Вернули память

Благодаря вмешательству «ОП» на Старо-Северном мемориальном кладбище восстановили надгробные плиты воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны в омских госпиталях.

Незадолго до празднования 70-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне на Старо-Северном кладбище произошло событие, которому трудно найти оправдание: во время реконструкции солдатского пантеона были демонтированы и свалены в кучу под кладбищенским забором несколько сотен надгробий с именами захороненных воинов.  Поначалу мы не могли поверить в случившееся, а телефонные звонки в редакцию восприняли как чью-то злую шутку или неудачный розыгрыш. Однако когда побывали на кладбище, то смогли убедиться, что нашим читателям было вовсе не до шуток. Действительно, на том месте, где еще совсем недавно стояли ряды надгробных тумб, теперь буйно цвели одуванчики. И уже ничто не напоминало о тех бойцах Красной Армии, чей прах покоится на омской земле. Естественно, мы не могли пройти мимо этого вопиющего факта, а произошедшее стало предметом журналистского расследования, которое вылилось в целый ряд публикаций, вызвавших широкий общественный резонанс. Во время подготовки материалов мы встречались не только с родственниками погибших воинов, представителями ветеранских и общественных организаций, но и с обычными жителями нашего города.  И все они крайне негативно высказывались относительно подобной реконструкции солдатского пантеона и более чем странного решения увековечить память погибших путем демонтажа надгробий. И вот теперь, спустя полгода, памятники все же вернули на свои места.

Пропавшее надгробие


Напомним, что в канун 70-летнего юбилея Великой Победы с солдатского пантеона исчезло более шестисот надгробных тумб с именами красноармейцев. В том числе и надгробие нашего земляка пограничника Василия Мухина, погибшего в бою 5 июля 1941 года в Кандалакшском районе Мурманской области. Спустя 72 года останки воина были обнаружены поисковиками и 3 октября 2013 года со всеми почестями захоронены на Старо-Северном мемориальном кладбище.


Об этом беспрецедентном случае нам рассказала Татьяна Гукова – племянница погибшего воина. Она-то одна из первых и забила тревогу. Ее обращения в правоохранительные органы и непосредственно в дирекцию кладбища дали результаты, и вскоре надгробный камень на могиле Василия Мухина был восстановлен. Однако все другие надгробия оказались свалены под забором на территории кладбища.


Газон на костях


Наша газета не могла остаться в стороне от вопиющего факта. Решив разобраться в случившемся, мы обратились в администрацию Омска. Там объяснили, что надгробия были демонтированы во время реконструкции пантеона. Они якобы не вписывались в общую концепцию, а по задумке автора проекта скульптора Сергея Голованцева на месте рядов одиночных захоронений с индивидуальными надгробиями должны были появиться сплошные земляные холмики. Но уже без имен и фамилий захороненных солдат и офицеров.


В разговоре с корреспондентом свою позицию Сергей Голованцев объяснил так: лично он не уверен в том, что под каждой из плит захоронен именно тот человек, чья фамилия выбита на табличке, поэтому и нет ничего страшного, если вместо надгробий возникнет газон в обрамлении безымянных холмиков. Однако на чем основана такая уверенность, он объяснить не смог. Странно, но спорной во всех отношениях точки зрения скульптора придерживались и представители городской администрации. Они полностью разделяли его позицию и пытались убедить меня в том, что здесь никогда не было индивидуальных захоронений, а все они представляли собой едва ли не одну сплошную братскую могилу. Убеждали так активно, словно ни разу в глаза не видели тех надгробий, простоявших на солдатских могилах более двадцати лет и теперь оказавшихся под забором. Мы отыскали, по выражению управляющего кладбищем, место складирования надгробий, на которых отчетливо читались и фамилии, и звания бойцов. Показали их представителям администрации города Омска. Но даже после этого они продолжали стоять на своем. Не произвела на них впечатления и областная Книга памяти.  К моему удивлению, чиновники даже не слышали о ее существовании. Между тем в одиннадцатом томе книги пофамильно перечислены все захороненные на Старо-Северном кладбище воины. Причем с конкретным указанием номера ряда и могилы.


Удобная версия


Узнав из наших публикаций о случившемся, жительница Санкт-Петербурга Марина Пашментова, чей дед – Николай Курзенев – также был захоронен на Старо-Северном кладбище, обратилась в администрацию Президента Российской Федерации. Таким образом, разразившийся скандал вышел далеко за пределы Омска, и чиновники уже просто не могли на него не реагировать.


Чтобы разрулить ситуацию и каким-то образом выйти из создавшегося положения, в недрах администрации родилась удобная версия, по которой надгробные тумбы были демонтированы с целью их реставрации. Действительно, согласно акту комиссии БУ г. Омска «Комбинат специальных услуг» от 6 июня 2014 года на территории Старо-Северного мемориального кладбища размещено 674 надмогильных монумента. 55 из них имели существенные повреждения и реставрации не подлежали, у 618 обнаружены незначительные повреждения, устранимые в ходе реставрационных работ. Оказывается, еще за год до празднования 70-летия Победы было хорошо известно о том, что большая часть монументов нуждается в реставрации. Кроме того, в течение всего прошлого года на все воинские захоронения Омской области, в том числе и на Старо-Северном кладбище, были составлены паспорта, а учетные карточки направлены в Министерство обороны РФ. И в этом случае возникает вполне резонный вопрос. Почему, например, реставрационные работы не были начаты еще в 2014 году? В этом случае их вполне успели бы завершить к юбилею Победы. Однако этого не сделали, а демонтировали надгробные тумбы год спустя, и почему-то в самый канун семидесятой годовщины.  


Дурная история с хорошим концом


Как мне кажется, их и не собирались реставрировать. Гораздо проще, а главное, дешевле тумбы было просто убрать с глаз долой, засеяв территорию газонной травкой. Косвенным подтверждением этого предположения является и то, что ни Сергей Голованцев, ни чиновники администрации города Омска, с которыми мне приходилось разговаривать сразу после случившегося, ни разу и ни единым словом не обмолвились о предстоящей реставрации. Напротив, напирали на то, что без надгробий солдатский пантеон стал выглядеть более эстетично. Кстати, о том, что их реставрация на самом деле не входила в общий план реконструкции пантеона, в частной беседе мне признался один из непосредственных участников этой истории. Но просил не упоминать его фамилию.

На сегодняшний день все надгробные тумбы вернули на место. И произошло это лишь после того, как факт демонтажа памятников получил огласку и широкий общественный резонанс. Но этой истории могло бы и не случиться, если бы в администрации Омска прислушивались не только к мнению отдельно взятого автора проекта, но и к голосу общественности. Не говоря уже о необходимости внимательного изучения российского законодательства. В том числе Федерального закона от 14 января 1993 года «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».


От редакции. Относительно всего произошедшего на Старо-Северном мемориальном кладбище наша редакция делала официальный запрос в прокуратуру Омской области, в котором просила дать правовую оценку случившемуся. Как следует из полученного ответа, прокуратура провела проверку, но оснований для мер реагирования не усмотрела.

URL: http://omskregion.info/news/37035-vernuli_pamyat/
Дата публикации:28/10/2015 10:52