Татьяна Прокопьева: «Я хотела стать клоуном»

Татьяна Прокопьева: «Я хотела стать клоуном»

Дата публикации 27 января 2016 11:39 Фото Евгений Кармаев

Ведущая актриса академического театра драмы о ролях, таланте и желании сыграть мужскую роль.

В день своего юбилея актриса вышла на сцену академического театра драмы в спектакле «Без ангела», поставленном по произведениям Михаила Зощенко. И зрители еще раз убедились, что Татьяна Прокопьева – прекрасная комедийная актриса, которая одновременно может проявить и чертовское обаяние, и сногсшибательную женственность, и показать какую-то особую правду искусства. И ей – веришь.


Вспоминаю добрым словом

 
– Татьяна, ваш первый в жизни выход на профессиональную сцену состоялся…


– … на Камчатке. Это был спектакль «Тополек мой в красной косынке» по повести Чингиза Айтматова, я там была в массовке киргизских девушек. Пришла в гримерку за два часа до начала спектакля, сама загримировалась, надела парик, костюм – мне даже в голову не приходило, что придут гримеры, одевальщицы и помогут мне. Я все свои театры вспоминаю добрым словом. И во всех театрах у меня было много хорошего, и везде я играла интересные роли. Мне повезло увидеть Камчатку во всей ее красе: гейзеры, извержение вулканов. А в южно-сахалинском театре я узнала прекрасных людей, потрясающих артистов. Восхищала смешанная природа тех мест: сибирские леса, швейцарские пейзажи. Белгород – так это вообще чудное место. До любого места было рукой подать: два часа езды до Украины и 12 – до Москвы.


– Но все дороги привели в Омск.


– Здесь мама моя жила, я приехала к ней. Через 17 лет вернулась в родной город. Где родился, там и пригодился, как говорят. В Омске вначале были вводы, а потом появились роли в сказках – Сороки в «Бэмби», Феи в «Кольце и Розе». Но роль, после которой в меня поверили, это Нянька в спектакле «Про елку у Ивановых» в постановке Михаила Левитина. За нее я получила премию Инкомбанка.


Не врать и быть терпимым


– Очень часто на зданиях и Дома актера, и ДК «Сибиряк» можно видеть афишу антрепризного спектакля с вашим участием. Понимаю, что к этой форме театрального спектакля вы относитесь уважительно.


– К антрепризе я очень хорошо отношусь. Понимаете, в нашем театре очень много достойных актрис, и если бы я сидела и ждала роли, то просто разучилась бы говорить. В театре можно ждать роль годами. Причин много: в пьесе нет роли моего возраста, или я не подхожу режиссеру, или еще что-то. Это обычное дело. Но артист должен быть всегда в хорошей форме. И антреприза – такая же работа. Опять же, много нового узнаешь и про пьесу, и про автора. Работаешь с разными партнерами, иногда из разных театров.


– Наша драма – удивительный театр. Всегда поражает то, что даже когда из него уходят ведущие артисты, ощущения безысходности не возникает.
В чем тут секрет?


– Этот театр будет жить всегда, сколько бы человек из него ни уходило. Это такой особенный организм, в который постоянно вливается живая кровь, живая энергия. Другое дело, что сейчас уже молодые не очень верят в театральные легенды, в театральные мифы. Не всегда театр – это твой дом, скорее всего – производство. Театр становится все более европеизированным. У нас пока еще такого нет, домашним еще пахнет. Правила поведения, правила жизни этого театра заставляют людей по-особенному держаться. Здесь плохие люди не задерживаются, работают только хорошие. Когда человек приходит в наш театр, он нашей атмосферой заражается, и никуда от этого не денешься. Что было раньше, то сохраняется сегодня.


– Назовите несколько правил жизни в Омском академическом театре драмы.


– Нельзя врать – на сцене и в жизни. Терпимость друг к другу.


В душе осталась клоунессой


– Вам где интереснее как зрителю – в кино или в театре?


– И в кино, и в театре. Это зависит от того, что я смотрю. Очень хочу пересмотреть наш российский фильм «Страна Оз». И всегда сильное впечатление на меня производят спектакли театра Льва Додина. Очень достоверный способ существования на сцене.


– Это ваш театр?


– Нет, так сказать нельзя. Мой театр – это смешной театр. Театр гротеска, буффонады, трагифарса – когда есть перевертыши, думаешь, что человек такой, а он поворачивается совершенно иной стороной, когда вначале смеешься, а потом плачешь. Вот мой театр.


– А кто ваш любимый драматург?


– Александр Островский. Его часто называют русским Шекспиром, и это действительно так. За его бытовыми сюжетами скрываются очень сильные человеческие страсти и эмоции. Могу слушать и смотреть его произведения в любом исполнении. Всегда, когда играю Островского, текст запоминается, как стихи, как песня – моментально.


– Театральные критики часто называют вас эксцентричной актрисой.


– Так я с самого начала хотела стать клоуном. Интуитивно это чувствовала. Клоунское начало меня всегда бередило, даже актрисы такого толка нравились, например, Джульетта Мазина. А потом я открыла для себя такое амплуа – клоунесса. Стала интересоваться им и поняла, что это тоже мое. Мне нравилась моментальная смена настроений на лице клоуна и то, как на это реагирует зритель. Великие российские клоунессы – это Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, Татьяна Васильева, актриса нашего театра Валерия Ивановна Прокоп. Думаю, что наша Елена Ивановна Псарёва тоже ею была.


