Сказочник, который верил в добро

В театре «Арлекин» отметили 75 лет со дня рождения легендарного актера-кукольника заслуженного артиста России Эдуарда Уракова.

Хотелось помочь маме


Он ушел из жизни в 2014-м, а в 2015-м залу для самых маленьких зрителей было присвоено имя Эдуарда Уракова. Он был одним из создателей первой в России сценической площадки для малышей. А еще замечательного объекта в театре – «Каморки папы Карло».


У Эдуарда Семеновича – одна запись в трудовой книжке о приеме на работу, менялись только должности. В 17 лет пришел в театр монтировщиком сцены. Вовсе не из-за того, что мечтал стать артистом. Нужно было помочь маме, которая в годы войны была председателем колхоза в селе Увальная Бития, а заболев и переехав с детьми в город, осталась без паспорта и пенсии – не положены были закрепощенным колхозникам. Годы прошли, пока власть разобралась и назначила даже не простую, а республиканскую персональную пенсию, а в детстве Эдуарда Семеновича жили трудно, только помощью семи старших братьев и сестры.


В театр он влюбился сразу и навсегда. Ставил декорации и в первые же месяцы работы выучил все роли. Поэтому, когда утром 1 января один из актеров не смог выйти на сцену «по нездоровью», молодой монтировщик сумел его заменить. С тех пор актер Эдуард Ураков сыграл 150 ролей и поставил восемь спектаклей.


«Бриллиантовые» руки

Он всю жизнь был благодарен режиссеру Анастасии Трифоновне Варжало и после каждой премьеры думал, как она бы отнеслась к его новой работе. Варжало поверила в Уракова. После роли Черномора в спектакле «Руслан и Людмила» она поцеловала Эдуарда и сказала: «Спасибо!». Анастасия Трифоновна была сдержанна в оценках, и ее похвала дорогого стоила.


И Эдуард Семенович вслед за любимым педагогом был очень строг к себе. Когда десять лет назад готовился к юбилею, говорил, что может похвалить себя всего за несколько ролей. Ему дорога была заглавная роль в спектакле «Жуткий господин АУ», потому что казалось, что старичок, оставшийся в детстве, выражает его, Эдуарда Уракова, сущность. «За выстраданность» был дорог спектакль «Еврейское счастье». Работая над ролью бедного философа Шимен-Эле, Эдуард Семенович неожиданно пришел к вере, принял православие, и крестными стали режиссер спектакля Юрий Фридман и художник по костюмам и соавтор пьесы Алла Чернова. За эту работу, в которой актер работал с планшетными куклами выше человеческого роста, Эдуард Ураков был удостоен премии администрации Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства».


А множество зрителей разных поколений на всю жизнь запомнили выразительных героев Эдуарда Семеновича: Карабаса-Барабаса, папу Карло в «Золотом ключике», Пака в «Трех поросятах» и столяра Луку в «Каштанке», Арлекина в спектакле «Пушок-волшебник», три роли в спектакле для взрослых «Шкатулка», две – в «Месс-Менд». Звание «Легенда омской сцены», премия «Честь и достоинство российского театра» стали наградами от профессионального сообщества.


Он одним из первых в омском театре кукол стал выходить на сцену в живом плане, и все убедились, что и без кукол Ураков – прекрасный актер. Чувство юмора, импровизация, игра с залом, переходящая в захватывающее общение, – это его стиль. Но в первую очередь он был кукольником, с потрясающе чуткими, как у пианиста, пальцами, которые виртуозно управляли куклами любой конструкции.


Эдуард Ураков был уверен: оживающая кукла может все, ей подвластны тонкие нюансы человеческих чувств и броская пародия. Только нужны «бриллиантовые руки». И еще, как ни странно, взаимопонимание с куклой. Актер знакомился со своим будущим персонажем еще в мастерской, сразу узнавал в кукле своего героя или просил переделать куклу. Потом «притирка» друг к другу, поиск взаимопонимания. Этот процесс работы актера-кукловода он считал таинственным.  


