Творчество без границ

Смотришь на сцену, а там актер с легкостью поднимает огромную серебряную гирю. Думаешь: что за чудеса? А это не чудеса, это искусство. Искусство бутафории.
Смотришь на сцену, а там актер с легкостью поднимает огромную серебряную гирю. Думаешь: что за чудеса? А это не чудеса, это искусство. Искусство бутафории.

В мастерской ТЮЗа работа идет полным ходом. Здесь и мастер-бутафор Евгений Ломов, и заведующая бутафорской мастерской Ольга Дымова, и несколько студентов-практикантов. Все они трудятся, чтобы зрителю было интересно. А как иначе? Работа бутафора в театре одна из самых важных.

По словам Евгения Ломова, на сцене все должно быть ярче и крупнее. Это, пожалуй, главный закон бутафории.
- Наши работы почти не повторяются. Каждый раз это что-то новое. И хотя из спектакля в спектакль у нас идут головные уборы, они всегда у нас получаются разными. Например, сегодня я делаю колокольчик, а завтра буду делать вазу, - говорит заведующая бутафорской мастерской Ольга Дымова.

Для своих изделий мастер использует разный материал, в ход идет все подряд: папье-маше, пенопласт, газеты. Сейчас в мастерской делают бутылки для спектакля. Технология их изготовления весьма интересна: берется пустая бутылка, на нее накладывается оберточная пленка (это первый слой), на пленку намазывают самодельный клейстер, на клейстер накладывают слоями крафт (оберточная техническая бумага для бутафорских предметов, мастера покупают ее в типографии). Этот материал бывает как рыхлым, так и гладким. В своей работе бутафоры чередуют слои крафта: один слой рыхлого, один слой гладкого. Это нужно для того, чтобы было легче отслеживать слои. Чем больше сделаешь слоев, тем крепче будет вещь. Дальше бутылке необходимо высохнуть. Время просушки - сутки. Затем, когда бутылка уже высох­нет, бутафоры режут ее выклейку (так называемую «скорлупку») пополам и снимают с формы. После этого две половинки выклейки скрепляют. Обычно для этого используется клей, но при соединении частей более сложных форм их сшивают либо используют степлер. Однако и это еще не все. Форму заливают монтажной пеной, и так она стоит еще сутки. По истечении суток форму необходимо отшлифовать наждачной бумагой, чтобы она стала гладкой. На это требуется часа два. И только после этого изделие отдают художникам, и они раскрашивают бутылку «под стекло». Вот такой процесс. Сложно? Вовсе нет, когда это любимая работа.

- Время за работой летит с большой скоростью. Кажется, только вчера сюда пришла, а ведь работаю уже восемь лет, - говорит Ольга Борисовна. - Больше всего в работе мне нравится новизна и сам процесс, и, конечно же, то, что художники нам доверяют. Каждый режиссер приводит своего художника, с которым они друг друга понимают. Мы подстраиваемся под этот творческий союз и в то же время вносим что-то свое. Пока в нашей работе еще никто не разочаровался. Но мы не расслабляемся, стремимся вперед, создаем новое.

Такому энтузиазму можно только позавидовать. Однако для тюзовских бутафоров это обычное состояние, ведь энергию они черпают в творчестве.

Анна Шайдурова
Фото автора
©
URL: http://omskregion.info/news/3914-tvorchestvo_bez_granits/
Дата публикации:11/05/2012 06:28