Николай Щелупа собрал уникальную коллекцию, которая на сегодняшний день насчитывает более 10 тысяч экспонатов.
Бутылка – в подарок
При встрече вместо традиционного «Как дела?» Николай обычно спрашивает: «Что интересненького пили?» А заглянув в гости, с пристрастием исследует содержимое шкафчика, куда мы запихиваем пустые бутылки. Не подумайте плохого – человек он совершенно непьющий и бутылки изучает исключительно с эстетической точки зрения, поскольку уже сорок лет – с 1976-го – собирает бутылочные этикетки. Его друзья, уходя с вечеринок, стыдливо прячут в сумочки пустые бутылки с интересными наклейками – пустяк, а человеку приятно.
Для таких коллекционеров, как Николай, «имени» пока нет. Как-то даже конкурс в специализированном журнале проводился – на лучшее название, но так ничего и не придумали. Зато среди омских коллекционеров Николай Щелупа личность достаточно известная, сведения о нем есть в российском каталоге коллекционеров.
Четырежды его коллекция «засветилась» на выставках. Одна, демонстрирующая продукцию омских производителей бытового и художественного стекла XVIII – XX веков, называлась «Бутылка, рюмка и стакан». Для второй с сакраментальным названием «Вино, женщины и песни» Николай подобрал винные этикетки, украшенные женскими образами.
«Осторожно, ГАИ»
Началось все, как водится, с пустяка. Знакомый художник, изучающий виньетки и шрифты, собрал более тысячи открыток, этикеток и… заразил. Сначала Николай собирал этикетки вообще – винные, водочные, пивные. Потом перешел только на водочные – во-первых, водка всегда считалась национальной валютой, во-вторых, нельзя объять необъятное.
До перестройки в СССР выпускалось чуть более десятка разновидностей водки. В начале девяностых, когда была отменена государственная монополия, появилось великое множество заводов и сортов. Продукция не всегда отличалась качеством, но этикетки были оригинальными: «Дикий мужик», «Осторожно, ГАИ», «Пойдем в загул» (с соответствующей инструкцией на контрэтикетке), «Настоящая медная никелевая», «Кабельно-волоконно-оптическая» (это уже продукты конверсии).
Солидные производители, чтобы избежать подделок, совершенствовали полиграфию, снабжая этикетки несколькими степенями защиты. К примеру, на казахстанской водке «Парламент» при охлаждении проступает название предприятия.
Омские мотивы
Сейчас в коллекции Николая более 10 тысяч водочных этикеток. А в списке порядка 15 тысяч наименований – собирать и собирать.
Наиболее полно представлены омские производители – в последнее время на ликеро-водочном рынке области остались два монополиста – «Оша» и «Винпром», за их счет и пополняется коллекция. Думаю, для них увлечение Николая – кладезь идей и открытий. Наверняка там создаются или уже существуют музеи, проводятся выставки и рекламные акции.
В его коллекции есть не только современные этикетки, но и продукция крупнейших заводчиков начала века: Чистяков и Сыновья, Губико, Поклевский-Козелл. Но пока его призывы к сотрудничеству остаются без ответа, а жаль.
Интересна его коллекция будет и краеведам, целая подборка посвящена «Омским мотивам» – так в год своего столетия «Омскликерводка» назвала винный напиток. «Оша» планировала выпустить целую серию «Старый Омск», но в коллекции Николая лишь две этикетки с таким названием. Зато вариантов с городскими мотивами множество – «Вечерний Омск», «Омский юбилейный», «Амур», «Омская крепость», «Омская особая», «Иртыш», «Тарские ворота», «Царские ворота». Не стану судить об их художественной ценности, но, согласитесь, приятно где-нибудь на чужбине полюбоваться на этикетку с силуэтом малой своей родины.