Играть всегда


Однажды в день бенефиса Эдуарда Уракова театр показывал спектакль «Подземный король, или Крыса-дворник». Как обычно, спектакль игрался дважды. У Уракова – четыре роли. Шла игра с куклами и в живом плане. Никто из зрителей не догадался, что актер неважно себя чувствует. А у него температура подскочила до 38 градусов. Так было много раз: билеты проданы – бюллетень отменяется.


Экстраординарный случай был перед поездкой театра в Москву: Эдуард Ураков сломал ногу. А на фестивале в столице предстояло играть «Еврейское счастье» – моноспектакль актера, где он в течение полутора часов находится на сцене, «оживляя» семь кукол. Но играть в гипсе немыслимо. Пластический рисунок роли предполагал бег по зрительному залу, лазание по лестнице. Спектакль состоялся. Перед началом у актера сняли гипс, сделали новокаиновую блокаду.


В антракте повторили процедуру с обезболиванием. Зрители ни о чем не догадались…


Мир не перевернулся бы, если бы спектакль отменили. Но театр и сам Эдуард Ураков так ждали столичной премьеры! И не случайно в актерской среде издавна принято говорить: «Служу в театре». Служу, а не работаю.


Много лет они служили вместе: Эмира и Эдуард Ураковы. Имена на афише рядом, на гастроли – вместе с сыном и дочерью. Прожили 37 лет, и не было сшибки самолюбий, ревности к успехам друг друга, как бывает в творческих семьях. Эмира на четыре года раньше получила звание заслуженной артистки, Эдуард Семенович считал это естественным, отдавая должное потрясающей интуиции жены, помогавшей перевоплощению.


Она ушла из жизни неожиданно. Болела не она, а он. Полгода Эдуард Семенович лежал в больнице со страшным диагнозом, а жена каждый день ровно в десять часов была у его постели – часы можно было по ней проверять. Эдуард вылечился, а у Эмиры сердце не выдержало напряжения от тревог. Он винил себя в ее смерти и еще больше работал.


Через годы создал семью с художником театра Ириной Чижковой. Вместе работали над спектаклями для самых маленьких. Иная модель семьи актеру была неизвестна: театр – это дом, дом – это театр.


Что такое везение


В молодости режиссеры хотели видеть Уракова в амплуа героя. Он сам считал себя характерным актером. Но все чаще стал выступать в роли доброго сказочника. Для детей он был не только актер театра, но и дядя Эдик из передачи омского телевидения «Баюшки». Потом была программа «У Лукоморья». А передача «Про театр, про кукол, про сказки» была его собственным проектом и выходила в течение 15 лет. Он рассказывал: «Иду по городу – все здороваются. Однажды летом не было горячей воды, и я пошел с сыном в баню. Разделись, взяли шайки, и вдруг маленький мальчик говорит: «Смотрите, дядя Эдик голый». Прямо, как в андерсеновской сказке про голого короля. Внимание приятно, но часто хотелось сбежать, спрятаться от него».


В последние годы Эдуард Ураков переживал, что в нынешних зрелищах для детей нарушен баланс добра и зла. Зло безраздельно царствует, а носители добра – исключительные личности, одиночки. А добро должно побеждать зло, иначе бессилие и уныние будут сопровождать жизнь с раннего детства. Эдуард Семенович увлекся режиссурой спектаклей для малышей, восстанавливая этот баланс.


Когда его спрашивали: «Вы везучий человек?», он отвечал: «Конечно. В жизни больше везло на хороших людей, чем на плохих». И, как положено сказочнику, заключал: «Я верю в добро в душе любого человека».

URL: http://omskregion.info/news/39607-skazochnik_kotory_veril_v_dobro/
Дата публикации:17/02/2016 11:08
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев