Каждый вечер – аншлаг

Каждый вечер – аншлаг

Дата публикации 28 октября 2015 11:12 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

В Государственном драматическом «Пятом театре» открылся X Международный фестиваль «Молодые театры России».

Как дань памяти


Еще весной директор театра Александра Юркова очень осторожно говорила о том, в каком формате пройдет ставший традиционным омский фестиваль. Предполагалась, что в условиях кризиса, окращением федерального финансирования в семь раз, нынче фестиваль, возможно, ограничится проведением лаборатории. Приедут немецкие, швейцарские и голландские режиссеры и поставят эскизные спектакли, которые, может быть, перерастут в спектакли на большой сцене, а может быть, и нет. Но, уходя в июле формально в отпуск, а на самом деле на лечение в томскую больницу, Александра Илларионовна принесла министру культуры области Виктору Лапухину план форума совсем не лабораторного масштаба – с прогремевшими спектаклями известных театров.


 – Я сказал: «Ну ты авантюристка!», – вспоминает Виктор Лапухин. – Она ответила: «Я все проблемы решу».


Она не вышла из больницы. Но фестиваль проходит так, как был задуман: полноценным смотром творческих сил. Трагическое событие, осиротившее театр, вернуло на должность директора главного режиссера Никиту Гриншпуна, и сочувствие коллективу в год его 25-летия и десятого юбилея фестиваля всколыхнуло меценатов и спонсоров.


 – Губернатор Виктор Назаров поддержал идею полноценного форума, и никто из предпринимателей, к которым мы обращались, не отказал в помощи, – говорит Виктор Лапухин.


«Проведение фестиваля – дело чести друзей и коллег. И то, что фестиваль жив, это, наверное, лучшая дань памяти уникальному, талантливому директору», – отметил в приветствии участникам фестиваля председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.


Разные и яркие спектакли


В Год литературы первые спектакли, показанные на фестивале, – во славу литературы. Открыла форум премьера «Пятого театра» «Когда падают горы» по последнему произведению Чингиза Айтматова в постановке Дениса Хусниярова. Он построен как монолог главного героя журналиста Арсена (артист Сергей Шоколов) – участника событий и рассказчика, в устах которого – сокровенные мысли писателя-гуманиста о современности, разрушающей основы жизни и творчества ради достатка, славы. Эгоизм рушит и связь человека с природой, сегодняшних событий с овеянным легендами прошлым. У актера непростая задача – справиться с огромным объемом текста и передать пронзительную печаль и боль автора, из многих это, пожалуй, его знаковая роль. Весь спектакль на контрасте таинственных звучащих образов и повседневной суеты, выраженной в попсовых мелодиях. Спектакль берет зрителя глубиной и красотой ассоциаций, атмосферой, в которой завораживают этнические акценты в музыке и танцах. Кстати, кажется, что не актеры театра создают хореографические полотна, а приглашенные танцоры-профессионалы.


Второй вечер – спектакль «Вера Полозкова. Короткий метр». В Театральном бюро Меликовой и Михайловской его поставил Руслан Маликов. Пять актеров, среди которых популярные Алиса Гребенщикова и бывший участник группы «Корни» Павел Артемьев, не просто читают со сцены стихи поэтессы, собирающей сегодня в столице двухтысячные залы. Они в живом театральном общении говорят со зрителями о любви – от подростковых наивных переживаний до взрослых противоречий и сердечных катастроф. Спектакль построен как «игра в кинематограф». Экран с кадрами повседневной, бытовой жизни мегаполиса, в которых сняты и актеры спектакля – главное выразительное средство. Стилистика видеоряда относит нас к киноработам культовых режиссеров. Все необычно, интересно и вызвало благодарную реакцию зрителя. Этот спектакль впервые на гастролях, и признательность нестоличной публики его авторам важна.


