От большой воды до большой беды

Строительство водосбросного канала поможет спасти от затопления сразу несколько районов Омской и Тюменской областей.

Из-за особенностей рельефа значительная часть Омской области подвержена затоплению и подтоплению. Больше всего страдают Оконешниковский, Нижнеомский, Тюкалинский, Русско-Полянский, Крутинский, Любинский, Таврический, Павлоградский и Нововаршавский районы, где очень высокий уровень грунтовых вод. Но особенно сложно приходится жителям Называевского района, половина площади которого подвержена подтоплению. Причем положение с каждым годом только ухудшается. Не случайно еще в  2014 году по распоряжению губернатора Омской области Виктора Назарова была утверждена дорожная карта по инженерной защите муниципальных районов от негативного воздействия вод.


В соответствии с ней был образован общественный научно-технический совет, куда вошли ведущие специалисты проектно-изыскательских компаний, научные работники учебных и научно-исследовательских  организаций, представители областных министерств и муниципальных районов. Совет возглавил заместитель председателя правительства Омской области Станислав Гребенщиков.


В настоящее время рабочей группой совета готовится проект технического задания на проектно-изыскательские работы по сбросу паводковых вод с территорий Крутинского, Называевского и Тюкалинского районов.


 Это и стало главной темой круглого стола, который прошел в редакции газеты «Омская правда». В разговоре приняли участие заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Дмитрий Фидцов, генеральный директор ЗАО «Центр геодезических технологий» Исаак Кацман, начальник отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового управления по Омской области Сергей Полев, руководитель группы гидрологии ЗАО «ЦГТ» Евгений Коченов и генеральный директор ЗАО «Научно-производственная фирма «ГЕО» Владимир Харитонов.


Сами создали себе проблему


– Проблема подтопления носит техногенный характер, то есть это рукотворное бедствие, которое создано человеком. Люди ведь селились не на болоте, а в повышенных местах, и если сейчас эта территория  подтоплена, нет комфортного проживания населения, значит, мы своими какими-то необдуманными действиями и создали эту ситуацию. Например, железная дорога или шоссе перегородили поверхностный сток, перенаправив его на населенный пункт, который в результате затопляется, – начал разговор Исаак Кацман. – И беда не только в этом, а еще и в побочном негативном явлении – вода испаряется, и в почве остаются соли. Ежегодно накапливаясь, они негативно влияют на плодородие почв, снижая эффективность сельхозпроизводства.


Далее директор ЗАО «Центр геодезических технологий» пояснил, что физический смысл явления подтопления в том, что при нормальных условиях воды весеннего и дождевых паводков, не имея возможности стекать, испаряются, а частично фильтруются до водоносного горизонта, где и «разгружаются». Но когда есть избыток воды, то она не успевает это сделать. Уровень грунтовых вод начинает расти, достигает поверхности, происходит заболачивание местности. Избавиться от этого можно, лишь построив какие-либо гидротехнические сооружения (каналы), по которым бы уходила лишняя вода. Есть и иной путь, но он в наших условиях представляется фантастическим – это разрушить все препятствия поверхностного стока, который люди сами и создали, – дороги и прочую инфраструктуру.


– Проблема возникла не сегодня, она появилась еще в советское время, когда пытались решить ее «мелкими» мероприятиями. Мы несколько раз отводили воду от Называевска через каналы до ближайшего болота, но в итоге она снова пошла в населенные пункты, – включился в беседу Сергей Полев. –
Дело в том, что раньше вопрос носил сезонный характер – в засушливые годы это было неактуально, а в дождливое лето принимались искать деньги для ликвидации подтопления. Но сейчас пришло такое время, когда природный цикл в Называевском районе уже никакой роли не играет: грунтовые воды поднялись и никуда не уйдут. В результате исход людей из затопленных населенных пунктов становится печальной реальностью.


