Максим Соколов: «В чемпионскую ночь весь Омск стоял на ушах!»

Легендарный голкипер о «золотом» сезоне «Авангарда».

Матч всех звезд омского хоккея, посвященный 65-летию развития этого вида спорта на омской земле, собрал в нашем городе много игроков, ковавших славу «Авангарда». Среди них – Максим Соколов, человек-легенда для омского хоккея. Он был вратарем той блистательной команды, которая в 2004 году выиграла для всех нас заветный чемпионский кубок. В первый и пока что в последний для «Авангарда» раз. Мы очень надеемся, что лишь пока. Максим защищал ворота «ястребов» и в 2005 году, когда наш клуб завоевал Кубок европейских чемпионов. Заслуженный мастер спорта России Максим Соколов ответил на вопросы корреспондента «ОП».


В Омск – как домой


– Максим, как ты отреагировал на предложение приехать на матч всех звезд омского хоккея? Было ли это неожиданно, как тебе сама идея проведения такого матча?


– Очень обрадовался, когда получил это предложение! А как же иначе? Ведь это уникальная возможность встретиться с товарищами по тому, чемпионскому «Авангарду». Конечно, мы стараемся не терять связь с ребятами, со многими переписываемся, созваниваемся. Но ведь это не заменит живого общения, времени на которое остается до обидного мало! Ну а с некоторыми из того «золотого» состава и вовсе не виделся уже одиннадцать лет. Провести подобный матч – отличная идея! (Улыбается.)


– Ты за годы карьеры выступал за разные клубы. Какое место в твоей хоккейной судьбе занимает «Авангард»?


– Наряду с питерским СКА, воспитавшим меня, «Авангард» был и навсегда останется главной командой моей жизни. Ведь свои основные хоккейные трофеи я завоевал, играя именно в красно-бело-черной форме «ястребов». Ну и, кроме того, я просто провел здесь несколько прекрасных лет, у меня в Омске осталось множество друзей. И только в два города на свете – в Питер и Омск – я всегда прилетаю с чувством, что вернулся домой.


«Лучшие мгновения хоккейной жизни»


– Насколько хорошо ты помнишь тот чемпионский день: пятый матч серии с «Магниткой», шампанское из кубка? Воспоминания с годами поблекли или нет?


– Да разве такое забудешь! Это были лучшие мгновения моей хоккейной жизни: я отражаю буллит Маркова, срываю с себя маску, бегу к ребятам, и они уже высыпали на лед, мчатся мне навстречу. И мы устраиваем кучу-малу, абсолютно счастливые!


Помню, что на самом дне этой кучи, прямо подо мной, оказался Паша Патера. И у меня, помимо какой-то счастливой, восторженной бури, в голове только одна мысль: как бы мы Пашку не задавили не травмировали его. (Смеется.) А еще почему-то запомнилось, что прямо над нашей гостевой раздевалкой в магнитогорском ледовом дворце была комната, куда хозяйственные администраторы «Металлурга» носили коробки с заранее купленным для празднования чемпионства шампанским. И я прямо до сих пор как будто слышу позвякивание этих бутылок и помню свою мысль: «Нет, ребята, не понадобится вам это шампанское. Пить из кубка сегодня будем мы». (Улыбается.)


– Что скажешь про не засчитанный в пятом матче финальной серии гол?


– Прекрасно помню тот момент: Игорь Никитин забивает гол, судьи минут двадцать смотрят повторы и мало того что отменяют взятие ворот, так еще и удаляют Максима Сушинского, на что, в соответствии с правилами, не имели ни малейшего права. И это в концовке третьего периода решающего матча, при счете 0:0! В тот момент, когда мы остались в меньшинстве, я вдруг абсолютно четко и ясно понял: «Нет, мы сегодня точно не проиграем».


– Удивились, когда полгорода пришло ночью пешком в аэропорт встречать вас?


