Анатолий Щикалев: «Художник начинается с фантазии»

Анатолий Щикалев: «Художник начинается с фантазии»

Дата публикации 16 декабря 2015 04:38 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Известный омский мастер уверен: можно жить в провинции и при этом участвовать в большой художественной жизни страны.

Директор Калачинской школы искусств Анатолий Щикалев дважды был признан «Художником года» на итоговых выставках Омского отделения Союза художников России, а недавно занял первое место на выставке-конкурсе преподавателей художественных школ «Сокровенное».


В поисках стиля


– Анатолий Михайлович, ваш пример доказывает, что можно жить в маленьком городе и участвовать в большой художественной жизни. Закрывается выставка с вашим участием в Доме художника – открывается в музее «Либеров-центр»…


– Еще выставка акварели в Новосибирске, на которую пригласили Игоря Санина и меня. Три выставки сразу – так совпало.


– Три года назад вы говорили о своей творческой мечте завоевать приз в номинации «Живопись», поскольку прежде вас всегда отмечали как графика. На выставке «Сокровенное» мечта исполнилась?


– И я этому удивился. Я пишу маслом, но на выставку, как и раньше, представил акварели. Искусствоведы спорят, куда относить работы в этой технике – к графике или живописи.


– А о ваших акварелях отзываются как о живописных работах, отмечая сочность красок, густые, широкие мазки, эмоциональность в раскрытии темы. Почему вы выбрали технику акварели?


– Потому что не было времени на живописные полотна.
– Как просто!


– С этого началось. А потом я увидел большие возможности этой техники.


– Еще в ваших работах критики видят артистизм, говорят, что они достойны мировых галерей. А как художник находит свой стиль?


– Про мировые галереи оценка может быть завышена. А стиль вырабатывается постепенно. Сначала пробуешь подражать кому-то. Еще Алексей Николаевич Либеров рассказывал: подражаешь одному художнику, второму, а все равно так не получается, как у них. Постепенно выкристаллизовывается своя манера.


– Либеров еще говорил, что главное для художника – найти свою тему.
– Обязательно, без этого художник не состоится.


– Как вы формулируете свою тему?


– Русская природа, простые люди, память о прошлом. Я родился и вырос в Горной Шории, в маленьком городе Таштаголе Кемеровской области. Однажды искусствовед Владимир Чирков спросил: «Откуда у тебя такая сочность цвета?». А потом побывал в Горной Шории и, вернувшись, сказал: «Я теперь знаю, откуда». Мой родной город стоит в котловине, вокруг горы, на которых растут осины, кедры, пихты, черемуха, рябины. Представляете, как это выглядит осенью? А весной эти пейзажи в сдержанной, холодной гамме, но тоже очень красивы.


К мечте с мальчишеским упорством


– Красота у всех на глазах, но не все становятся художниками. Как вы выбрали свой путь в жизни?


– В моем городе не только не было художественной школы, но даже и учителей рисования в обычной. Но почему-то очень хотелось этим заниматься. Помню, был в нашей мальчишеской компании один хулиган, но все с уважением говорили, что он хорошо рисует. Я позавидовал и напросился к нему в гости, посмотрел – ничего особенного. А после школы мы с тремя друзьями по увлечению искусством поехали поступать в Красноярское художественное училище. Приехали, когда прием документов был закончен. В приемной комиссии посмотрели работы, говорят: «Вам нужно сначала пойти в вечернюю художественную школу». Поехали осенью уже вдвоем с другом поступать туда. Нам говорят: берем, но сначала нужно устроиться на работу. А без прописки никуда не берут. Пришлось вернуться домой. И я поступил в горный техникум.


– Оставили мечту?


– Послушался родителей. В нашей семье нас, детей, шестеро. Было стыдно, что проездил в Красноярск, ничего не добившись. Родители говорят: нужно учиться, пока есть возможность. Но горным электромехаником я не стал. Через полгода понял, что не лежит у меня к этому душа, забросил учебу. Боялся сказать родителям, думал, будут ругать, убеждать. А отец, узнав, сказал: «Ну, не твое дело, значит, так тому и быть». Поработал до весны художником-оформителем в стройтресте, потом армия. Служил в учебном батальоне в Ангарске, за счет того, что хорошо рисовал, в отпуск домой съездил. А после армии поступил на худграф в Омский педагогический институт.


– А ваши друзья детства стали художниками?


– Из четверки друзей – трое художников, друзья работают в Кемеровской области.
– Упорными оказались ребята из глубинки…


– Жизнь тому учила. В школе был парень на два класса меня младше, который очень много занимался игрой на фортепиано. Я думал, такие увлеченные люди, как мы, должны когда-то встретиться. И случилось. Приехал на международную выставку в Калининград – и на открытии объявляют о выступлении пианиста, заслуженного артиста России. А это он.


– Кто повлиял на ваше становление в искусстве?


– Я учился у Георгия Катилло-Ратмирова, а руководителем диплома был Геннадий Пилипенко. Эти известные художники учили не только профессии, а, главное, искать свой путь. Я открыл для себя очень известного в стране художника Виктора Попкова и влюбился в его творчество. Он был как Шукшин в литературе, очень русский художник, который талантливо изображал жизнь простых людей. Такая мощь и неразгаданная тайна в его картинах. Я испытал на себе его влияние, посвящал свои работы памяти этого художника.


Почетный гражданин Калачинска


– Художнику нужны новые впечатления. В вашей жизни много было творческих поездок?