Есть еще одна сторона вопроса: в 2007 году из-за обильных дождей со стороны Сладковского района Тюменской области началось интенсивное подтопление отдельных территорий Называевского района – это Покровское, Большесафонинское, Муравьевское, Мангутское и Старинское сельские поселения. Не обошла эта беда стороной и Называевск. В то время на ликвидацию последствий паводка из областного бюджета было направлено 22 млн. 600 тыс. рублей. Но за последние три года количество выпавших здесь осадков в полтора раза превысило норму, в результате чего окружающие Называевск болота переполнены. Вода поступает на территорию города, где подтоплены уже почти все улицы в северной, западной и южной части.


– На меня произвело просто гнетущее впечатление посещение Называевска. Здесь прямо на центральной улице растет камыш. Несложно представить, что творится в этом населенном пункте: разрушаются фундаменты зданий, дома в частном секторе просто «тонут». Даже сооружения, которые закладывались с запасом на 50 лет эксплуатации, выходят из строя в два раза быстрее. Так что это не только человеческая беда, но и большие экономические потери, – продолжил Исаак Кацман. – Решение этой проблемы связано с большими материальными затратами. Не надо быть экономистом, чтобы это понять.

Ежегодно ущерб от проблемы подтопления составляет минимум один миллиард рублей, при этом в расчетах не учитывается еще и социальный, и хозяйственный ущерб. Причем некоторые по-прежнему это явление относят к категории стихийного бедствия. Но я еще раз утверждаю, что оно носит техногенный характер, поэтому решать вопрос надо комплексно.


Канал – за счет Москвы


Еще в 2006 – 2008 годах были проведены изыскания по поиску путей сброса сточных вод в реку Ошу и дальше в Иртыш. По их результатам было оформлено техническое обоснование гидротехнического сооружения, которое защищалось на научном совете в Федеральном агентстве водных ресурсов России. К сожалению, этот вопрос до конца так и не был решен. Дальнейшая реализация не получила своего продолжения, поскольку были вынесены серьезные замечания по техническому обоснованию. Смета, виды и объемы работ планировались грандиозные, необходимое финансирование составляло несколько миллиардов рублей. Дороговизна проекта и стала основной причиной отказа от него. Федеральным центром было предложено найти более оптимальные пути решения проблемы, на этом, к сожалению, все и остановилось.


Сегодня в связи с изменениями в российском законодательстве появилась возможность эти работы выполнить за счет федерального бюджета. Для чего необходимо, чтобы о важности и актуальности проблемы заявили власти сразу двух субъектов Федерации. В нашем случае Омской и Тюменской областей.


– В соседнем с Называевским Сладковском районе Тюменской области в свое время построили сеть каналов, которые со временем пришли в упадок, поэтому они готовы к совместному участию в реализации проекта водоотведения, – говорит Сергей Полев. – Теперь, чтобы дело пошло в гору, всем нам, а именно научно-техническому совету, областным и районным властям, необходимо подготовить технико-экономическое обоснование и подать заявку на финансирование в Министерство природных ресурсов и экологии России на разработку проектно-сметной документации и реализацию мероприятий по водоотведению.


Напомним, что 2017 год будет объявлен Годом экологии в России, и это существенно повышает шанс получения финансовых средств из федерального бюджета для реализации жизненно важного проекта.


– С прошлого года мы начали работать с архивом по замечаниям, касающимся технического обоснования. При этом активно сотрудничаем с Тюменской областью, которую эта проблема касается непосредственным образом. Главная цель – выйти на разработку проекта водосбросного канала и его реализацию в ближайшей перспективе, – подчеркивает Дмитрий Фидцов. – Мы планируем мероприятия в части дополнительных изысканий, чтобы все это легло в общий пакет документов. Осенью этого года необходимо защитить проект в Москве для привлечения федеральных средств. Дело в том, что его реализация в любом случае будет дорогостоящей – минимальная сумма составляет около одного миллиарда рублей, и без поддержки нам просто не обойтись.


Заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области подчеркнул, что соседям проект необходим так же, как и нам. При этом своих средств, несмотря даже на наличие нефти и газа, не хватит, поэтому при восстановлении и строительстве водосбросного канала они также нуждаются в федеральном финансировании.