А следующий спектакль фестиваля – «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке народного артиста России Иосифа Райхельгауза вызвал долгую овацию зала. Во-первых, новизной и неожиданностью пьесы Михаила Хейфеца, которая начинается с фразы главного героя – нашего современника: «Пушкина я возненавидел еще в детстве». Взрослый человек рассказывает историю, как в детсаду стоял в углу за не тот рисунок по сказке поэта, в школе страдал от невозможности выучить наизусть пять глав из «Евгения Онегина»… Типичная история обучения согласно принятым штампам. Но в итоге идея спасти Александра Сергеевича от пули Дантеса, способы это сделать становятся самым главным, несмотря на фантастичность, желанием и убежищем от суровой действительности 90-х.


Спектакль идет на малой сцене, в коробе дуэльной площадки длиной в 10 метров, наполненной чем-то вязким. Зрители рядом. Полтора часа живого внимания, потому что каждая минута сценического действа густо заполнена режиссерской фантазией и актерским азартом. Сатира соседствует с лирикой и даже ненавязчивым просветительством, вековая дистанция между событиями 1837 года и нашими днями не имеет значения, потому что все талантливо, ярко.


Не в возрасте дело


«Школе драматического искусства» – 26 лет, «Пятому театру» – 25. Интересный вопрос: до какого возраста театр молод, есть ли финиш у фестиваля с названием «Молодые театры России»?


Первые спектакли показали: дело не в возрасте, а в творческой энергии коллективов, готовности экспериментировать, удивлять.


В ближайшие дни омичи смогут увидеть еще спектакли столичного «Театра Луны», «Такого театра» из Санкт-Петербурга, постоянного участника фестиваля Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Нашу область представляют «Пятый театр», Северный драматический им. М. А. Ульянова и Лицейский.


Уже прошел мастер-класс народного артиста России, заслуженного деятеля искусств РФ Иосифа Райхельгауза, вчера начала работу лаборатория, в рамках которой эскизные показы спектаклей по русской классике представляют режиссеры Якоб Хенэ из Германии, Катарина Кромме из Швейцарии и петербуржец Николай Русский. Итоги творческого соревнования жюри подведет 31 октября.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

К пациенту –  на вертолете

К пациенту – на вертолете

С 1 июля врачи омской санавиации могут ежедневно ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с ...

Информбюро

«Рембат» назовет сильнейших

«Рембат» назовет ...

С 5 по 10 августа в рамках Армейских международных ...

Власть

Рейтинг развития

Рейтинг развития

Омская область заняла второе место в рейтинге ...

Экономика

Омский горох отправят в Иран

Омский горох отправят в ...

Омскую сельхозпродукцию будут поставлять в ...

Политакцент

Мэр сложил полномочия

Мэр сложил полномочия

Депутаты горсовета приняли отставку Вячеслава ...

Социум

Среда для жизни

Среда для жизни

В Краснодаре состоялся всероссийский форум ...

Село

«Новый формат «АгроОмска» очень понравился»

«Новый формат «АгроОмска» ...

Сергей Воронин, начальник Управления сельского ...

Строительство

Дорога на замке

Дорога на замке

Из-за реконструкции улица Ленина перекрыта от Броз ...

Культура

Танцуют все!

Танцуют все!

Танцевальный квартал Дня омича 29 июля приглашает ...

Спорт

Ивановские  чемпионы

Ивановские чемпионы

В Полтавке завершились соревнования XI областной ...

Ситуация

В режиме ЧС

В режиме ЧС

В Омской области объявлена чрезвычайная ситуация в ...

Актуально

Генеральная уборка

Генеральная уборка

В летнем субботнике накануне Дня города приняло ...

Спецпроекты

Андрей Ткачук: «За ходом ремонта во дворах  нужен жесткий контроль»

Андрей Ткачук: «За ходом ...

Гость общественной приемной «Омской правды» ...

Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Белкин Евгений

Белкин ЕвгенийИТ- обозреватель, техноблогерНемецкий рейс: репортаж из 1990-х

Первый пассажирский авиарейс из Омска в Германию был выполнен ...
Пантелеев Алексей

Пантелеев АлексейЖурналистГрузинский must-see

Грузия — страна небольшая, и при желании за день ее можно ...
Буторин Игорь

Буторин Игорьпутешественник, мореплавательОмский птиц в позе «ласточка»

Дискуссия тут нешуточная разгорелась, нужен ли в Омске ...

Все авторы блогов