– Мы с ребятами, в общем-то, ждали, что нас придут встречать болельщики, но что их будет столько! Это было столь великолепно, что мы в итоге, лишь когда уже отъехали с площади на клубном автобусе, после братания с омичами, поняли, что забыли в этой безмерной толпе счастливых людей Сашку Прокопьева. (Смеется.) Возвращаться не стали – где тут его ночью найдешь среди нескольких десятков тысяч восторженных человек?! Пришел он сам, под утро, счастливый и почти голый. Говорит, мол, болельщики все разобрали на сувениры. В ту чемпионскую ночь весь Омск «стоял на ушах!»


– Давали ли тот кубок на день в личное распоряжение каждому игроку, как это принято делать сейчас?


– Нет, тогда такой практики не было. Эту традицию мы переняли из НХЛ уже позже. С одной стороны, жаль. Было бы здорово привезти кубок в родной Питер, в дом к родителям, собрать друзей. Но с другой стороны, я уже на следующий день отправился в расположение национальной сборной, для подготовки к чемпионату мира. Так что времени на празднование не было совсем.


«На льду мы готовы были умереть»»


– В чем была главная сила того «золотого» «Авангарда»? В чем превзошли всех – составом, тренером, духом?


– Ты правильно сказал – духом. Мастеровитых-то игроков и во многих других клубах было не меньше, чем в Омске. Но наша команда была самой сплоченной, дружной, самоотверженной. У нас не было в том «Авангарде» игроков, которые не стали бы ложиться под шайбу, чтобы поберечь себя.


 Как-то уже по ходу плей-офф перед матчем я по какому-то делу зашел в кабинет к нашему доктору. И увидел там на кушетке Диму Рябыкина, который был утыкан шприцами с обезболивающим, как ежик иголками. Вот это самоотверженность, вот это пример отношения к команде и к делу! И как я, выходя на лед после этого вместе с Димкой, мог не выкладываться на сто пятьдесят процентов?!


– Что это такое – хороший коллектив: это где нет конфликтов, тишь да гладь? Или где коньки по раздевалке летают?


– На мой взгляд – второе. Мы всегда высказывали претензии друг другу прямо в лицо, а не копили обиды и не шушукались за спиной. Главное, чтобы не было равнодушных. Это очень плохо, если все только молчат и улыбаются. А мы могли друг друга и за грудки схватить, нас порой разнимали. Но это не потому, что мы не уважали партнеров. Наоборот, готовы были умирать на льду за друзей по команде.


«Белоусов говорил с нами на одном языке»


– Кто в той команде был главным шутником и балагуром?


– Два Димы: Рябыкин и Затонский. Всегда могли поднять настроение, пошутить. Но шутки были добрыми, никто никого не обижал. Не было и никакой «дедовщины».


– Каким тебе запомнился Валерий Белоусов?


– Он умел найти подход к игрокам, по-хорошему раскрепостить их, мог говорить с командой на одном языке. Ребята чувствовали, что тренер понимает их, доверяет им и умеет использовать по максимуму сильные стороны каждого игрока. При этом он давал нам много свободы как в игровом, так и в бытовом смысле, не давил на нас. Это помогало нам настроиться на решающие игры.


– Какова роль Сергея Герсонского в том чемпионском «золоте»?


– Именно он летом заложил команде базу физической готовности на весь сезон, и это сыграло очень важную и позитивную роль. Но он не смог найти общий язык с лидерами команды, взялся слишком уж туго закручивать гайки. Там ведь было много возрастных, опытных игроков, и поигравших, и кое-что повыигрывавших на своем хоккейном веку. Нельзя с ними обращаться как с зелеными юнцами. Тут тренер должен проявить мудрость и найти к каждому свой подход, а не просто строить всех: «Равняйсь, смирно».

URL: http://omskregion.info/news/37419-maksim_sokolov_v_chempionskuyu_noch_ves_omsk_stoya/
Дата публикации:11/11/2015 14:55
Автор:Алексей Одариев
Фото:Сергей Мельников