– У нас уже выстроен диалог с Тюменской областью. На последнем заседании совета был представитель этого региона, так что в вопросе решения проблемы подтопления населенных пунктов мы идем вместе. Правда, у них ситуация не такая острая, поскольку граничащий с нами Сладковский район малозаселенный. К тому же  вода – около 35 млн. кубометров в год по Мангутскому каналу, который с их стороны был построен, – приходила в Омскую область, – поясняет Дмитрий Фидцов. – Тем не менее они согласны с нами: им необходимо восстановить систему, а нам – построить. Поэтому нас понимают и поддерживают, для чего создали у себя свой научно-технический совет для выработки единого проекта водосбросного канала и его технического обоснования.


Сначала канавы и трубы


Участники круглого стола сошлись во мнении, что помимо строительства канала необходимо решать вопрос и о водопонижении в населенных пунктах.
Не стоит забывать, что одним из источников подтопления является недостаточное водоотведение при водопотреблении населения. Отсутствие канализационных и дренажных сооружений только усугубляет ситуацию. Так, в 1980 году был построен Любино-Исилькульский групповой водопровод, а на территорию Называевского района заведено централизованное водоснабжение. При этом о водоотведении тогда никто не подумал. Только на территорию города Называевска ежедневно «выливается» около двух тысяч кубометров воды, и так на протяжении последних 35 лет. Идет интенсивное заболачивание района, здесь потеряно уже более 40 процентов земель сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день остались неподтопленными только Утинское, Кисляковское и часть Князевского поселений.


– Решать эту проблему надо уже сейчас, не дожидаясь федерального финансирования, выполняя работу пошагово и «всем миром». Так, для того, чтобы сбросить поверхностный сток с населенного пункта, порой достаточно прорыть канавы и затем регулярно их чистить. Необходима мобилизация и администрации, и общественности, чтобы каждый в меру своих возможностей делал это, – считает Исаак Кацман. – С другой стороны, начинать эту работу надо с гидрологического обследования населенного пункта, чтобы по результатам можно было решить – достаточно прокопать и заложить трубу для сброса воды или надо сделать что-то другое. Для этого требуются не миллиарды, а всего лишь тысячи рублей. Второй момент – необходимо составить карты, которыми можно будет пользоваться при застройке, зная, где находится водоносный горизонт, какой уровень грунтовых вод. Именно такие работы должны предшествовать общему «наступлению» на проблему подтопления, включающему в себя строительство канала.


Кстати, точно такая же проблема, как в Называевске, существует и в Исилькуле, Москаленках, Марьяновке, Любино и Таврическом. Просто Называевский район – это наиболее яркий пример, «болевая точка», где сейчас сконцентрировались на решении проблемы. А вообще она характерна для всей области, за исключением, пожалуй, некоторых северных районов, где существуют естественные стоки грунтовых вод.


Некоторое подтопление отдельных районов происходит и в Омске, но здесь выйти на федеральный уровень, к сожалению, не удастся. Решать эту проблему придется муниципалитету и региональной власти. При этом в областном центре ситуация гораздо лучше, чем в Называевске: здесь есть ливневки, канализация, протекает Иртыш, в который можно сбросить лишнюю воду. Проблема только в ее очистке.


– Недавно мы делали изыскания в Шербакульском районе, разработали проект по сбросу грунтовых вод в озеро. Он недорогой, но уже третий год не реализуется по финансовым причинам, – сетует Владимир Харитонов. – Стоимость проектно-изыскательских работ составила чуть более шести миллионов рублей, стоимость строительства гидротехнических и очистных сооружений – 138 млн., что вполне по силам региональному и муниципальному бюджетам. Это стало бы наглядным примером того, как можно работать над проблемой подтопления населенных пунктов, не доводя до ситуации, при которой потребуется огромная поддержка федерального центра.


Опять затопило


Еще одна проблема, на которую обратили особое внимание участники встречи, – это строительство жилья и других объектов на территориях без достаточного гидрологического обоснования и где существует реальный риск подтопления.


– Ни в одной администрации, в том числе и Омска, в соответствующих управлениях нет должности гидролога, хотя каждый проект строительства объекта проходит экологическую экспертизу. На это тратится немало средств, а вот гидрология, оказывается, почему-то никому не нужна, – недоумевает Исаак Кацман. – Все это и приводит к таким печальным последствиям, как подтопление территорий, где уже идет активная застройка.


