В музее в среду, 28 октября, открылась выставка «Читаем классику: А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь в рисунках русских художников XIX века». На ней представлены иллюстрации художников XIX века.
Как сообщили в региональном минкульте, в экспозиции впервые представлены библиографический раритет – иллюстрированный альбом к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 48 неизданных рисунков академика Павла Петровича Соколова (1855–1860), фототипии К. А. Фишера (М.: Издание В. Г. Готье, 1892).
Рисунки Павла Соколова почти неизвестны широкому зрителю. Их история, до выхода в свет альбома, похожа на детектив со счастливым концом. Почти 30 лет его работы считались утерянными и были обнаружены случайно в одном из частных московских собраний, после чего без промедления изданы в виде роскошной папки. Это событие вызвало огромный интерес в обществе. Весь тираж был раскуплен мгновенно.
«Иллюстрации к роману «Евгений Онегин», как писала критика, отличались высоким качеством исполнения и великолепным вкусом автора, но главная их особенность – в достоверности изображения пушкинской эпохи. Годы создания рисунков, 1850-е, были еще близки современникам великого поэта, которые объективно могли оценить их глубокий историзм. Людям, живущим в современной России, это особенно важно для «непосредственного понимания текста романа Пушкина», которое, как пишет Ю. М. Лотман, было утрачено уже во второй половине ХIХ века. Весь цикл рисунков и шрифт романа были выполнены Соколовым свинцовым карандашом, мягкая серебристость которого наполнила страницы особым светом чувственного романтизма», — сообщили в минкульте.
На выставке можно увидеть станковые иллюстрации Петра Михайловича Боклевского (1816–1897) к комедии «Ревизор». Здесь же зритель встретится и с шедеврами русской литературы из фонда редкой книги. В экспозиции представлены издания, вошедшие в золотой фонд книжного искусства: «Азбука в картинках» Александра Бенуа, «Хаджи-Мурат» в иллюстрациях Евгения Лансере, знаменитые издания русских сказок в рисунках Ивана Билибина… Оформленные знаменитыми мастерами Серебряного века, они способны поразить воображение современного читателя высочайшей культурой книжного дизайна.