– Совсем немного, мечтаю, чтобы было больше. Чаще всего езжу на родину, в Горную Шорию. Но одна командировка сыграла особую роль в жизни. Однажды пригласили в творческую поездку в Рязань и далее – по «Золотому кольцу». Я с радостью согласился, набрал с собой холстов, чтобы запечатлеть величавую каменную Русь. Но нас отправили в Касимов. Это рядом, но туристический маршрут проходит мимо. И мы увидели поврежденные, заброшенные церкви, часовни, монастыри. Сегодня храмы приводятся в порядок, а тогда было еще советское время. Я два дня вообще не мог работать. А потом собрался, чтобы сделать зарисовки уничтоженной красоты. И сделал серию акварелей «Разрушенные храмы». Работал с болью и обидой за старину.


– А теперь на ваших картинах образы не разрушенных, а сияющих куполами храмов Калачинска, Воскресенки…


– Я недавно достроил дом в Воскресенке, где два храма – старинный и новый. Уникальное место, где еще есть деревня с двумя храмами? Меня все время туда тянуло. Сделал серию работ с пейзажами Воскресенки. Теперь здесь не только живу, но и работаю над картинами. Оборудовал мансарду под мастерскую, а ту, что была в школе, освободил под класс: школьники теперь учатся в одну смену, стало тесновато.


– В ваших натюрмортах много предметов – символов памяти о прошлом: самовары, крынки, чугунки, керосиновая лампа, раритетное зеркало… Откуда такая коллекция?


– Я люблю жанр натюрморта. Ввожу в свои композиции старинные вещи, предметы быта. Коллекцию годами собирали в школе. Самоваров около 20. Есть большой, 50-литровый. Мне за него предлагали компьютер, но, конечно, не отдал. Пополнять коллекцию помогают родители учеников. Старинное зеркало я привез из дома. Эти предметы вдохновляют, рассказывают о жизни, задают настроение. Ведь они хранители памяти.


– Вы почетный гражданин Калачинска. Что привело в этот город?


– Когда окончил институт, искал работу. Приехали с женой Валентиной. В будущем году исполнится 40 лет с тех пор, как я начал преподавать в художественной школе, 30 лет – ее директор.


– Калачинцы вас любят. Это чувство взаимно?


– Конечно. Иду по городу и постоянно здороваюсь. Школа выпустила около тысячи учеников. Приводят детей и внуков.
– На одной из ваших выставок в Калачинске шла речь об открытии художественной галереи…


– Я много лет убеждаю всех, что это необходимо. В поселке Таврическом есть, а у нас, в городе, пока нет. Если в новом культурном комплексе выделят место под галерею, передам туда часть своих работ.


– Из ваших учеников выросли профессиональные художники?


– Конечно. Например, Юрий Картавцев – член Союза художников России, Василий Гульченко – член Союза дизайнеров. Выпускница нашей школы Елена Лобова попала на выставку в Лувр. Интересно, что в Омске ее работы не прошли на выставку, а московская галерея включила в свою экспозицию для парижской выставки галерей.


– Вы говорили, что в первую очередь учите детей не ремеслу, а думать?


– Первые два года вообще мы не ставим задачу научить срисовывать предметы. Размышлять, искать, передавать эмоции, чтобы возник интерес к творчеству. Сейчас новые программы делают акцент на предпрофессиональную подготовку. Но задание рисовать гипсовые предметы интересно тем, кто уже решил, что будет художником и необходимо постигать азы грамоты. А мне хочется, чтобы захотелось сочинять, открылось свое видение. Художник начинается с фантазии.


– А что такое талант?


– Знаете французскую формулу: «Талант – это на 99 процентов трудолюбие»? Вся моя жизнь это подтверждает.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Первая высота Игоря Малиновского

Первая высота Игоря ...

Омский спортсмен в этом году смог пробиться в ...

К 100-летию «Омской правды»

Из века – в век

Из века – в век

«Омская правда» отметила столетие праздником в ...

Информбюро

В ожидании тренера

В ожидании тренера

«Авангард» расторгает контракты со штабом ...

Власть

«Два региона объединяют общие планы»

«Два региона объединяют ...

Губернатор Виктор Назаров и аким Булат Бакауов ...

Экономика

Баланс возможностей

Баланс возможностей

По итогам мартовских поправок бюджет Омской ...

Политакцент

Крымская весна

Крымская весна

Омичи отметили третью годовщину воссоединения ...

Социум

Дорога как судьба

Дорога как судьба

Потомственный машинист Эдуард Куркин почти 40 лет ...

Село

Репутация дорого стоит

Репутация дорого стоит

Как на Тюкалинском маслосыркомбинате борются за ...

Культура

«Неизвестный Бабель! Впервые в России»

«Неизвестный Бабель! ...

Спектакль «Мария» Омского театра драмы произвел ...

Спорт

Наталья Казанцева: «Между поединками еще успевала покормить трехмесячного сына»

Наталья Казанцева: «Между ...

Восьмикратная чемпионка России и победительница ...

Образование

Полмиллиона за идею

Полмиллиона за идею

По итогам всероссийского конкурса «УМНИК» ...

Спецпроекты

«Омская правда» в моей судьбе

«Омская правда» в моей ...

Продолжаем публикацию писем читателей.

Крупным планом

Омичи затаили дыхание

Омичи затаили дыхание

Контролирующие органы третью неделю ищут виновника ...

Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиО свободе прессы в сереньких конвертах

Немного перефразирую классика: «Уж сколько раз твердили ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Каждый должен оставить свой след в истории Омска

Фонд «Город будущего» открывает в центре Омска общественную ...

Все авторы блогов