– Действительно, во многих населенных пунктах строительство жилья продолжают осуществлять на проблемных территориях, а то и прямо в поймах рек. Такая ситуация наблюдается в Таре, Знаменке, Муромцево и других районах. Возникает вопрос – зачем это делают? Да, жить на берегу красиво, но эта территория всегда была опасной и время от времени затапливалась, – говорит Дмитрий Фидцов. – Поэтому мы обращаем внимание муниципалитетов на необходимость учета проблемы затопления и подтопления в существующей и разрабатываемой градостроительной документации. А то ведь и до беды совсем недалеко. У нас иногда планируют под комплексную застройку территории, где этого делать вообще нельзя!


Как выяснилось, чтобы прекратить эту порочную практику, за счет  областного бюджета проводится работа по зонированию – в этом году в Черлаке, в 2017-м планируется начать в Называевске. Это повлечет за собой, в том числе, и запрет на строительство на территориях, где существует опасность затопления или подтопления. При этом на основании результатов обследования в обязательном порядке будут вноситься коррективы и в генеральные планы по развитию населенного пункта.


– Подобные исследования остро необходимы, ведь каждый год тратятся огромные средства для ликвидации затопления. Если бы мы заранее это предусмотрели, не было бы этого рукотворного бедствия, не тратились бы сумасшедшие деньги, которые могли пойти на насущные нужды. Считать надо уметь! – подчеркнул Владимир Харитонов.


Кадры нужны, кадры важны


И последнее, на чем заострили свое внимание участники круглого стола, стал кадровый вопрос и отсутствие специализированных учреждений и организаций, которые могли бы самостоятельно решать проблему подтопления и затопления населенных пунктов в Омской области.


– Проблема подтопления и ликвидация последствий – сложная инженерная задача, которую должны решать специалисты в этой области. Их сейчас почти нет. Не существует и специализированной организации, а я убежден, что ее необходимо создать, чтобы были инженеры-гидротехники, гидрологи, геологи, строители гидротехнических сооружений и соответствующая техника для всего этого, – считает Исаак Кацман. – Иначе построят канал, а кто затем будет его эксплуатировать и обслуживать?! Это комплексная проблема, которую в любом случае надо решать. К сожалению, беда в том, что у нас планомерно уничтожается высшая гидротехническая школа. В ОмГАУ раньше выпускали таких специалистов, но затем они стали невостребованными. Печальный результат этого мы сегодня и можем наблюдать.


Такое предложение было единодушно поддержано собравшимися специалистами, которые также уверены в необходимости реанимировать специализированные изыскательские и гидростроительные организации. Без этого можно потратить много средств, но не получить должного эффекта.


– На базе этих организаций без привлечения дополнительных резервов и средств можно решать вопросы эффективного сельхозпроизводства – орошения, осушения, водоснабжения и, конечно, водопонижения, – резюмировал Исаак Кацман.


– И все же я могу сказать, что в Омской области еще остались первоклассные специалисты для продолжения той работы, которую мы начали. Часть из них собралась сегодня за круглым столом, – отметил Дмитрий Фидцов. – Именно их мы и собрали в научно-техническом совете, куда входят представители ОмГАУ, СибАДИ, ОмГТУ, Омского филиала Сибирского НИИ гидротехники и мелиорации. Я думаю, что благодаря этому все у нас получится.


Остается надеяться, что совместными усилиями удастся добиться положительных результатов в решении жизненно важной для Называевского района и всей Омской области проблемы. Если процессы прихода и расхода воды будут сбалансированы, есть все шансы при глубокой научной проработке этого вопроса и реализации комплекса инженерно-строительных мероприятий вернуть равновесие в природные процессы, ликвидировав техногенную проблему подтопления и затопления населенных пунктов.

URL: http://omskregion.info/news/39609-ot_bolshoy_vod_do_bolshoy_bed/
Дата публикации:17/02/2016 11:17
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев