Хельга Парис: «Очень ценю моменты»

Хельга Парис: «Очень ценю моменты»

Дата публикации 10 февраля 2016 11:51 Фото Евгений Кармаев

Классик немецкой фотографии о роли случая, цензуре и проблемах с мигрантами.

Выставка «Хельга Парис. Фотография» открылась в областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля.


В честь открытия вернисажа фрау Парис – «фотодокументалист с художественным взглядом», как она сама себя называет, прилетела в Омск и провела здесь почти неделю.


Вспоминая город Ц.


– Фрау Парис, в одном интервью вы сказали, что однажды во время съемки в ваших руках качнулась фотокамера, и негатив, а потом и снимок получились размытыми. Тогда вы решили, что именно так должны выглядеть воспоминания.


– Да, так и было. Камера затряслась в моих руках и чуть не упала. Фотоаппарат нужно держать в руках крепко (Смеется.).


– Но это помогло вам найти свой метод в фотографировании.


– Для серии «Воспоминания о Ц.» я пыталась сделать фотографии, которые напомнили бы мне о городе Цоссене. Но я была недовольна результатом, который получался. И когда камера дрогнула в руках, то возник снимок, который вы можете увидеть в зале вашего музея. Когда я отсматривала ту пленку, то поняла, что это и есть способ представления воспоминаний. Если бы была четкая фотография, то мы бы увидели просто предмет. А когда фотография становится размытой, то появляется что-то вроде предмета, не так ли? У каждого человека есть воспоминания, в которых четко запечатлены лишь отдельные моменты, а остальное мы помним смутно. Многие фотографии из этой серии я намеренно размывала.


– Цоссен – это город, в котором в 1945 году вы встретили советские войска. Как вам вспоминается то время?


– В тот год фронт приближался к моему родному городу Голлнов, ныне Голенюв, и мы всей семьей – мама, сестра Ева и я, повинуясь приказу об эвакуации, вместе с другими беженцами двинулись на запад. Оказались в Цоссене. Жить было негде, и мы, спасаясь от бомбежек, большую часть времени находились в бункере, построенном для Верховного главнокомандования. Очень боялись прихода русских. Моя старшая сестра даже предложила маме утопиться. Двадцать первого апреля в город вошли советские войска. В моем детском сознании мужчины Цоссена долго существовали в виде советских солдат и офицеров. Моя мать чистила им униформы, за это ей давали хлеб и продукты. Чуть позднее в Цоссене собралась вся наша семья: дедушка, отец, тети. Один русский офицер, его звали Саша, хотел жениться на моей тете Доре. Как только об их отношениях стало известно, она попала в немецкую тюрьму, он – в русскую. Мы больше никогда его не видели. Саша очень хорошо рисовал. Орел, нарисованный им, казался мне самой прекрасной картиной на свете. Цикл фотографий «Воспоминания о Ц.» был создан после ухода  русских войск в 1994 году.


Никогда не снимаю тайно


– На выставке большое место занимает серия автопортретов. Что вас заставило снимать саму себя на протяжении многих лет?


– Я обращала внимание на то, что художники рисуют сами себя, и часто задавалась вопросом: зачем? «Наверное, – думала я, – для того, чтобы заметить изменения в самом себе». Однажды, стоя перед зеркалом, я заметила, что мои чувства отражаются на моей внешности. И я решила исследовать саму себя. Поставила камеру и начала снимать свое отражение. Фотографировала в разные моменты своей жизни – в плохие и хорошие, радостные и печальные. Меня влекла возможность встречи с самой собой. Знаете, это как у поэта: когда ему грустно, он пишет грустное стихотворение и избавляется от меланхолии. В процессе работы я тоже как бы избавлялась от внутреннего груза, который давил на меня. На выставке представлены автобиографические снимки, сделанные на протяжении 8 лет – с 1981-го по 1989-й.


– За годы работы вы отсняли километры пленки. Какими творческими критериями вы руководствуетесь, отбирая фотографии для выставок?


– Для вернисажа в Омске, который в дальнейшем будет путешествовать по миру, я отобрала 133 очень важные для меня фотографии и приняла решение в пользу серийных снимков. Скоро в Берлинской академии искусств у меня откроется очень большая выставка, на которой будут представлены портреты поэтов, деятелей искусства.


– Кого вам легче снимать – простых людей или известных?


– У меня нет такого различия. Для меня существует просто человек. Другое дело, что один боится камеры, а другой нет. Чего я никогда не делала, так это не снимала тайно. Всегда предупреждаю людей и даже прошу разрешения. Хотя я знаю хороших фотографов, которые снимают скрыто, и у них получаются отличные снимки, но это не мой метод.


Черно-белая роскошь


– Почти 50 лет назад вы, специалист по истории костюма, взяли в руки фотокамеру и сделали снимок, который стал поворотным в вашей жизни.


– Я изучала историю моды и вышла замуж за художника Рональда Париса, преподававшего рисование и теорию искусств в инженерном училище. Много лет вращалась в богемной среде. Родились дети – Роберт и Дженни. Когда они подросли и нужно было возвращаться к активной работе, я начала думать о том, чем заняться. И однажды к нам в гости пришел будущий режиссер документального кино Петер Войт. Увидев фото детей, которое я сделала сама, он посоветовал мне посвятить свою жизнь фотографии. Решение было принято спонтанно. Моей первой камерой был чешский фотоаппарат с пленкой шесть на шесть сантиметров. Этой камерой шаг за шагом я фотографировала свою квартиру, натюрморты, соседей, улицу. Я – самоучка. Чтобы развить технические способности, устроилась работать в фотолабораторию.


– У вас много работ, сделанных в театре.


– Я снимала репетиции в театре оперы и балета в Софии,  театре немецкого города Фольксбюне. Очень ценю эти моменты. Репетиция позволяет снимать происходящее в атмосфере доверия и открытости.


– Но вот серия «Мусорщики» – это уже совсем другая история, совсем не эстетская.


– Нашими соседями в старом берлинском доме были разные люди, и мое занятие фотографией для них стало делом привычным. Однажды один из соседей, мусорщик, рассказал о пренебрежительном отношении к нему. Я с его согласия сделала серию фотографий о нем и его работе. Затем возникли еще две серии – «Берлинские пивные» и «Перевозчики мебели», которые были позднее опубликованы в журнале с авторскими комментариями. Этими работами я пыталась защитить людей, занимающихся собственным ремеслом. Дело в том, что в 70-е годы целью государства стала национализация. Снимать было несложно. Пролетарский быт мне знаком с детства.


– В этих снимках очень много оттенков серого.


– Это та роскошь, которой обладает черно-белая фотография. Уже восемь лет я не занимаюсь пленочной съемкой. Этот период моей жизни закончился. У меня есть маленькая цифровая камера, которой я делаю путевые заметки только для себя. Цветные, разумеется.


Не боюсь смешения народов


– Фрау Парис, вы жили и работали в ГДР, это было социалистическое государство с определенной системой запретов. Вас как фотографа цензура коснулась?


– Я не была фотожурналистом и свой хлеб зарабатывала репродукциями для каталогов. Но однажды в 1983 году возникла скандальная ситуация: я фотографировала Халле – город с большими традициями в центральной Германии. И хотя город не пострадал во время Второй мировой войны, он был в ужасном состоянии. Делалось это искусственно, чтобы разрушить старую часть города, которая напоминала о прежней, буржуазной Германии. На месте старинных домов с прекрасной архитектурой хотели построить панельные блоки и переселить туда людей. В мои планы не входило фотографировать разрушение города, но это невольно произошло, так как я снимала то, что видела. Выставка «Дома и лица. Халле 1983 – 85» должна была состояться в 1986 году, но ее запретили. Она была показана лишь после объединения Германии. Ее посетили более 16 000 жителей города.


– Насколько тяжело было жителю ГДР влиться в жизнь Западной Германии?


– В общем-то, было несложно. Мы были очень рады тому, что произошли изменения. К сожалению, все хорошее из того, что существовало в ГДР, например, система здравоохранения, школьного образования, было уничтожено. Мы приняли жизнь Западной Германии со всеми ее плюсами и минусами. В идеале хотелось бы построить Германию со всеми плюсами обеих стран.


– Вы живете в Берлине и видите воочию, как развивается ситуация с мигрантами. Как вы ее оцениваете?


– Я обеими руками за то, чтобы помогать беженцам. Но к нам стали прибывать люди не только из тех стран, где идет война. Их всех соблазнили обещаниями, и они приехали. Проблема в том, что беженцев очень много, а наша страна слишком стабильна и бюрократична для того, чтобы быстро предоставить им помощь. Мы не боимся того, что все народы смешаются. Так было всегда. На рубеже XX и XXI веков приехало много русских, поляков, евреев. Это нормально. Вместе с новыми людьми приходит и много хороших черт. Если бы существовала маленькая группка чистокровных немцев, это было бы ужасно. Но с сегодняшней проблемой нужно уметь обращаться, а у Германии нет такого опыта. Эту проблему нужно было изучить до приглашения мигрантов.


– Вы фотографировали эту ситуацию?


– Я – нет, но многие люди снимают. Особенно молодые фотографы. Им это очень интересно.


– Ваша фотовыставка, открывшаяся в Музее изобразительных искусств имени Врубеля, представлена как всероссийская премьера. Вам уже доводилось бывать в нашей стране?
– Я много раз была в Москве, один раз в Санкт-Петербурге. В Волгограде в 1995 году фотографировала ветеранов Второй мировой войны.
– В Сибири не замерзли?
– В день приезда в Омск на улице было минус 20. Я была этому очень рада! Для меня очень важно попробовать пережить настоящую зиму. Омск – красивый город. Музей замечательный! Его коллекция невероятная! И я очень люблю звучание русского языка, поэтому чувствую себя здесь очень комфортно.

Маргарита Зиангирова

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Национальный приоритет

Национальный приоритет

Вчера в Омске состоялся культурный форум с участием ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

На этом снимке фотокорреспондент Борис Метцгер ...

Информбюро

После субботника на хоккей

После субботника на ...

22 апреля омичи вышли на общегородской субботник. ...

Власть

Главные решения форума

Главные решения форума

На обеспечение доступности образования региону ...

Экономика

Ставка на землю

Ставка на землю

Региональное министерство имущества разработало ...

Политакцент

Готовность номер один

Готовность номер один

В четверг, 27 апреля, завершается прием документов от ...

Социум

Герои среди нас

Герои среди нас

В региональном МЧС наградили полицейского и ...

Культура

Аплодисменты для «Галерки»

Аплодисменты для ...

На сцене «Арлекина» завершился первый ...

Наследие

Наши деды – славные победы

Наши деды – славные ...

Накануне Дня Победы журналисты «ОП» и руководители ...

Спорт

Битва за кубок

Битва за кубок

В финале крупнейшего детского хоккейного турнира ...

Ситуация

Неудачное направление

Неудачное направление

Своевременное открытие ряда садовых маршрутов – ...

Спецпроекты

«Фронтовики научили любить Родину»

«Фронтовики научили ...

Продолжаем публиковать письма читателей.

Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов