человек, 50 единиц спецтехники, автомобильный транспорт не в счет. Только для того, чтобы поставить кран, потребовалось вбить 200 свай и укрепить площадку армированным бетоном.


И действительно, несмотря на холодный пронизывающий ветер, жизнь кипит. Везде искры сварки, сизый дым, журналистам то и дело приходится уступать дорогу большегрузам. Ощущения слегка кинематографические, словно попал на съемочную площадку советского производственного фильма вроде «Комсомольска» или «Шахтеров».


Денис Куленченко терпеливо сыплет цифрами и терминами, но по глазам видно – торопится. Отдельно подчеркивает, что особое внимание на объекте уделяется безопасности. В любое время суток на стройплощадке дежурят полные пожарные расчеты. Наконец руководитель проектного офиса дает интервью телевизионщикам и почти бегом возвращается к себе. Дел много, и их настолько много, что объектив профессиональной фотокамеры не в состоянии вместить всю установку ни с какого ракурса. На обратном (долгом) пути к проходной начинаешь совсем другими глазами смотреть на встречающиеся щиты и перетяжки «Вместе мы – гордость Сибири». Так оно и есть.

Распечатать страницу