– Ее давно уже нет с нами. Вы были дружны, и она называла и вас, и Надю Живодерову, и многих артистов театра драмы своими «дружочками». Как она вам вспоминается?


– Когда говорят «Елена Ивановна», у меня лицо расплывается в улыбке, так хорошо-хорошо становится. И сразу слышу ее голос, такой скрипуче-детский… Мы не теряем связи с Еленой Ивановной. По театру бегают ее правнучки Марта и Софочка, старшая уже играет детские роли в спектаклях и говорит, что очень похожа на свою прабабушку. А Надя Живодёрова – это моя любимая подруга. Звонила в мой день рождения из Питера, мы с ней всегда подолгу разговариваем. Года три уже не виделись.


Счастье жить


– Есть артисты, которые говорят, что ни за что не снимутся в рекламе…


– Артист должен уметь все – и в рекламе сниматься, и в антрепризе играть, и в серьезных спектаклях. Нас ведь этому учили. И когда говорят, что никогда не будут играть в антрепризе или сниматься в рекламе, я считаю, что это непрофессионально или у человека много денег. Минувшим летом мне позвонили рекламщики и предложили сняться в рекламном ролике про семечки, в роли бабки. «Правда, – сказали они, – у нас нет денег». Я пошла, с удовольствием поработала с молодыми ребятами, получила колоссальное удовольствие от общения. Ни от чего не отказываюсь – ни от ролей, ни от роликов.


– Вас трудно представить без работы.


– Я – трудоголик. Знаю, конечно, куда себя деть, но скучаю по спектаклям, и когда долго нахожусь в отпуске, то сразу вспоминаю всех своих «девочек», это я так свои роли называю. «Боже мой, – думаю, – а вдруг они меня забыли?». Тоскую по ним. Я их рисую, леплю, вижу их и ныряю в них, в этих людей. А потом опять выхожу к реальным людям.


– Что важнее для артиста: труд или талант?


– Труд. Талант должен развиваться, а для этого нужно прикладывать усилия. Я наблюдаю в нашем театре за молодыми артистами и вижу, что тот, который работает над собой, добьется большего, чем талантливый, но нетрудолюбивый.


– Помните все свои роли?


– Помню до тех пор, пока спектакль не сняли. Когда снимут из репертуара, уже на следующий день ни одного слова вспомнить не могу. Это особенность актерской органики. У многих актеров так.


– Говорят, что в театре будут ставить комедию Николая Гоголя «Ревизор»…


– Я всегда хотела сыграть Хлестакова. И хотя это мужская роль, но актерской виртуозностью ее можно повернуть разными гранями. Очень интересно может получиться.


– Татьяна, как вы отметили юбилей?


– Сестры приехали. Нас у родителей было четыре дочки. Я – старшая. Римма сюрпризом прилетела из Германии, вышла после спектакля на сцену с букетом цветов. Я захлебнулась от восторга и очень долго не могла прийти в себя. Она младше меня на год, и мы в детстве были как двойняшки. У нас очень сильная духовная связь. Римма по профессии художник, флорист. А Ира и Лариса живут в Омске, мы часто видимся. До утра просидели, повспоминали родителей, близких. Давно уже такой кровной теплоты не испытывала.


– В вашем понимании, что такое счастье?


– Это все равно, что ответить на вопрос: в чем смысл жизни? Смысл жизни в самой жизни. Жить – это счастье.


Маргарита Зиангирова

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Будет ремонт и на нашей улице!

Будет ремонт и на нашей ...

Распределены первые субсидии на ремонт ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

В музее просвещения в конце прошлой недели ...

Информбюро

Стань волонтером!

Стань волонтером!

В Омской области продолжается набор волонтеров для ...

Власть

Для развития омской экономики

Для развития омской ...

Глава региона Виктор Назаров принял участие в ...

Социум

С песней по жизни

С песней по жизни

Пенсионеры Владимир Дюдин и Валентина Клеутина ...

Село

Дом от работодателя

Дом от работодателя

Как фермер из Нижнеомского района решает кадровый ...

Культура

Никас Сафронов: «Софи Лорен позировала мне много раз»

Никас Сафронов: «Софи ...

Заслуженный художник России – об Омске, Венеции и ...

Спорт

Игорь Малиновский: «Мечтаю о своем  вертолете»

Игорь Малиновский: ...

Трехкратный чемпион мира по биатлону среди юниоров ...

Ситуация

Откуда запах?

Откуда запах?

Региональный Росприроднадзор назвал свою версию ...

Закон и порядок

Условная свобода

Условная свобода

Бывший директор НПО «Мостовик» Олег Шишов вышел на ...

ЖКХ

ОДН: по нормативу или по факту?

ОДН: по нормативу или по ...

Омичи предложили Минстрою РФ изменить порядок ...

Спецпроекты

Юрий Тетянников: «Дела говорят о человеке больше, чем обещания»

Юрий Тетянников: «Дела ...

Секретарь Омского отделения партии «Единая Россия» ...

Крупным планом

Укрыться от половодья

Укрыться от половодья

На территории Омской области организовано более 400 ...

Добавить комментарий

Блоги

Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика 4, или Секрет правдолюбца

Нет, ей богу — я обожаю г-на Сусликова! Он, и только он, способен ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"Российская Арктика как драйвер промышленности

В Архангельске  29-30 марта состоится IV Международный форум ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Потеря связи населения со своим депутатом создает серьезные проблемы».

Что не получают жители, если не выходят на встречи со своим ...

Все авторы блогов