Спецкор «Первого канала» рассказал омским студентам, почему в горячих точках нельзя «косить под западника»

Истинные причины крушения Малазийского боинга над Украиной не узнает никто, в Арабских странах важно показать, что ты не западник. Об этом и много другом поведал на своем мастер-классе военный корреспондент «Первого канала» Антон Степаненко.

В эти дни в Омске проходит XIV Всероссийский фестиваль «ТЭФИ-Регион». Помимо конкурсной программы для журналистов и студентов организованы мастер-классы, тренинги, круглые столы, а также встречи с видными телевизионными деятелями. В числе первых своим опытом с коллегами поделился военный корреспондент «Первого канала» Антон Степаненко, который выходил с репортажами из многих горячих точек, в том числе из Ирака, Чечни, Сирии, Украины.

Перед началом своего вступления Антон заглянул в зал гостиницы «Турист», где через пару минут должен был начаться его мастер-класс, окинул взглядом собравшуюся аудиторию, улыбнулся, проронив фразу: «Не смотрите на меня, я сам вас боюсь», быстро удалился. Пришедшие на встречу со спецкором Первого канала студенты-журналисты немного удивились, странной манере общения столичного гостя.

Отметим, что собравшихся было так много, что сотрудникам гостиницы пришлось выставлять дополнительные места в аудитории, чтобы все смогли разместиться комфортно. Но всех желающих усадить так и не получилось.

Начиная свою встречу, Антон Степаненко, как и положено военному корреспонденту, начал сразу с сути. Он объяснил собравшимся, что эта встреча необычная, и всем будем проще, если сразу приступить к вопросам. О своей работе, которую он любит, может говорить много и долго, чтобы уложиться в формат мастер-класса, предложил задавать любые вопросы.

Молодежь с радостью откликнулась на это предложение, и вопросы градом посыпались на журналиста. Интересовало все: и почему он стал военным корреспондентом, и как он относится к заявлениям западных СМИ о происходящих событиях на Украине.

«Если я не был в Сирии, Донецке, Цхинвале, я бы доверял тому, что показывают западные каналы. Может быть, в силу их авторитета, большой аудитории. Но будучи свидетелем того, что происходит в этих странах, я могу сказать... ну странновато они подают материал. Работая в информагентстве, я пришел к выводу, что можно информацию подать по-разному, в зависимости от автора. Можно добавить пару фраз, и получится, что ты сомневаешься или стебешься. От оттенка слова зависит многое, можно поставить все с ног на голову. В Цхинвале мы снимали картинку — разрушение города после грузинского обстрела. Позже в Москве я наткнулся на информационный выпуск западного телеканала. Они взяли нашу картинку и выдали ее за разрушение за разрушение в городе Гори. Так же работают украинские СМИ. У них нет представителя в Донецке. Но при этом они берут картинку и обрезают неудобную информацию. В реальности ситуация была после обстрела Горловки. Тетка в сюжете выходит в слезах и рассказывает, что ее соседку убили, а она чудом осталась жива и показывает направление, откуда стреляют хохлы. Украинский телеканал берет эту же картинку, но обрезает не нужные слова, оставляя только: "У меня соседка погибла. Негодяи. Мы уже от этого устали". Все обрезали. У них выходит, что сепары стреляют по своим», — рассказал Антон Степаненко.

Поскольку речь зашла об Украине, не обошли студенты своим вниманием ситуацию с малайзийским боингом. На что спикер подметил, что истинной правды, что же произошло перед трагедией с лайнером, не узнает никто.

«Старые ракеты, которые стояли на вооружении советской армии, сейчас находятся на вооружении Украины. Там поражающие элементы одного типа в виде квадратика. Современная ракета как бабочка. Голландские эксперты рассказали, что и в кабине, и обшивке, и в телах пассажиров были поражающие элементы и такие, и такие. Я пессимист, поэтому считаю, что правды мы не узнаем и не услышим никогда», — добавил спикер.

Уточнили студенты и как действовать спецкорам в горячих точках в случае захвата в плен. Есть ли на эти случаи какие-либо инструкции? Антон Степаненко ответил, что никаких инструкций нет, он действует в зависимости от обстоятельств, и привел несколько примеров. 

«В Ираке спустя год после войны европейцев на улицах стало мало, там участились случаи захвата заложников. Местные при виде белого человека кричали: "Хэлло, мистер!" Мы сразу по-русски: "Здорово!" И они напрягаются, что на непонятном зыке говорят. Нужно сразу себя идентифицировать, что я не западник. Меня захватывать не надо. То же было в Афгане, мы ехали с севера в Кабул, уже освобожденный от талибов. И какие-то гопники на дороге останавливают и говорят: "О, белые, давайте нам поддержку революционного движения". А мы: "Земляк, западники едут сзади, мы русские, у нас денег раз-два и обчелся. Вот дальше идет колонна, там СNN, Fox News и дальше по списку". К русским нормально относятся в большинстве своем», — поведал спецкор.

Вопрос об оружии вызвал у Антона ряд воспоминаний, на одном из них он подробно остановился.

«Мы снимали наших ребят — частную военную компанию, которая занималась охраной конвоя. Им предстояло проехать на десяти гражданских машинах от турецкой границы до юга Ирака. Конвой сопровождали 6-7 человек. Накануне к нам с оператором подходят ребята и спрашивают, могут ли они на нас рассчитывать в случае сложных ситуаций. Я говорю: "На оператора точно не рассчитывайте, он будет снимать". Сам же говорю, что мне оружие брать нельзя. На что они ответили, что понимают, но когда что-то случится, нахлобучивать будут во всю ивановскую. "Если мы будем знать, что у нас есть еще один дополнительный ствол, нам будет немного легче", — пояснили они. Мы с оператором полночи мучились, насколько это морально, не морально. Но пришли к выводу: если что — я вписываюсь. Я знаю, что мои коллеги во время второй чеченской войны с гранатами ходили, чтобы в плен не сдаваться», — поведал он.

На вопрос, стоит ли ради репортажей так рисковать своей жизнью, Антон Степаненко ответил, что не может объяснить, почему и ради чего, но ему и его коллегам нравится этим заниматься.

После официальной части студенты еще долго не отпускали спецкора «Первого канала». Они окружили его и выспрашивали о тонкостях профессии, а некоторые даже советовались, какую технику выбрать для работы в боевых условиях и был ли у него опыт отправлять отснятый материал самолетом в Москву.

URL: http://omskregion.info/news/36741-spetskor_pervogo_kanala_soobchshil_omskim_studenta/
Дата публикации:17/10/2015 09:00
Автор:Наталья Евдокимова
Фото:Евгений Кармаев